О защите чувств. Павел Адельгейм

Владимир Дьяченко
                Ещё раз о защите чувств.


                Вступление.
 
   Вся моя трудовая деятельность прошла в том государстве, которое называлось СССР.
Помню в начале восьмидесятых моё посещение подмосковного городка Загорска, которому теперь возвратили название Сергиев Посад,. За древней каменной оградой монастыря чувствовался другой мир, тихий, размеренный. Здесь я увидел разных людей – праздных, таких как я, которые пришли из любопытства, - и благочестивых, погружённых в молитву. Очень много было молодых, что меня немало удивило.
Иногда на паперть выходил какой-нибудь священник и беседовал с окружающими.
   Людей объединяло БЛАГОГОВЕНИЕ.

 Мне не трудно объяснить благоговейное чувство, к сожалению, теперь уже тогдашнее чувство.
Я в то время тяготился своей работой в НИИ, затхлой атмосферой угодничества, казёнщины и лицемерия. А этот отгороженный от мира островок представлялся мне оазисом, где НЕТ тех перечисленных выше феноменов.

Итак, это представление оставалось долгое время и в начале перестройки, которую я встретил с ожиданием лучших перемен, главным образом в духовной сфере. На книжных полках можно было видеть большое разнообразие книг, посвящённых духовной тематике, - тех книг, которые раньше с невероятным трудом приобретались вне книжных магазинов, в «оффшорах». Но зато сколько радости при каждой покупке!

   А религиозные праздники, особенно пасхальные, - ждём после поста с нетерпением появление первой звезды, - а поздравления, - а семейные застолья, - и всё с БЛАГОГОВЕНИЕМ.

Куда всё это подевалось?!


Мы привыкли считать, что мнение Церкви   является чем-то единым и неоспоримым и принимаем всё за чистую монету. Всё это далеко не так. Православная Церковь представляет собой большой пласт, где не всё так просто.

Я думаю, не безынтересно будет узнать, что по этому поводу писал православный священник Павел Адельгейм.


 
                О ЗАЩИТЕ ЧУВСТВ. (о. Павел Адельгейм)

Годовщина акции в ХХС.
24 фев, 2013 at 3:30 PM

"Прошло две тысячи лет. Огонь покрылся пеплом и слабо тлеет, а то подменяется имитацией, — сетует Павел Адельгейм. — Посмотрел вчера по ящику журналистов-защитников РПЦ, и пахнуло на меня затхлой казенщиной партсобрания, в котором все заранее известно и решено, остается посплетничать. Десятка полтора журналистов и дам по очереди дудели в одну дудку, извлекающую из любого голоса типовую мелодию. Тошнотворная скука. Почему бы не организовать дискуссию? Пригласить народ с различными позициями, поискать взаимопонимание… Нет, тупо дудят в одну дуду! Уважающим себя журналистам этот междусобойчик показался скучным, бессодержательным и отклика не вызвал".


По его словам, дискуссия в телеэфире коснулась и скандала вокруг Pussy Riot. "Немолодые дяди и тети, вроде как с христианским мировоззрением, агрессивно обсуждают, как расправиться с тремя молодыми женщинами, просидевшими два месяца в тюрьме за песенку в ХХС. Да, поступили нехорошо. Ну выгнали их из храма. И поставьте точку. Дальше начинается несуразное. Христиане требуют отомстить, на годы посадить в тюрьму, сломать им жизнь, как уголовным преступникам. Их прямо распирает самомнение: ах, какие они правильные и пушистые на фоне этих грешниц! Про Христа и крест Его христиане забыли", — считает священник.

Резюмируя сказанное, он напоминает цитату из Евангелия: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо делая так, ты собираешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим.12,19-21).

"Духа не угашайте, пророчества не уничижайте.
Всё испытывая, доброго держитесь" (ап.Павел).

Акция в ХХС, за которую молодые женщины провели первый год тюремного заключения, всё больше приобретает смысл, подобный Челябинскому метеориту. Год назад акция рассматривалась сама по себе, отдельно взятым событием вне связи с духовным состоянием РПЦ и общества. Обсуждению подвергался моральный облик женщин и недопустимость поступка. Моральное право этих женщин на свидетельство оспаривали  ссылкой на их не достоинство. Мнения о женщинах и их поступке могут быть разными и сегодня. Оценивая издалека мужество женщин, взявших на себя подвиг тюремного заключения за свидетельство, всё отчетливее выявляется провиденциальный смысл акции, независимый от их намерения. Религия и мораль-две близкие, но не тождественные области духовной жизни.
 
    Во-первых, Промысл Божий может употребить для своих целей любое орудие. Библия повествует, как Валаам шел проклинать Израиль: «Воспылал гнев Божий за то, что он пошёл, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. И увидела ослица Ангела, стоящего с обнажённым мечом в руке, и своротила с дороги, а Валаам стал бить ослицу. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьёшь меня? И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела, стоящего на дороге с обнажённым мечом в руке. И сказал ему Ангел: если бы ослица не своротила, я убил бы тебя» (Числ.22. 22,23,27,31,33).

      Во-вторых, ошибочно рассматривать этот поступок, как частный случай, вне связи с церковной и общественной жизнью. Реакция была естественной и возникла не на пустом месте. Она выразила общественную оценку симфонии, повторившей историческое заблуждение, приведшее к катастрофе 1917 года. Молебен заявил протест против смычки несовместимых начал: государственного механизма с церковным организмом, свободы с насилием, любви с корыстью.

      В-третьих, ответ спровоцирован государством, презревшим общественное мнение, и   РПЦ, отвергнувшей народ Божий.
  Если правоохранительные органы нарушают права и свободы граждан, жаловаться некому. Легитимные средства защиты не работают. Государство толкает граждан на «несимметричный ответ», а потом расправляется с ними "по закону".
  В Российском государстве протестные акции социалистов вылились в терроризм - покушения на царя и сановников. Революция вылила накопившуюся ненависть на духовенство. Не следовало расстреливать крестные ходы из пулемета, не следовало "огнем и мечом" загонять в православие, требовать справки о ежегодном причащении. Заявление - "неадекватная акция" не подходит, если адекватный ответ не допускается. Сорвавшись с катушек, делают, что могут и как умеют. Современный терроризм тоже вырос на почве произвола и насилия. Насилие не породит любовь. Оно воспитает страх и ненависть поколений.

Нравственную оценку акции в ХХС следует начинать с провокационных причин, породивших её, а не делать вид, что акция совершена на пустом месте из хулиганских побуждений: "вот плохие женщины ни с того, ни с сего пошли плясать в храм".
Это лицемерное объяснение исключает собственную вину власть имущих. Из каких бы побуждений женщины ни совершили акцию, их поступок ответил на многолетнее поругание церковных канонов Священным начальством. Женщины не объяснят, какие устои Церкви нарушены, но они обнажили неправду РПЦ и её противоестественные связи с РФ.
      Это  объясняет невероятный успех акции.

 Реакция госструктур, РПЦ и общества показала, что выпущенная стрела попала в болевую точку и вызвала мощный резонанс, которого женщины заранее не могли предположить, и указывает на провиденциальный смысл акции.

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5,10-12)

Само словосочетание «защита чувств верующих» звучит нелепо и бессмысленно. Как можно этого не видеть? Общественная палата не одобрила закон о правовой защите чувств верующих граждан. Значит, есть христиане, читающие Евангелие. Официальные представители РПЦ МП, протоиерей о. В.Чаплин, о. Д.Смирнов, В. Легойда и прочие озвучивают противоположную точку зрения, чуждую христианской традиции. Они требуют покаяния от других. Покаяния не требуют, к покаянию не принуждают угрозами и тюрьмой. Его рождает свободный дух из глубины совести во имя христианской любви. Неужели они не расслышали голос этого духа в Нагорной проповеди:

 «Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
 Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф.5,39-46).

 Не стану целиком переписывать Евангелие. Официальные представители МП смогут сами отыскать этот священный текст. Мало его прочесть. Надо ещё и понять. Для понимания Евангелия в свете христианской традиции достаточно источников. Смысл Нагорной проповеди раскрывают толкования и проповеди великих учителей Церкви: апостолов, святителей, преподобных. Эти толкования имеются в библиотеках.
Надо только найти, прочесть и понять, что «закон о защите чувств верующих» вызвал бы у святых мучеников, как первого, так и двадцатого века глубокое недоумение. Такой закон, как и принуждение к покаянию чужд христианскому сознанию.

Человек переживает разные чувства: материнство, сочувствие и милосердие, оскудевшие в наши дни. Его радуют любовь, надежда, вера и другие чувства.
 В защите нуждается чувство доверия граждан, пострадавших от афер с финансовыми пирамидами или вложивших сбережения в квартиры и оставшихся без крова и средств.
 Нуждается в защите семейная любовь, отчаяние покинутых сирот, стариков, жен, мужей. Но из множества оскорблённых сердец и попранных чувств Госдума избрала для защиты «религиозные чувства верующих». Чем определён такой выбор?

В советские времена призывали не оскорблять чувства верующих, но при этом срывали с шеи крест, исключали из школы, увольняли с работы, позорили в газетах за веру в Бога. Бывало и хуже: лагеря и расстрел.
Христиане не унывали. Они знали, что несут свой крест за верность Христу. Суд и прокуратура не защищали чувства и права верующих граждан.
 Забота о чувствах верующих, о чувствах одной из всех социальных групп граждан вызывает недоумение. Или верующие, как оранжерейные цветы, в новое время нуждаются в парниковых условиях?

 Густав Флобер написал роман «Воспитание чувств». Его герои не состоялись. Один не умел обуздать жажду власти, другой запутался в любовных переживаниях. Каждому приходится воспитывать свои чувства, волю, разум. Воспитывать чувство прекрасного помогают музеи и храмы, картины, иконы, скульптуры и другие произведения искусства.
 Януш Корчак написал книгу «Как любить ребёнка». Эта книга о родительских чувствах, которые тоже надо воспитывать. Отношение к ребёнку различается от обожания до неприязни. Любовь к ребёнку, как и любовь к себе самому, бывает правильной или нет.
 Любовь к себе, по заповеди Христа, является мерой любви к ближнему. Любить себя можно должным и недолжным образом. Можно любить в себе образ Божий. Можно любить в себе похотливое и жадное животное, недостойное имени человека, услаждать его инстинкты. Чувства можно распустить так, что они выльются в гнев, жадность, зависть, доведут через пороки до беснования. Разумное отношение к человеку требует обуздывать и воспитывать свои чувства.

 А.С. Пушкин устами Онегина даёт девушке мудрый совет: «учитесь властвовать собой». Это евангельский и святоотеческий принцип.

Когда говорят о защите религиозных чувств, возникает первый вопрос: как определить и выделить «религиозные чувства»? Едва ли люди вкладывают одинаковый смысл в этот термин.
Второй вопрос: как определить объём понятия однозначно для всех?
Как относится к религиозным чувствам, допускающим агрессию по отношению к чувствам других? Защищать их или защищать от них? Чувства субъективны. Что чувствует человек, знает только сам. Другие вынуждены верить ему или догадываться.

 А родительские и художественные чувства нуждаются в защите? Споры о них бывают жаркими. Закон о защите чувств верующих обяжет суд разбираться в нюансах психологии, решать, что можно или нельзя чувствовать; о каких чувствах можно говорить, о каких нельзя. Войдя в интимную область сердца, суд свяжет и поработит совесть человека, оставит беззащитным. Законы защищают права человека, живущего в государстве и обществе.

Право объективно и поддаётся определению. Право влечёт обязанности, различая, как следует и не следует поступать. Нарушение прав и обязанностей доказуемо. Но при всей объективности и доказуемости сегодня права верующих остаются незащищёнными даже в церкви.

 Архиерей выгнал из Приходского собрания 20 человек безо всякой вины за то, что голосовали не единогласно, а по совести. Правоохранительные органы и суд не защитили их, хотя нарушен п.3 ст.29 Конституция РФ. Закон оправдал рейдерство в угоду церковной политике. Жаловаться некому.
 Когда церковный Главк определит, какие чувства надо защищать, на верующих начнутся гонения за "неправильные" чувства. Гонения будут хуже прежних. Расправу над верующими назовут защитой религиозных чувств. Грядёт инквизиция. Жаловаться будет некому, как всегда.»

                Послесловие.

Я подумал, а могло ли такое случиться до перестройки, в те годы, о которых я писал в предисловии. Просто я не могу такое представить. Церковь превратилась теперь в карательный орган, отличающийся нахрапистостью и полным пренебрежением к нуждам отдельных граждан. По новому закону в армии введена должность помощника командующего по работе с верующими, с «христолюбивым воинством». Патриарх становится правой рукой президента.