Поэт деревни Николай Володин

Виктор Андрусов
          НА  СНИМКЕ: выпускник факультета журналистики ЛВВПУ лейтенант Николай Володин. Фрагмент  из журнала "АТАКА", который издавался в училище каждый год по случаю очередного выпуска молодых офицеров-журналистов. Львов, 1972 год.
         
        15 января 2014 года сердце  НИКОЛАЯ  ВОЛОДИНА  остановилось...
 
        ЗОЛОТЫЕ   РОССЫПИ   ЕГО   ПРОНЗИТЕЛЬНЫХ   СТИХОВ

***Мои стихи  –  скорее  крик  души,
   (И  пусть  их  кто-то  называет  прозой!)
   Они  со  мной  испытаны  морозом
   В  глуши  таёжной,   в  каменной  глуши…

             ***Я  говорил  смешно,  витиевато,
        Так  говорил,  не  ведая   того. . .
                Стихи – они совсем  не  виноваты,
                Что  не  дошли  до  сердца   твоего!

***Чем  живу  я  и  что  мне  грезится,
   Что  пою  на  крутом  вираже, -
   Записать  бы  осколком  месяца
   На  распахнутой  настежь  душе…

             ***Я  счастлив,  что  по-своему  живут  мальчишки,
                Гоняю  с  ними  мяч,  забыв  дела.
Ошибки?   Есть!   Я  родом  не  из  книжки,
Я  -  РОДОМ    ИЗ   РЯЗАНСКОГО   СЕЛА!

***Я  живу!  И  дышу.  И  мечтаю.
   Жарко  ту  люблю,  что  нынче  вдалеке.
   Оттого  и  снежинки  тают
   На  ресницах   и  на  щеке…

             ***Расстаёмся,  горестно  прощаемся,
Пишем  торопливо  адреса
И оставить  в  сердце  мы  пытаемся
Рук  тепло  и  смех,  и  голоса…

***Я  писем  жду.  Коротких  и  длинных.  Любых.
   Поверь,  что я  буду  без  писем  твоих,
   Как  тополь  без  листьев,  как  счастье  без  слёз,
   Как  Русь  без  тальянки  и  белых  берёз…

             ***Смотрю  на  церковь.  Молча.  И  боюсь
К  ней сделать  шаг  тревожно  и  устало.
И,  грешник,  я  на  женщину  молюсь,
Которая  меня  не  предавала…

***Что  там  дивного  края  экзотика,
   Что  изысканный,  томный  Париж,
   Когда  ты  в  своём  платье  коротеньком
   Под  поющей  берёзой  стоишь?!

             ***Да, конечно,  я  встречал  красивее,
Называл их  песней  и  судьбой.
Был  любим.  Но  был  ли я  счастливее,
Чем  с  простой  и  ласковой  тобой?

***А  ты  смеялась.  Звонко  так  смеялась,
   Как  будто  бы  резвился  ручеек,
   Как будто бы дорога возле ног к  загадочному счастью начиналась…

             ***Не  забыл  тебя  белую-белую.
Я  смешон  и  наивен?   Пусть!
Снова  сердце  прыгает  белкою
По  ветвям  сладострастных  чувств…

***Между  нами  -  пять  часов  разлуки,
   Пять  часов  -  ну что  они  в  судьбе?
   Я  уже  протягиваю  руки 
   Ласковой, единственной  -  тебе…
 
***И  было  лишь  вино  отрадой,   «вокзалом»  душу  называл,
   Но,   просветлённый   Вашим  взглядом,  я  трезвый  и  счастливый  стал!
   И  даже  ветреная  осень  мне  не  мешает  песню  петь.
   Опавший  лист  уже  не просит   меня  с  ним  вместе  догореть.
   Я  весь  какой-то  обновлённый,    я   весь  какой-то  молодой…
   Быть  может,  взгляд   Ваш  затаённый  стал  для  меня  живой  водой?!

             ***Страшней всего,  когда  убита  нежность:
Её  -  не  воскресить,  не  возродить.
Заботливым  и  добрым  -  можно  быть,
Но  это  -  не  любовь.  Скорей  -  прилежность…
Глотнуть  сейчас  бы  шумно  леса  свежесть,
                Потом  рвануть  рубаху  на  груди.
                Я  говорю:   во  мне  убита   нежность,
                Какой  я  есть,  ты  уж  сама  суди...

***Отцвела  любовь  вишней  белою – ничего  с  собой  я  не  сделаю –
   Не  могу  пропеть  вновь  признание…  Снег  стряхнула  ветвь  на  дыхание.
   Где-то здесь, в саду,  старость прячется,  на глаза  мне не  покажется.
   Да  и  с   ней,   седой,  что я  сделаю?
   Отцвела  любовь  вишней  белою…
       
             ***Теперь  до  смерти  мне  не  погрустить,
Теперь  до смерти  мне  не  посмеяться…
Так  просто  и легко  любимым  быть.
Так  трудно  нелюбимым  оставаться…

***Поскорее,   жена,  дай  мне  ручку,  тетрадь, 
   Что-нибудь   напишу,   есть  такая  забота.
   Я  не  вечен.  Придётся и мне умирать  –
   В  январе  под  метель  умирать  неохота…
   
   (Так,  к сожалению,  и случилось, - прим. В. Андрусова)
   

***Не  поминайте  меня  лихом,  накрыв   доскою  гробовой:
   Я   не  был  буйным,  не  был  тихим  –  я   прожил  жизнь  самим  собой.
   Я   был  ершист,   был  не  уютен,  поблажки  от  себя  гоня,
   Я  всяким  был…  Вот  только  трутнем  не  надо  называть  меня.

         Николай   Володин,
         выпускник   факультета   журналистики  ЛВВПУ   1972  года.

         Произведения   Н.  Володина   опубликованы   в  сборниках  «ВОДОВОРОТЫ»,  «ОТАВА», выпущенных  Рязанским  издательством  «Поверенный»  в  2007  году,  других  книгах.

               Памятное посвящение товарищу, написанное мной:
 
               ПОЭТУ  Николаю  Володину
               ОТ  ЕГО ОДНОКУРСНИКОВ 

Вы   спросите:   кто  он  такой   Володин   Коля?
И  мы  ответим  вам  всерьёз:
Поэтом  одарённым  был  по  Божьей  воле  –
Не  можем  вспоминать  о  нём  без  слёз…
Уставшая   душа   его  теперь   гуляет   в  чистом  поле,
В   родном   посёлке,   отчем   доме,  средь  берёз,
Не   чувствует   она   уже   телесных   болей
И   не   терзается   несбыточностью    грёз.
   Мечтал   после    Есенина
   Поэтом  стать  последним  на  деревне  –
   И,   безусловно,   стал,
   Преодолев   все   жизненные   тернии…

         Спи  спокойно,   дорогой  боевой  друг  -
         
         ВЫПУСКНИКИ  факультета  журналистики  Львовского    высшего  военно-политического   училища,   офицеры   в   отставке:   Борис Анушкевич,    Виктор Андрусов,    Владимир Боровяк,    Войтех Ворошкевич,    Сергей Вачаев,   Михаил Горбылёв,  Николай Давыдов,   Юрий Караулов,  Владимир Каушанский,   Вячеслав Кочеров,   Сергей Малихов,  Николай Нетишинский,  Леонид Трофимов,  Иосиф Фельзман,  Валерий Шилкин и другие, кто ещё продолжает жить.  2015 год.

         Ниже публикую письмо в интернете Бори Анушкевича  - любимого всеми однокурсниками младшего командира, тепло именуемого душой коллектива:


                НЕ  ЗАБУДЕМ  ТЕБЯ,  Коля  ВОЛОДИН!            

         Потерю человека ощущаешь очень остро, когда его уже нет... С Колей Володиным по телефону мы общались довольно часто, последний раз в воскресенье - 13 января 2014 года (за два дня до его внезапной кончины). Поздравили друг друга со Старым Новым годом, поговорили о своих болячках (он страдал аритмией сердца), о том, что зима, наконец, посетила наши края... Вовка Каушанский обещал выслать ему (жаль, не успел) книгу "BLUES НА ТРОИХ". Её написали и издали Володя Вербицкий (земля ему пухом),  Александр Пилипчук  и Володя Каушанский в 2007 году.  Это - книга воспоминаний в песнях, стихах, пародиях, хохмах - веселая, легкая, приятная, в стиле джаза (блюза) вещица, талантливая, как и все, что творили, делали и делают эти люди. Каушанец, по причине своей сумасшедшей занятости затянул с почтовым отправлением, и я подрядился сделать это от его имени до грядущего 23 февраля. Однако...
         
         15 января в 18.08 мне позвонил Саша (младший сын Коли) и произнес: "Папа вам больше не позвонит..."    
         
         Талантливый русский поэт Николай Володин родился и большую часть своей земной истории вершил на Заводской улице рабочего поселка Александро-Невский на Рязанщине.  Это в двух часах езды от села Константиново, где родился Сергей Есенин. Таланты, конечно, не сопоставимы, но вечные темы любви к родной земле, к человеку, другу, женщине - основа творчества того и другого. И НАШ КОЛЮНЯ в ЭТИХ своих стихах наиболее близок к корифею, также естественен, чувственен, нежен, также удивителен и богат в используемых поэтических красках... У меня сохранились записи лекций, где я упражнялся в стихотворчестве, а он  рукой мастера крушил  мои жалкие, корявые потуги... Страницы конспектов с его стихами (именно поэтому тетради эти храню), собирался сканировать и подарить ему...
         
         Выступления Кольки на борцовском ковре в училищном зале, встречи на "хазе" во Львове, прощальная прогулка по Львову после выпуска - все это не тускнеет в памяти...
         
         9 июня 1987 года не "слабый десант" в семь человек москвичей - воспитанников нашего курса + Витька Белозеров  - уселся за столами  квартиры семьи Володиных в Невском.  Галина - жена Коли - хлопотала вокруг нас с выпивками-закусками - отмечали 40-летие  Володина: поздравления, тосты, стихи,  юморески о львовских похождениях ... Потом шумной компанией  отправились в редакцию местной газеты, где публиковался Коля. Отметили его юбилей  с главным редактором - дамой средних лет.  Там  пели, танцевали... Продолжили праздновать в деревеньке, куда нас отвезли на грузовичке. Гуляли  допоздна.  Устали и заснули в  заброшенном деревенском доме, благо лето было теплое... Кто-где, кто-как...

         Утром следующего дня, традиционно "подлечившись" (Володин-то был в завязке, поддерживал  тосты чаем). Потом провели футбольный матч между собой.  Как же было нам хо-ро-шо и воль-гот-но! Кстати,   в деревне нас постоянно сопровождал и развлекал местный лихой мужичок с гармошкой... Потом, разъехавшись по домам, мы  несколько лет находились под радостным  впечатлением этой поездки на бело-берёзовую  Рязанскую землю...

         Думаю, каждый из нас, однокурсников Коли Володина, помнит немало забавных историй с  его участием. И  каждый из нас всю предстоящую  жизнь будет наслаждаться его стихами.  Вместе с ним мы прожили четыре года молодой и уже потому яркой жизни. На наших глазах рождались его волшебные поэтические строки...
               
         Борис АНУШКЕВИЧ, старший сержант-курсант в годы учёбы на журфаке,   

                ныне полковник в отставке.