Я родился в поле под копною...

Анатолий Яни
Дорогие читатели! Хочу поделиться необычайной радостью: у моего лучшего друга, Поэта с необыкновенно чутким сердцем Александра Артёмовича Куцего в столице Украины (издательство "Феникс") вышли в свет две поэтические книги. Одна из них посвящена детям: "Ода пчёлке, Божьей угоднице" (рабочее название "Пчелиноград"). Другое литературно-художественное издание, которое включает избранную лирику на украинском и русском языках и содержит более четырёхсот страниц, названо талантливым автором весьма задушевно и искренне: "ДУШИ МОЕЙ ЖИВОЕ СЛОВО". Книга прекрасно иллюстрирована. Читательское внимание привлекают не только трепетные и мелодичные стихи Александра Куцего, но и его вступительное слово, озаглавленное его нежной поэтической строкой. Небольшой фрагмент вступления, свидетельствующий о том, что Александр Куцый - не только яркий и оригинальный поэт, но и незаурядный прозаик, предлагается вниманию.

Я РОДИЛСЯ В ПОЛЕ ПОД КОПНОЮ..."

Так я описал в стихах своё рождение. Так ли было на самом деле, не могу сказать точно. Но мама рассказывала, что ходила беременная мною в поле до самого моего появления на свет; и после рождения, не знаю, сколько мне было месяцев от роду, она брала меня с собою на сенокос, и я спал под копною сена. А в школьные годы не раз ходил с отцом косить сено в долину около нашего пруда. Это было красивое зрелище: отец точил косу, потом, будто крыльями птица, взмахивал ею, разрезая пышный травяной пирог, - и стройными рядами ложились скошенные душистые травы: лебеда, чабрец, крапива, полынь, сурепка. Нежными, благорастворёнными, живительными, медоносными ароматами наполнялся воздух. Особенно чарующа картина благоуханного весеннего утра в долине, когда предрассветный туман расстилает по травам свой белоснежный покров и орошает, поит землю божественной небесной росой.
Роскошное разнотравье, пронизанное лучами утреннего солнца. блестит, серебрится, дышит сильнее, благовоннее, пьяняще. Там, где лощина, трава - по грудь.
Родидся я 3 августа 1951 года в селе Шарапановка, на Винничине, в Крыжопольском районе. О красоте этой родной земли, близкого сердцу края немало написано в моих стихах. И я убеждён, что появились они благодаря необыкновенной природной красоте моего села, его медового воздуха, василькового звёздного неба, усеянного, будто хлебными зёрнами,"светлячками". Такой чудной россыпи звёзд, как над Шарапановкой, я не видел нигде. Нива наша, увенчанная при дороге буйным разноцветьем ромашек и васильков, казалась мне бескрайним ковром: "хлебный каравай" стелился, куда ни глянь. В нашей семье к хлебу всегда относились бережно и свято. Мать подбирала со стола крошки хлеба и съедала их, при этом проговаривая, что грех большой даже крошку хлеб бросать на пол.
Цветущие луга за селом, где мы пасли коров, яркие, пахучие, неохватные. Трава сочная, луговые цветы выглядывали из-под высоких трав, привлекали взор разноцветьем. Леса, тенистые, густые, местами дремучие, непроходимые, тянулись до самого Киева, дыша какой-то сказочной таинственностью, сумраком и тишиной. Недалеко от нашего дома растёт ближний лес с причудливым названием - Молоданив. Он отделён от огромного лесного массива. В детстве мы проводили там немало времени. Знали наизусть каждое дерево, каждый куст, тропинку, лисью нору. До сих пор помню, как освежает и бодрит в знойный день раскидистый лес, и лёгкий шёпот сосен навевает душевный покой. Обилие птиц в лесу, особенно весной, их свист, крики и пение, шелест крыльев завораживали и перехватывали дыхание. Не за то ли лес этот назвали Молоданив, что он, сколько его помню, всегда молодой, свежий, крепкоствольный?

Молоданив лес, любимый мой,
Ты - шального детства колыбель,
Я спешу к тебе, как в дом родной,-
Слушать соловья живую трель.

 И весной, и осенью, а особенно летом был он для нас настоящим царством прохлады, неким пристанищем, убежищем, где мы проводили время, пасли коров, собирали грибы, ягоды, опавшую золотую листву, которую возили на тачках домой для хозяйственных нужд, а также для топки печки зимой. В этом лесу есть место, где мы, может быть, дольше всего проводили часы досуга, называется оно "Печёная поляна",наверное,потому, что поляна расположена среди леса в ложбине, заросшей роскошной зелёной травой. По-видимому, под ней разливаются родниковые источники, так как трава на поляне дышит свежестью, хотя её целый день освещает палящее солнце.
Недалеко от поляны бил кристально чистый, прохладный родник, вероятно, целебной воды. Насытиться ею невозможно. Она пахла прелой листвой, медовой сладостью, пахучими травами. Мы упоённо наслаждались этой водицей, особенно в жаркий летний полдень. и вместе с ней пили лесной, чистый, благоуханный воздух. Дыханием своим лес нёс негу и умиротворение, мы часто и подолгу любовались лесным сердечком-фонтанчиком, игриво поливали друг друга водой. Я сегодня вспоминаю своих друзей, с которыми провёл детство, как будто возвращаюсь в добрую сказку. Это мои друзья-одноклассники: Мазур Леонид Михайлович (прослужил двадцать пять лет в Вооружённых Силах, подполковник в отставке), Маляр Иван Николаевич, Рогаль Александр Петрович, Паламарчук Александр Михайлович, Кузьмов Андрей Николаевич, Баранюк Виктор Владимирович, Гуримский Станислав Васильевич, Вовк Виктор и Владимир, два брата, Франчук Николай Иванович...
При входе в лес возвышаются столетние дубы и грабы, подобно колоннаде замка или страже лесного дворца. Дальше в лесу - ежевика, боярышник. На деревьях мы строили шалаши и прятались там то ли в зной, то ли во время дождя. Это была прекрасная пора в моей жизни.
Шарапановка наша расположена в долинах, на берегах красивых прудов (их в селе десять), а вокруг - неописуемые, пахнущие травами и вербой долины. В конце нашего огорода искрится пруд по имени Бережанка. Вода в нём всегда холодная, светлая, проточная. В этом пруду мы учились плавать, летними днями плескались, ловили рыбу...
АЛЕКСАНДР КУЦЫЙ

ИЗ КЕЛЬИ СЕРДЦА, или Книга, которую подарил детям генерал.
Рецензия.

На сверкающей красками обложке запечатлена взлетающая
над цветущей лилией пчёлка в виде сказочного эльфа -
крылатого золотого человечка с полосатым бархатистым
туловищем. Крылатое существо как бы удивляется своему
собственному полёту. И подумалось, что и читатели, и сам
автор могут удивляться тому, как неожиданно, словно
пчёлка-труженица из восковой кельи, вылетела на свет
Божий из сердечных раздумий и эта красочная книжка о
сестре ангела, о царице сказочного чуда, об архитекторе и
устроительнице восковых дворцов.
Эпиграфом к поэме о пчеле послужили слова Пушкина из
седьмой главы "Евгения Онегина":

"Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой."

Между прочим, великий поэт хорошо знал, как делают мёд.
Помнится, даже в рассказе "Выстрел", когда описывает
стрельбу, которая, казалось бы, никакого отношения к мёду
и пчёлам не имеет, поэт невольно думает о пасеке,
применяя оригинальное поэтическое сравнение: "Главное
упражнение его состояло в стрельбе из пистолета. Стены
его комнаты были все источены пулями, все в скважинах,
как соты пчелиные".
По сравнению с пестрящим всеми цветами радуги весёлым
заголовком "Ода пчёлке - Божьей угоднице" имя автора на
обложке выглядит невзрачно, не то, что более чем скромно,
а напечатано мрачноватым, затемнённым и мелким
шрифтом. И всё же мне довелось узнать, что в Одессе
появился поэт, причём, не виртуальный, не устного или же,
скажем, интернетовского характера, а настоящий, у
которого в украинском республиканском издательстве
"Феникс"(Киев) вышла детская книга стихов с крупными
цветными иллюстрациями одесской художницы Натальи
Поповой. Кроме этого, стихи Александра Куцего снабжены
фотоснимками земляка поэта Николая Демчука. давно
увлечённого искусством цветной фотографии.
Одический жанр выбран не случайно. Ода - по-гречески
песнь. Это торжественное лирическое стихотворение,
написанное в приподнятом тоне. Описывая жизнь пчёл,
одописец здесь пытается возродить забытый жанр
лирической поэзии. Стихи написаны ясным и чётким
четырёхстопным хореем, по ритмике напоминающем
известные пушкинские строки: "Сквозь волнистые туманы
пробирается луна..." Так же незатейливо, легко и просто
читается хорейное обращение к пчеле А.Куцего:

"Ты - Божественное чудо,
Вестник ласковой весны.
Появилась ты откуда?
Из какой голубизны?"

В послесловии к этому литературно-художественному
изданию Александр Куцый рассказывает, что побудило его
издать эту поэтическую книгу под названием "Ода пчёлке -
Божьей угоднице"(2013). Сперва поэт спрашивает сам себя,
почему взялся за написание этой поэтической оды. И тут
же отвечает на свой же вопрос, рассказывая о своей любви к
природе, к окружающему миру, к пчёлам, о том, как отец-
пчеловод брал его в детстве на пасеку, как помогал отцу, о
том, как янтарно светились под лучами солнца тяжёлые
рамки с мёдом, которые держал в руках. Поэт делится с
нами сокровенными воспоминаниями о своём детстве,
пронизанными щемящим чувством любви к родному селу,
к медоносным соцветиям и летящим на медосбор пчелиным
отрядам, которые называет Господним чужом. И жизнь
этих удивительных тружениц доходчиво и подробно
описывает в стихах.
Жаль только, что в книге отсутствует хотя бы предельно
краткая справка об авторе. А ведь об Александре
Артёмовиче есть что сказать. Родился в живописном селе
Шарапановка Крыжопольского района Винницкой области
в семье ветерана войны 3 августа 1951 года. Заслуженный
юрист Украины. Кандидат юридических наук. Работал в
Генеральной прокуратуре Украины. Государственный
советник юстиции третьего класса, что приравнивается к
званию генерал-майора. Воспитал трёх дочерей.
Обращаясь к своим маленьким читателям, поэт-генерал
просит их изучать и любить природу, дышать её
животворным воздухом. "Почему я решил издать "Оду
пчёлке"? - спрашивает в заключении писатель. И тут же
находит ответ: "Да потому, что хотелось сделать подарок
детям."
Естественно, оптимистично и радостно звучит финальный
жизнеутверждающий аккорд поэмы, преисполненный
добрых пожеланий:

"Я желаю всем трудиться
Так, как трудится пчела,
Чтоб в судьбе удач добиться,
Чтобы мёдом жизнь текла."

Пожелаем же автору удач в медоносном творчестве и
скорейшего издания более объёмных книг, которые бы
представили автора "Оды пчёлки" в более полном объёме.


ДВЕ РОЗЫ ТЫ НА СВЕТ ЯВИЛА
(Стихотворение из новой книги
Александра КУЦЕГО)

Светлой памяти Ольги

Две розы ты на свет явила,
Две дивных звёздочки зажгла.
Всю жизнь свою им подарила,
Всю, без остатка, отдала.

Наталья появилась первой -
Ожили сказки братьев Гримм.
Я сравнивал её с премьерой,
И стало имя нам родным.

Когда же родилась Оксана,
Вдвойне прибавилось забот.
За дочерьми ты неустанно
Следила. Шёл за годом год.

Ты их лелеяла, кормила,
Кружась в заботах день и ночь.
Девчурки улыбались мило,
Печали уходили прочь.

И колыбельные им пела.
Наверно, так поёт душа.
Когда одна вдруг заболела,
Не отходила ни на шаг.

Ребёнка вздохи среди ночи
Тревожили тебя, как стон.
Слезами увлажнялись очи,
И забывала ты про сон.

В дочурок душу всю вложила,
Себя до капли отдала.
Всё небо к ним бы преклонила,
Но ночь сгущалась, как смола.

Добра и счастья всем желая,
Щедра была ты и светла.
И, словно свечка, догорая,
В обитель Божию ушла.

Моя родина - Шарапановка [ЖИЗНЬ СОЗДАНА ДЛЯ СЧАСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ]
(Коротко о себе). Автор - Александр КУЦЫЙ!

В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО НА ДАННОМ САЙТЕ КОМПЬЮТЕР 23 августа 2013 года АВТОМАТИЧЕСКИ ВЫСВЕТИЛ ФАМИЛИЮ ТОГО, КТО РАЗМЕЩАЕТ СТАТЬЮ, ЕЩЁ РАЗ ВО ИЗБЕЖАНИЕ КАКИХ БЫ ТО НИ БЫЛО НЕДОРАЗУМЕНИЙ УТВЕРЖДАЮ И ПОДЧЁРКИВАЮ, ЧТО НАСТОЯЩАЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА В ЧЕРНОВОМ ВАРИАНТЕ (КАК И ВСЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ) ПРИНАДЛЕЖИТ ПЕРУ МОЕГО ДРУГА-ПОЭТА АЛЕКСАНДРА АРТЁМОВИЧА КУЦЕГО, АВТОРА ДВУХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ КНИГ, ИЗДАННЫХ В СТОЛИЦЕ УКРАИНЫ. И ХОЧЕТСЯ ИСКРЕННЕ ПОЖЕЛАТЬ АВТОРУ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ И НОВЫХ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! НОВЫХ ПОБЕД НА ОЛИМПЕ!
 
Все поэты обычно, приступая к написанию автобиографии, начинают со дня рождения. Не стану исключением в этом вступительном слове и я. Родился в старинном украинском селе Винницкой области, основанном ещё два с половиной века назад, а точнее в 1761 году, в многодетной семье колхозного столяра 3 августа 1951 года. Цифры эти памятны не только мне, хотя сегодня эта дата кажется уже далёкой. Ещё был жив Сталин. Уже не стало писателя Андрея Платонова. Нобелевской премией наградили шведского писателя Пера Фабиана Лагерквиста (1891-1974), человека по своей натуре довольно скрытного и замкнутого, за художественную силу и абсолютную независимость суждений, который сказал однажды: "Я не вмешиваюсь в свои произведения". Говорят, именно в этот день в тихоокеанском заливе Фонсека, в Никарагуа (Центральная Америка) произошло подводное землетрясение- цунами. Вместе с тем принято считать, что этот летний день несёт миру добро и свет. Символично, что в этот же день, 3 августа, правда, четыре с половиной века назад, великий мореплаватель Христофор Колумб отправился на "Санта-Марии" из Испании искать морской путь в Индию. Хоть я - не историк, но мне довелось узнать, что день моего рождения и самый первый день моей жизни ознаменованы интересными событиями. 4 августа французскому монаху Пьеру Периньону (1693), одному из первых в мире пропагандистов искристого вина, удалось открыть секрет изготовления шампанского.Соединяя соки различных сортов винограда, он стал разливать вина в бутылки, что позволяло удерживать углекислый газ, взрывавший ранее бочки. А в Лондоне открылся в этот день (1777) первый в мире цирк, где на круглой арене выступали наездники на лошадях. 4 августа (можно сказать, следом за мной, правда, несколько ранее,в 1792 году) родился английский поэт-романтик Перси Биши Шелли). В этот же день, в 21 год (1917), в церкви с Зинаидой Райх обвенчался Сергей Есенин.
Читая стихи Сергея Есенина, я думал о своей жизни. Вероятно, поэтому ранние мои стихи носили на себе заметные следы влияния есенинской школы стихосложения. Впрочем, я заметил, что и сам Есенин занимался подражательством, когда прочёл его стихотворение "Капли", когда Есенину было лет шестнадцать:

Капли жемчужные, капли прекрасные...

Капли осенние, сколько наводите
На душу грусти вы чувства тяжёлого.
Тихо скользите по стёклам и бродите,
Точно как ищите что-то весёлого.

Как тут не вспомнить вечных странников Лермонтова - его "Тучки небесные"! А "ищите ЧТО-ТО весёлого" так и хочется исправить на "ЧЕГО-ТО весёлого".

Стихотворные строки рождались мною с увлечением, хотя я робел и никому их не показывал, считая слабоватыми, сырыми, всякий раз переделывал. В основном это были шарапановские пейзажные зарисовки, оптимистические картины природы, мажорные, проникнутые жизнелюбием образы. Волновала меня и тема выбора человеком своего жизненного пути, и тема космоса. Но о чём бы ни пытался писать, никогда не изменял одному, главному критерию: показывать чистую правду.

В одном из своих ранних стихотворений, помнится, я писал:

Ищу я рифму к слову Шарапановка
И отыскать не в силах до сих пор.
А в небе Млечный Путь, как серебрянка,
Серебряные листья распростёр.

Одело всё село тумана паволока,
Скрывая красок яркий колорит.
Щебечут птицы. Это Шарапановка
С моей душой стихами говорит.

В Шарапановке, которая является моим первым воспоминанием и которая оставила самые сильные впечатления многих лет жизни, я прожил до восемнадцати лет. Да и сейчас иногда провожу там свой досуг. В нашей хате всегда, сколько себя помню, жила музыка. И когда я снова возвращаюсь в эту "страну" моей души, в самый лучший и самый светлый для меня уголок Украины - в дорогую для меня Шарапановку, дорогую ещё и потому, что на её земле остались могилы моих родителей, я как будто другими глазами гляжу на любимые пейзажи, на героев моих стихов, на наш атомный век с его сложными противоречиями в мире.
Сейчас, когда я рискую показать свои опусы читателям, начинаю понимать, как это нелегко - сочинять стихи. Бывает, что строка рождается с мукой, с душевными раздумьями о судьбах времени. Составляя книжку стихов, я несколько раз её переписываю, переставляя, превёртывая, перелопачивая слова и строки, даю другие концовки и начала стихам, как будто по всему корпусу будущей книги прохожу авторучкой, как электросваркой.
Сравнение пришло на ум не случайно: в 70-х годах я работал электросварщиком на одесском заводе имени Октябрьской революции.
По-моему, задача поэта и заключается в пояснении неясностей, когда мир меняется - и люди ощущают изменения. И когда я пишу, возникает такое чувство, будто беру я в руки живое сердце, чтобы поделиться с читателями тем самым дорогим, что испытал, чтобы показать,что жизнь на земле создана для человеческого счастья.
 
Я был свидетелем многих исторических событий.Я в неоплатном долгу перед временем. В Одесском госуниверситете я изучал историю права, не охладевал и к сугубо юридическим предметам. Иногда меня спрашивают, почему я решил учиться на юриста.Думаю, ничего удивительного в этом нет. В одном из есенинских писем к подруге своей юности Мане Бользмовой поэт писал, что не хочет никуда поступать учиться из-за того, что "наука нашего времени - ложь и преступление". Задумавшись над высказыванием Сергея Есенина, я решил,что буду, ноборот, учиться, чтобы уметь бороться с преступностью, чем и призвана заниматься юриспруденция. Так что можно сказать, что увлечение поэзией и помогло мне выбрать жизненный путь.
В 2002 году поступил на службу в Генеральную прокуратуру Украины, где работал начальником Главного следственного управления. Это было беспокойное время. Как бы там ни было, а те или иные события, наверное, откладывают отпечаток на судьбу человека.

Когда я берусь за перо, чтобы написать автобиографию,всегда с тревогой начинаю думать, как уместить (и возможно ли) на двух-трёх страницах долгие дни, месяцы, годы жизни, полной множества событий. Немного утешает лишь то, что этот небольшой сборник стихов, написанных в разное время, по сути говоря, и есть моя автобиография.

Мир талантлив. Он звучит музыкой, переливается многоцветными красками. Мир моих стихов - Шарпановка. Название села, где я появился на свет Божий, вращается вокруг моей жизни, как светящийся шар, и несётся по моим жизненным дорогам, как открытый шарабан, неразгаданный, как шарада.
Я не сторонник ожерелий красивых слов и фраз. Порой мне представляется, что и сама фамилия моя призывает меня к скромности и простоте, где нет места словесным изощрённостям в виде заманчивых павлиньиих хвостов. Хотя дело, конечно не в фамилии. Очень простые и задушевные стихи писал Владимир Павлинов. Однако, по моему глубокому уьеждению, не фамилия красит человека, а наоборот, человек
фамилию. Ярким примером этому может служить Владимир Куц - знаменитый советский спортсмен, заслуженный мастер спорта, рекордсмен Олимпийских игр, неоднократный чемпион мира в беге на пять и десять километров - на дистанциях, которые, кстати, совсем не куцые. А как-то раз узнал я, что в Москве, на улице Профсоюзной проживает поэт Анатолий Заяц, автор многих стихотворный книг,кстати, родившийся тоже в Винницкой области. Об издании своего сборника стихов я тогда ещё и не помышлял и обронил в свой адрес фразу, которая приобрела новый, непривычный смысл: "Далеко Куцему до Зайца".

Стихи для меня - не громкие фанфары. Мне нравятся строки, которые не кричат о себе, что они - стихотворения. Не потому ли я вспоминаю сельский колодец,лесную поляну, озёра, любимый лес, на вершинах деревьев которого колышется небо?
По-моему, и в стихах всё должно быть так же естественно, незатейливо, скромно и бесхитростно, как дыхание живой природы. Не люблю пышных сравнений, когда стихотворцы пишут о том, как в сиятельных небесах, словно бы на каком-то королевском балу, зажигаются и горят хрустальные созвездия люстр. Звёзды мне скорее видятся тугими зёрнами пшеницы на мозолистых ладонях хлебороба или гроздьями винограда. И зачастую хочется описать не блещущие декоративностью камеи и прочую литературную роскошь, не финифти и эмали, а какой-нибудь простенький камешек у дороги, бегущий ручей или протянувшуюся вдоль листьев и веток в саду серебристую проволочку паутинки как телеграф для сверчков.
Вряд ли я сумею рассказать, как складываются стихи.Потому что боюсь, как бы не попасть в неловкое положение сороконожки из старой сказки. Помните? Задумалась сороконожка о том, как ей нужно передвигаться, куда и в какой очерёдности какую ставить ногу, в какой последовательности двигать каждую из сорока своих ног. В итоге она вообще разучилась ходить. На неизученный бег сороконожки похож и процесс поэтического творчества: не проанализируешь его во время вдохновенного труда. Не стоит выяснять, как ходит сороконожка. Я уверен, что художественное слово имеет огромные, хотя и не всегда объяснимые возможности. Я продолжаю работать и счастлив,что живу и дышу событиями,которым нет равных.
Более подробно свою биографию я изложил в другой своей книге.

Александр КУЦЫЙ