Храм Св. Николая на Щепах, на Смоленской в Москве

Галина Высоцкая Константиновна
Москва меняется : сносятся дома, исчезают улицы,  а  человеческие жизни, их судьбы   поглощает  время забвения.

Недалеко от Садового Кольца,  у  метро "Смоленская",  стоит
Храм Святителя Николая, что на Щепах и  Воронухиной горы,
так  когда то  называлась местность между  Новым Арбатом и Смоленской улицей, где внизу протекает Москва река.

Когда то, в семнадцатом веке, был здесь  дровяной склад,  Щепной Двор,  и поставлял он срубы для Дворцовых построек,
 в 1686 году на месте более старой, сгоревшей церкви, находящейся здесь, был возведён  Храм самому почитаемому на Руси Святому Николаю Чудотворцу, архимандриту Мерликийскому.

Мозаичный портрет Святителя Николая красуется  сейчас  на фасаде вновь восстановленного Храма..

Но долгое время здесь был филиал Производственного Объединения "Художественная Гравюра",   и только после передачи  здания церкви,
 в конце девяностых , начались восстановительные работы .

В  2009 году Храм,  как бы, стал  доступным для посетителей, но
мне долго не удавалось в нём  побывать,
каждый раз, когда я с внутренним волнением приближалась к нему, он оказывался закрытым,
полюбовавшись на мозаичную работу с изображением Святого, смиренно удалялась.

Впервые в Щеповском переулке я оказалась, посещая  филиал ,
проходила мимо высокой каменной ограды, скруглённой на повороте,
останавливалась, видела забелённые древние оконца....
Знала ли я, что это Храм...,

Всё сооружение  было, как бы упаковано в современную конструкцию:
на месте обрубленной колокольни была проходная,
цех, где изготовлялись знаки, нагрудные значки, спортивные кубки, находился в центре обезглавленной церкви,

когда  спускалась вниз, где стояли  мощные станки - пресс, и видела белокаменные старинные  своды,   какая-то  тайна  вливалась  в моё просыпающееся  сознание

и был трепет,  и  я  не знала  почему он возникал.

Гравера сидели высоко, наверху,
чтобы подняться к ним, надо было пройти по металлической лестнице,
очень странной и узкой,
В помещении были сплошные окна,  шли  они полукругом
и гравера сидели, как они говорили, "У Бога за пазухой",
на моё удивление,  кто то шепотом произносил :  " Это же церковь."

Из окон я видела Садовое кольцо,  старинные  дома, уходящие вниз к  Москве  реке,  и слушала рассказ,  как при установке  стотонных прессов для  отбивки медалей и знаков, вынимали останки  древних гробов.

Начальник филиала  "Смоленская", ошеломлённый, не знал как и поступить: 
черепа и кости Московских праведников  хоронили  в вырытой яме,  во дворе.

Последний раз   я появилась на "Смоленской",  когда   мастер выдавливал из пяти- миллиметрового листа  меди  чаши и блюда для моей работы,
я уезжала на Творческий Симпозиум в Венгрию.

Была  ранняя Весна, снег медленно падал крупными снежинками и таял на шубке,
я шла, улыбалась, пахло любовью, снежной свежестью,
мастер  ждал меня у проходной и, встретив,  как то отрешённо, посмотрев,
сказал,  что я очень красивая, - " Знаю.."
 
И  мы вошли ,  как бы уже в церковь,
в полумраке, оставив работу, стояли и молились мастеровые, 
странный батюшка монотонно читал молитвы,

над пространством  убойных станков,  над ещё живущим цехом, зависала непознанная пелена таинственности,
мастера подошли  к нам, говорили шёпотом, 
смиренное подчинение, будто околдовывало их,
я не узнавала задиристых и  весёлых ребят,
каким же   послушником  становится   русский  православный,  пребывая в церкви ..

Когда  я увидела в руках Батюшки свою медную Чашу, в неё он собирал пожертвования,  то  с изумлением - вопросом обратилась к начальнику производства.....
Он  стал  причитать,   говорить скороговоркой,   что  мы  всё  должны отдать церкви.... Всё! Всё...
У служки, что продавала свечи,  стояли  мои  медные блюда, в которые тоже собирались  пожертвования...

Деревянный крест, возведённый на крыше бывших мастерских, возвышался до конца девяностых годов,
а когда  начались реставрационные работы, на собранные  пожертвования, то здесь стала рождаться  совершенно другая   история этого заповедного уголка Москвы.

Но, начатое  имело и  продолжение:
во время последнего пребывания в Венгрии, я посетила Зстергом - Esztergom,
её древнюю   столицу.

Мы долго поднимались в гору, к самому Главному Кафедральному Собору , её Базилике 
и,когда вошли в величественное, торжественное здание,
 
то первое, что восхитило меня, от чего я испытала восторг, 
был летящий, трубящий  ГОЛУБОЙ АНГЕЛ, излучающий  золотой свет  божественный !

И это была  работа, блюдо-панно, выполненное из меди в Москве, в Храме Святителя Николая
и   законченное мною в  Творческой Группе в  Венгрии, в Кечкемете.   
Сотворённый Летящий Ангел  парил  в свободном полёте, независимый и принадлежащий уже всем...
Как непредсказуема судьба  творений твоих - "О, Господи!"





Фото - Храм Святителя Николая на Щепах.