Пути-дороги. Из историй для мужа

Светлана Казакова Саблина
                "Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове "дорога", и как чудна  она сама, эта дорога!" – Н.В. Гоголь



     Несомненно, каждому из нас приходилось хаживать тропинкой по лесу или по крутым  горкам. Она – тропинка- ведёт нас всегда петляя: огибая вставшее на пути дерево, вылезшие ли старые его  корни, либо камень. Бывает, споткнётся тропинка о протекающий ручей, постоит в раздумье, сделает шаг или несколько шагов в сторону, выбрав лучшее место для перехода по подходящим камням или переброшенным чьей-то заботливой рукой несколько жёрдочкам, да и запетляет весело дальше. Такие тропы в горных и лесных местностях уже являются дорогами, пусть и наименее совершенными.

      До сих пор сохраняются горные, степные, пустынные тропы, доступные и человеку, и  животным, несущим грузы непосредственно на себе. Такие тропы называют вьючными дорогами.
 
      Мне, конечно , не приходилось  путешествовать по вьючным дорогам Тибета или где ещё в Малой Азии,  но вот по нашим  полевым дорогам с неизменной травой –муравой( где посуше) и русским лекарем – подорожником(где посырее), пошагать пришлось  и в детстве, и в молодости  предостаточно. Такие дороги клубятся пылью(«Эх, дороги, пыль да туман») в летний зной, но под крупными каплями налетевшего дождя сначала превращаются в бархат прибитой пыли, приятно обволакивая ступни босых ног, а уж только потом в скользкую, липкую, приставучую, цепляющуюся  к ногам грязь.

      Полевые дороги всегда, как и тропинки, непрямые, извилистые, кружные. Напрямки у нас только сороки летают.

 - А почему?,- подумала я, шагая по ровному полю такою петляющей дорогой от небольшого сельца к станции, сиящей прямо по курсу где-то в километрах двух всеми своими разноцветными крышами, наличниками окон и буйством августовских полисадов, - Почему дорога петляет, когда на всей  её протяжённости нет никаких видимых глазу препятствий? Почему мы хуже глупой птицы –стрекотуньи? Почему русский человек не любит прямых линий? Всё-то он окольно, а , если напрямки, так только в лоб, и то по пьяному делу…

       Шла я и думала о первом человеке, проложившим   эту дорогу таким образом:

- Может дрогнула рука и руль крутануло в сторону его велосипеда, автомобиля или мотоцикла? Но почему второй, третий и все последующие не выправили её, срезав ненужные зигзаги и извилины?

       Озадаченная такими размышлениями, решила я заглянуть в энциклопедию и прочитать историю, относящуюся к последнему слову, ставшей апокрифической фразы: «В России две беды: дураки и дороги»

       В древние времена русские основным своим средством передвижения считали водные пути сообщения, соединённые между собою волоками. Например, в Киевской Руси торговый путь по Днепру впоследствии назовут «Из варяг – в греки»( имея ввиду и завезённое из Византии христианство)
 
       Отсутствие дорог делало жизнь русичей более обособленной от остального мира. Живут себе и живут на востоке какие-то варвары, кому до них дело? Но чужое добро всегда притягивает.  И на нас нападали, и мы нападали, чего уж там. Было. А что было, ластиком не сотрёшь, страничку истории не перевернёшь, а, если и интерпретируешь в угоду правителей по-своему, она- История- Историей и останется.

       Так появляются и первые сухопутные дороги наши:  к соседскому племени и подалее, а, чтоб, значит, врага обмануть, замести следы и направить по ложному пути, дороги никогда прямыми и не бывали, внезапно обрывались у встреченной речки, на другом берегу и следа не имеющую о дороге. Не отсюда ли выражение: «Как в воду канули»? А ведь и правда, в воду -переправляясь пешими ли, конными ли русские воины далеко от места ныряния в сторону уходили.

      Любовь к прямым линиям у рукастого и мастерового русского императора Петра –I лишь в граде его имени и осталась, да  одного из его потомков, повелевающего построить железную дорогу и  начертившего прямую линию от Москвы до Петербурга линейкой.

      И всё же мы, похоже, так и остались варягами дорожного строительства. Обладая самой большой территорией, наше государство занимает только седьмое место в списке стран по длине сети автомобильных дорог (982 000км) после США (6 506 204 км), Китая (4 106 387 км), Индии (3 320 410 км), Бразилии (1 751 868 км), малипусенькой Японии(1 210 251 км), Канады (1 042 300км).  Так обидно!

      Ещё обидней за  качество наших дорог. Так называемая колейность( когда полотно дороги проседает под тяжестью большегрузов колеёй) и тогда легковые автомобили с низким просветом буквально «ложатся на брюхо» на федеральных(!) трассах.

       А всем известная русская распутица, изредка встречающаяся в болотных местах Белоруссии, да отдалённых уголках Украины и имеющая только  финский аналог  «raspuutto» ( когда весной обильно тает снег и вода выходит из берегов многочисленных речушек и озёр страны Деда Мороза –Суоми, затопляя при этом множество просёлочных дорог).
 
      Душу греет лишь исторические факты об этом труднопроходимом или вообще непроходимом явлении – русской распутице . Оказывается, она «выручила» Россию в годы монгольского нашествия : войско татаро-монгол не дошло каких-то 100 вёрст до Новгорода из-за весенней распутицы. Так был спасён русский Север! Распутица же была большим препятствием и для войск Наполеона в 1812г, сильно снижая скорость передвижения его армии, а уже во время Великой Отечественной помогла задержать немецкую военную технику, рвущуюся к нашей  столице.

      Кстати, по поводу состояния наших дорог, приходит на ум история Римской империи.  Сейчас расскажу.

      Она, эта империя, непрерывно расширялась(границей её на нашей территории у Чёрного моря было местонахождение современной Анапы, тогда   Горппинии). Напомню, что Римская империя включала в себя Италию, Испанию, Галлию, Британию, Иллирию, Фракию, Малую Азию, Египет и северную Африку.  В появившихся новых провинциях в обязательном порядке строились дороги, отсчитывающие расстояние от столицы империи Рима.  Эти дороги строились и за счёт казны, и на деньги городов или собственников земель, по которым они проходили. Дороги прокладывались длинными прямыми участками. Через каждые 1000 шагов ставили мильные камни на которых указывалось расстояние до Рима и имя императора ( отсюда и всем известная поговорка: «Все дороги ведут в Рим»). Общая длина римских дорог  к IV веку до н.э. составляла 300 000км(!). И такая развитая дорожная сеть сыграла на руку варварам, вторгшихся на территорию Римской империи и положившая начало её падению. 
 
      Так, что в нашем бездорожье, однако, что-то есть и положительное.

     Возвращаясь же к вопросу о нелюбви к прямым – стрункой – дорогам, я обратилась не только к энциклопедиям, но и к мужу, с которым в молодые годы приходилось вытаскивать из грязи и нашу красавицу «Яву», а впоследствии и работягу «Иж» с коляской, и первый любимый «Жигулёнок»:

-   Спрямил бы он на ровном поле проложенную дорогу?

    Вы, наверное, догадываетесь, что он мне ответил?
__________________________________________________________
    Генная память у русского человека сильнее  рассудка.

   
   И всё же, как бы не петляли наши пути - дороги, выведите, родные, Россию к процветанию и благоденствию. Да будет так!