Популизм

Александр Азовский
В последнее время это слово употребляют часто. Сам термин происходит от латинского слова “популус”, то есть народ.
Выражение “популизм” относят к политикам или движениям, провозглашающим своей основной целью защиту интересов народа, выступающим от общества в целом.
Популистские лозунги присутствуют в любой идеологии и сводятся к призывам: “Вся власть – народу, советам!” и т. п.
Как правило, популисты выдвигают идеи, содержащие какие-то утопические элементы, обещания, неосуществимые на практике.
Американский политолог Эдвард Шилз обнаружил два основных признака популизма. Первый – это воля народа в качестве главного политического стандарта. Для популистов ни цари, ни президенты, ни религиозные руководители не имеют такого значения, как воля народа. Они стремятся смести и сместить любые верховные власти во имя торжества якобы народных демократических требований.
Второй признак популизма – стремление этих лидеров выйти на прямой контакт с народом, обходя принципы субординации, как говорится, «через голову».
Говорят, что популизм – скорее симптом общественной болезни, нежели эффективное лекарство.

Вспомним историю, описанную в библейской книге Числа. “Корей… Дафан, и Авирон, И Авнан… восстали на Моисея, и с ними из сынов Израиля 250 мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; всё общество, все святы, и среди них Господь. Почему же вы ставите себя выше народа Господня?” (Числ. 16:2-3).
Типичный популизм, попытка противопоставить заботы о благе общества якобы претензиям на святость Моисея и Аарона. Такой демарш, казалось бы, должен прийтись по вкусу народным массам: их ведь превозносят до небес, а Моисея ниспровергают. Стандартная революционная ситуация! Долой власть Моисея! Вся власть – народу израильскому!
Моисей предпринимает попытку вразумить строптивых бунтовщиков: «И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия, неужели мало вам того, что Бог… приблизил вас к Себе? Он приблизил, и вы домогаетесь ещё и священства…» И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдём, разве мало того, что ты вывел нас из земли, где течёт молоко и мёд, чтобы погубить нас в пустыне? И ты ещё хочешь властвовать над нами: привёл ли ты нас в землю, где течёт молоко и мёд? Глаза людей сих ты хочешь ослепить? Не пойдём» (Числ. 16:8-14).
Какая дерзость и какое извращение мышления! Они переиначивают факты с ног на голову, и обвиняют Моисея в том, что он якобы вывел из Египта, где были молоко и мёд, хотя знали, что там жизнь не была сладкой.
«И сказал Господь Моисею: «отступите со всех сторон от жилищ Корея, Дафана и Авирона…» (ст.23-24). «И разверзла земля уста свои, и поглотила их и дома их и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю…» (Числ. 16:33).
Как же отреагировали израильтяне на этот справедливый суд Божий? «На другой день всё общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень» (Числ. 16:41).
Насколько эти люди были обольщены мятежниками! «И сказал Господь Моисею, говоря: Отсторонитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение… И умерло от поражения 14 700 человек» (Числ. 16:44-49). В книге Числа (27:3) сказано о тех мятежниках, как о «скопище Кореевом»

Ярко выраженным популистом был сын Давида – Авессалом. «И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шёл к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: «Из такого-то колена Израилева раб твой», тогда говорил ему Авессалом: вот дело твоё доброе и справедливое, но у царя некому выслушивать тебя. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьёю в этой земле, ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде.
И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходящим на суд к царю и вкрадывался Авессалом в сердца израильтян (2 Цар. 13:6).
Щедро раздавая предвыборные обещания, Авессалом рассчитывал на простаков. Он уже стяжал себе репутацию поджигателя, когда сказал слугам своим: видите участок поля Иоава подле моего, и у него там ячмень; пойдите, выжгите его огнём. И выжгли слуги Авессалома тот участок поля огнём» (2 Цар. 14:30).
В дальнейшем этот поджигатель интриг  затеял переворот: «И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: «Авессалом воцарился в Хевроне».
С Авессаломом пошли из Иерусалима 200 человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чём дело» (2Цар. 15:10-11).
Так, руководствуясь популистскими приемами, Авессалом сплёл коварную интригу заговора против своего отца. Чем закончилась эта затея, все знают: мятежник погиб.

«Где нет больше дров, огонь погаснет, и где нет наушника, раздор утихает. Уголь – для жара, и дрова – для огня, а человек сварливый – для разжжения ссоры. Слова наушника – как лакомства и они входят внутрь чрева. Что нечистым золотом обложенный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное. Устами своими притворяется враг, а в сердце своём замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании. Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Пр. 26:20-27).
Так характеризует Соломон подобных людей.
Его сын, царь Ровоам, тоже сделал попытку потрафить толпе, опереться, как он думал, на молодёжь. Однако его диктаторские амбиции не стяжали понимания у граждан, особенно, когда он дерзко заявил, что его мизинец толще чресл его отца Соломона.

Новый Завет повествует нам о популисте по имени Пилат. Его целью было угодить народу. Ради этого он и предал Христа на распятие.
Впрочем, и Ирод до поры до времени, боясь народа, не предавал Иоанна Крестителя смерти.
Типичными новозаветными популистами, работающими на публику, были фарисеи. «Все свои дела делают с тем, чтобы видели их люди… Также любят предвозлежания на пиршествах и председания (то есть председательские посты) в синагогах и приветствия в народных собраниях» (Мф. 23:4-7). Рядясь в овечьи одежды сторонников Христа, фарисеи своей сущностью всегда были далеки от Него. Даже в молитвах они циничны, поскольку ориентируются не на Бога, а на общественное мнение. Их молитвы, проповеди, поучения, претендуя на высокую духовность, чересчур продолжительны.

Популизм, популярность… Люди этого мира ищут человеческой славы, а сыны века сего догадливее сынов света в своём роде.
«Справедливо ли пред Богом слушать человеков более, нежели Бога?» –  спрашивали апостолы. И они решили эту дилемму однозначно. Не быть рабами человеков, не заискивать перед людьми. «Господу служите», – призывает апостол Павел в послании к Римлянам.
Популизм всегда опирался на общественное мнение, на толпу, его инструментом, как правило, митинг, ориентация на рейтинг популярности. В противовес популизму, нацеленному на романтические и утопические идеи, реализм опирается на конкретные дела.
И Слово Божие утверждает, что наша жизнь должна стоять на фундаменте веры в Бога, которая без добрых дел мертва. Праведный верою жив будет. Дела праведности должны сопровождать настоящую веру. «Блаженны алчущие и жаждущие правды», – говорил Христос.
А популизм, как и прочие «измы» недолговечен, поскольку он только суррогат истинной демократии. А для христиан важнее не то, что думает о нём толпа или народ, а что думает о нём Господь.
И его стремление должно быть направлено на то, чтобы угодить Богу и получить похвалу от Него.
(Из авторской книги "Самоцветы разума", 2000)