Отвальная

Леонид Пауди
      Мне хотелось сделать для Розалии Марковны что-нибудь приятное: я чувствовал себя обязанным. Ведь она подарила мне столько разных сюжетов. Иногда дурашливых, иногда  серьезных. Поэтому, когда она заговорила об отвальной, я предложил устроить это где-нибудь на природе.
      Вывезти за город ее компанию в девять человек труда особенного не составит.  За ней с подружками только какая-нибудь зелень  и питье на их усмотрение (тут уж я не помощник с моими вкусами), а мясо для шашлыка и хот-доги для беззубых я приготовлю сам.
      Розалия Марковна с удовольствием согласилась Осталось только узнать мнение ее компашки.
Она обещала провести опрос и сообщить в тот же вечер.
      Не удивительно, что все выказали желание вырваться куда-нибудь.
      Утром, в назначенное время, я подогнал взятый напрокат ВЭН к дому Людмилы, где  собрались возбужденные предстоящей поездкой друзья  Розалии Марковны.
Я рассказал им, что дорога к месту назначения займет два часа. Через час пути будет обязательная получасовая остановка в парковой зоне. Прогноз погоды очень хороший. Так что нас ждет неплохое путешествие.
       Через десять минут  мы были уже на скоростной трассе. Мои пассажиры притихли вначале:  движение в этот утренний час было очень интенсивно.  Рядом проносились огромные траки, сновали легковушки.  Но вскоре они привыкли к трафику и заметно оживились.
А минут через двадцать стали раздаваться восторженные возгласы, когда мы свернули на горную дорогу.
     Через час  я заехал в парковую зону.
     -Туалеты  там. В этом же здании можно в автомате купить воду, соки, бутерброды. У вас есть
на все полчаса.
      Без задержки все собрались, и мы двинулись дальше.
     -У меня не укладывается в голове, - сказала Людмила, - я с опаской заходила в туалет, вспоминая придорожные точки в России. А здесь чистота стерильная, вода горячая и холодная, мыло и санитайзеры для рук, бумажные полотенца  и сушилки. Я хочу остаться тут жить!
     -На обратном пути мы тебя высадим. - Обнадежила Розалия Марковна.
     -Но это же не в городе, - не успокаивалась Людмила, - это же дорога в горах!
     Я подумал, какое же впечатление на нее произведет туалет там, куда мы едем, за сто двадцать километров от ближайшего большого города в лесной глуши.
     Всякая дорога имеет конец. Заплатив 7 долларов за въезд в парк, я остановил машину  на парковочной площадке  в тени под раскидистым деревом.
     -Дорогие странники, - сказал я, -  перед тем, как мы выйдем на тропу,советую заглянуть в эту кабину. С одной стороны написано рокеры, туда идут мальчики, слева написано рокеты, туда — девочки. Оставаться здесь на жительство не советую. Почему? Расскажу, когда вернемся. Не торопитесь. Мы здесь на целый день.
      Это было опрометчивым заявлением. Минут сорок пришлось потратить на то, чтобы собрать ввсех разбредшихся по магазинчику у выхода на смотровую тропу Каменного города.
      Я строго-настрого предупредил всех, что идти нужно только вместе, не уклоняться в каменные переулки, потому что найти потом потерявшихся будет очень сложно. Самым весомым аргументом было мое заявление, что для поиска потерявшихся вызывают спасателей с поисковыми собаками. А это уже за счет потерявшегося. А стоит это у-у-у-у-! На всякий случай попросил Михал Сергеевича (считаю, что Вы у нас самый ответственный) идти последним, подгоняя отстающих в нужном направлении.
     Думаю, что никогда эти горы не слышали столько восторгов и возгласов на русском языке. Казалось, что от этого гвалта может рухнуть какая-нибудь скала.
      -Как держится этот булыжник? Он же весит тысячу тонн, стоит на этом пятачке!
      -Тут написано — за счет самобаланса.
      -Ой! А эта скала похожа на мужика! Смотрите! Он как-будто склонил голову на плечо другой скалы.
      -А тут табличка. Это  «Старик».
      -Посмотрите с этой стороны. Это похоже на трех сросшихся баб.
      -И тут указатель. Это «Три сестры»
      -Так этот старик — ловелас. Он склонил голову на плечо одной из сестер.
      -А эта скала! Ее словно разрезали острой пилой пополам.
      -Девочки, будьте внимательны, смотрите по сторонам. Вот слева надпись: «Половина Сфинкса»
      -Боже! Что только ни делает природа!
       Описывать красоту этого Каменного города бесполезно — это нужно видеть. И когда мы собрались у выхода, многие запросились повторить это путешествие. Большинством голосов
решили — в следующий раз. Наивные! Кто же повезет вас сюда в следующий раз. Перечить  большинству  ( какая сила — большинство! Или это синоним стадности? ) я не стал.
      Мы вернулись на парковку. Перетащили  все причиндалы и продукты на пикник-эрию, где был мангал. Сдвинули вместе два стола и стали располагаться.
      Пока женщины  накрывали разовой  клеенкой столы и выкладывали продукты, я высыпал в мангал привезенные угли и разжег его.
      Я отозвал в сторону Розалию Марковну.
     -У меня к вам большая просьба.  Пока я буду возиться с шашлыками, пожалуйста, будьте моим агентом в кругу друзей. Я дам вам диктофон. Держите его  так, чтобы можно было записать происходящее.
     -А Вы потом могли состряпать свой очередной мерзкий пасквиль? Давайте..
      Она взяла включенный диктофон и положила за  лиф блузки.
     -Самое надежное место, - смеясь,  сказала она и вернулась к столу.
     -Он решил меня доконать. Я специально зашла в эту кабину с надписью «рокетс» в ожидании увидеть дыру в полу. И это в глухом лесу, в горах, черт-те где от цивилизации! Конечно он не тех размеров, как тот по дороге, но сюда можно водить на лекции по санитарии.
     -Ты помешалась на туалетах. А обратила внимание на те деревушки, через которые мы проезжали? Какая чистота, все убрано, газоны пострижены, машины во дворе...
     -Ты добавь сюда асфальтированные подъезды к домам, электричество, водопровод, спутниковые антенны — ну все, как где-нибудь в Вологодской области. - Подержала ее Клава.
     -Да ладно тебе! Мне нравится, и я восхищаюсь.
     -Иди лучше сюда и повосхищайся еще. - Позвала Людмилу Вера, которая отошла с сигаретойк кустам ежевики, росшей на краю поляны. - Все идите. Я покажу, что и здесь присутствует наша российская особь, которая не потрудилась даже зайти в кусты.
     Я тоже подошел посмотреть на то, что вызвало у Веры такую саркастическую тираду.
     -Вот и пришло время рассказать вам, почему я не советовал остаться здесь на жительство. Что это за кусты?
     -Ежевика. - Сказала Клава.
     -А что это за вкрапления в этой куче? Кусочки ягод ежевики. Кто их ел? А теперь посмотрите сюда. Что это за фигура?
     -Смеетесь? Это же медведь.
     -И таких медведей мы встречали на указателях вдоль дороги, где писалось на каком расстоянии они выходят на дорогу и предупреждение об опасности. И вся эта горная территория называется Медвежья страна. Теперь понятно, что за мужик присел здесь прошлой ночью? Хочу вас успокоить. Пока мы здесь, посмотрите сколько машин на паркинге, нам волноваться нечего. Он не заявится.
   


       Дальше я буду следовать  диктофонной  записи.
      
       -Что за уголь он разжег в своем мангале? Ветерок принес его запах. Как от трубы паровоза.- Сказала Розалия Марковна.
      -Тебе не все равно? - спросила Людмила.
      -Большую часть своей жизни я проездила на поездах с паровозом. Это потом уже пересела на электровозы.  И этот запах у меня всегда ассоциируется с расставанием.  - Даже в записи  в голосе Розалии Марковны слышалась грусть.
      -А я на пароходах. У нас на Волге это было основным средством передвижения.
      -Для меня пароход пахнет романтикой, а паровоз — разлукой.
      -А я любила и то и другое, - присоединилась Клава.
      -Девочки. - Раздался голос Владимира Степановича. Чаще всего он отмалчивался. Вскоре стало ясно, что заставило его подать голос. - Слушайте, что я вычитал: «В конце концов среди концов найдешь конец ты наконец». Переведите это американцу и посмотрите в его глаза.» А действительно, как это перевести? Кто-нибудь сможет?
      Все зашумели, стали предлагать свои версии перевода.  Ни у кого не получилось.
     -У меня мозги вытекли от потуги с этим переводом, - сказала Зина.
     -Это выразилось в форме насморка? - Спросила Розалия Марковна.
     -Ты же сама говорила, что смеяться над кем-то  — это проявление жестокости или зависти. Завидовать ей  нечему, на жестокую —   тоже  мало похожа. Что же с тобой сегодня? -   Сказала Наталья.
     -Я и сейчас так говорю. Но мой смех дружеский.  Ты же знаешь, как я вас всех люблю. Извини,  Зина, если тебя обидела. Не могу удержаться, если есть повод пошутить. Иногда меня заносит. Не сердись.  Просто этот дым мангального паровоза отбросил меня далеко в прошлое. А нет ничего более бесполезного, чем копание в прошлом. Вот и потеряла контроль.
     -А давайте-ка по стаканчику! - Пригласил Валера. - Розочка, тебе вина или?..
     -Или.
     -Только не афишируйте. Распивать в общественном месте — наказуемо.
     -А у меня все в термосах. Я правила знаю.
     -Ханжа в стране ханжей. - Отметила Наталья.
     -Так тебе не наливать?
     -Я тебе не налью!
     К этому времени у меня все поспело. Я принес тарелку с хот-догами, шампуры с шашлыком, компания сразу же повеселела. Выпили. Закусили. Снова выпили.
      -Там у Вас еще есть жар, хватит поджарить немного хлеба? - Спросил Михал Сергеевич.
      -Хватит. Что еще нужно поджарить, а то я буду заливать и чистить мангал?
      -Чистить?!
      -Мы же заняли чистый, чистым нужно и оставить. Такое правило.
      -Настоящее российское. - Сказал Владимир Степанович.
      -И ты злой, - сказала Наталья.
      -Я не злой, я — справедливый.
      -Кстати, Владимир Степанович, Вы с Дальнего Востока. В Вашу бытность там были   такие природные катаклизмы? Весь край залит водой. И  обещают, что зальет еще больше.
      -При мне такого никогда не было. То ли солнце разбушевалось, то ли Бог. Черт его знает.
       -Я всегда говорила, - сказала Розалия Марковна, - что одинокий мужчина способен на непредсказуемые поступки. Вот и Бог сходит с ума от одиночества. Была бы рядом женщина, Он бы не вытворял эти безумства.   Два года назад, втечение одного лета Он превратил трех моих родственников в портреты, и  теперь они висят у меня на стенке.
       -Мы когда вернемся сегодня? - Задал вопрос Михаил Сергеевич. - Сегодня у Малахова жена, которая где-то загуляла, а муж ее простил и...
      ...-и правильно сделал! - Продолжила Розалия Марковна. - Многие жены настолько берегут и жалеют своих мужей, что изнашивают чужих.
        Вопрос о времени отъезда был задан уже мне. Я как раз подошел к столу, закончив чистку мангала.
       -А вот уберем все, приведем себя в порядок перед отъездом и тронемся.  Не будем загадывать, но к семи вы уже будете дома. Обратно поедем только скоростной дорогой. Сюда мы ехали проселками, если  можно так сказать. Я хотел показать вам прелесть глуши. По скоростной — будет чуть больше часа.
       Розалия Марковна отвела меня в сторону, вернула диктофон.
      -Я Вам безмерно благодарна за поездку. Временами я возвращалась туда, где  мы с мужем еще студентами шлялись по  горам, сплавлялись на байдарке и плотах. У нас была замечательная группа. Еще раз большое спасибо! Я даже прощаю Вам все мои рассказы и даже сказки, что Вы про меня плели. Если честно сказать, мне даже было приятно быть их героиней.
Завтра утром я уезжаю, и свидимся ли еще?... Как Бог даст.