Каролин Бейкер - Капитуляция или смирение?

Виктор Постников
Фукушима, перемены климата и вымирание: капитуляция или смирение ?

22 августа 2013 г
Carolynbaker.net

Всё на свете умирает, всё на свете живет;
Но наша задача умереть
и проложить дорогу -
дорогу по волнам.
  ~Антонио Мачадо~


Недавно читатель моего вебсайта попросил прояснить разницу между  смирением и капитуляцией.  Когда мы  стоим перед лицом катастрофических климатических перемен,  вымирания видов и самого страшного радиоактивного загрязнения за всю историю , вытекающего из ядерной станции Фукушима,  как мы должны реагировать? Читатель оказался погруженным в глубокое отчаяние и чувствовал себя полностью разбитым и неспособным на сопротивление— он отказался от усилий по спасению  и все глубже погружался в охватившее его отчаяние.  Это было похоже на самоубийство, но он не был к нему готов— по крайней мере в этот момент, и на ум его пришло слово “капитуляция”,  т.е. отказ от сопротивления.

Сегодня утром я читаю заголовки в Гардиен: «Фукушима предупреждает: уровень опасности на станции поднялся до «серьезного», в это время Уолл-стрит джорнал сообщает о том, что «ТЕПКО потеряла контроль». Несколько дней назад я разместила на своем сайте последнюю статью Гая Макферсона  "19 причин для самопроизвольных климатических перемен", а блог Вашингтона заявляет, что "На Западное побережье Америки вскоре обрушится вся радиация Фукушимы", с детальным описанием северотихоокеанского течения. Почему бы мне не капитулировать в этой ситуации?  Почему бы не пойти и не купить себе какую-нибудь потрясающую обновку или съесть 700 фунтов шоколада? Или не пойти в тренировочный зал?  Ты что с ума сошла?

Как я уже писала раньше, иногда люди говорят, “Послушай, когда наступит катастрофа после 2030 г, нас уже здесь не будет, поэтому неважно, что я ем или не ем”.

Это называется капитуляцией или отказом от сопротивления, и с моей точки зрения,  это трусливая дьявольская сделка, которая говорит о том, что у меня здесь нет никакой цели кроме того, чтобы дышать, пить воду и переваривать пищу.  Капитуляция означает уступку, молчаливое согласие и угодливость.  То же самое, что смирение?  Нет.

Я надеюсь, что каждый, кто читает эти строки, как и я, не захочет так покорно, так тихо, так угодливо сойти в бездну, которую создал наш вид. А если захотим – если в этот беспрецедентный момент в истории планеты мы определим свое существование только в физической плоскости,  как если бы у нас  не было никакой связи с вечным или неизменным - , тогда мы  неизбежно поведем себя так же глупо как поборники промышленной цивилизации, занятые разрушением планеты.

Смирение фундаментально отличается от капитуляции, поскольку в отличие от последней, это не пассивный акт.  Смирение всегда выбор, и в нынешнем статусе  умирающей Земли, мы вряд ли сможем изменить что-либо во внешней среде,  но у нас есть способность встретить свою судьбу.  Конечно  у нас есть возможность и право выбрать путь забвения на подобие опьяневших до дури, либо бесчисленных миллионов, выбравших этот путь.

В своем воображении я все время возвращаюсь к тем, кто выжил в нацистских лагерях смерти и негласных, и на первый взгляд бесполезных приемах, которые они ежедневно использовали, чтобы выжить. Это могли быть рисунки на земле или шутки, рассказанные тайно друзьям,  или стремление каждый день найти смысл в мелочах, посреди адски тяжелой работы и жестокости лагерной жизни.

Сдаться легко. Смирение требует огромного мужества и достоинства- веры в то, что  человеческое достоинство что-то значит, даже если человек потерял семью и друзей. Смирение признает, что человеческая раса марширует слепо на своей же похоронной процессии, но что некоторые на этой процессии все же будут задавать себе вопросы.  Что мне делать?  Как лучше использовать оставшееся время?  Над чем следует работать оставшиеся годы? Что я могу оставить после себя?  Какой смысл я передам людям, окружающим меня?  В чем я нахожу смысл?

По мере того, как люди подходят к концу, пересмотр их жизни становится их главной задачей. Как я жил/жила? Как я любил/любила? Какие у меня были самые счастливые моменты в жизни? Самые несчастные?  И самое важное: чему я научился/научилась? Кем я стал/стала в результате принятых решений и что принесли мне мои ошибки?  Неизбежно будет сетование, и надвигающиеся похороны – это место для скорби и очищения. Но как сказал Вильям Блейк, “Чем глубже горе, тем больше радость,”  и если мы пустим горе в свое сердце, радость непременно выплывет из ее глубин.

В настоящий момент мы столкнулись с ужасающей реальностью. Убивает планету не только климат, но и катастрофическое положение с фактами, которые мы не можем измерить и которые от нас скрываются.  К счастью у нас достаточно информации о климатических переменах, но испуганные Homo sapiens скрывают реальное положение вещей на  Фукушиме вот уже два года. Чувство бессилия растет с каждым часом. Фукушима потеряла контроль. Мы тоже.

В книге «Мир как как любимый, мир как душа»,  Джоанна [Мэйси]обращается к работе польского психиатра Казимиржа Дабровски, который говорит о  “позитивной дезинтеграции” или растрескивании внешней скорлупы, что, по его мнению, “ позволяет проявиться высшим психическим структурам и сознанию.”  То, что разлагается во время катастрофы, это не наша с вами суть,  не наше глубинное я, но скорее наша защита, наши представления о себе самих, то есть, наше эго.  И я говорю -  давай его сюда.  Нет, не психоз, не помешательство,  а реальную декомпозицию эго.

Хотя человеческое эго находится под сильным давлением, реальность такова, что оно нам необходимо. Я спрашиваю всех, кто заявляет, что освободился от своего эго, как им удается найти ключи от машины или ключ от двери ?  Мы не можем жить без эго, но в отличие от того, что думают отцы промышленной цивилизации, эго – лишь небольшой аспект нас самих. Вымирание видов и Фукушима – самые лучшие и самые худшие примеры того, к чему приводит эго;  оставленное без присмотра, эго всегда будет множить эти ужасы.

Человеческое эго дошло до своего предела, и наше сражение между капитуляцией и смирением можно рассматривать как предсмертный вздох. Эго подвело нас к пасти смерти, в результате чего должна умереть по крайней мере старая парадигма, но, возможно,  речь идет о фактической смерти.  Поэтому пришло время прекратить инвестировать 99% энергии в логистику и  1% в эмоциональную и духовную подготовку — если, конечно, осталось время и желание.  Это соотношение должно поменяться местами.  Поэтому  есть много причин, чтобы  начать подсчет -  мы уже маршируем на собственной похоронной процессии.  Перед нами громадная работа по эмоциональной и духовной подготовке к тому, что нас вскоре ожидает. Если у кого-то возникли вопросы  в отношении того, что я имею в виду, свяжитесь со мной.

Уже близится смерть трехмерной, порожденной веком Просвещения, патриархатной, бездушной, убивающей планету индустриальной парадигмы, и нам не следует восставать  против нее, если мы не в состоянии выполнить эмоциональную и духовную работу по ее преодолению и трансформации.  То, что необходимо – это не дополнительный курс пермакультуры или еще одно ведро ячменя, но нежный взгляд и касание друг друга*.

Нам необходимо открыть сердца, и пусть наши слезы зальют землю и смоют грязную корку цивилизации, давно пачкающую  и парализующую наши души.  Это, дорогой читатель, не капитуляция, но выбор, который мы делаем для того, чтобы подняться, измениться, и со спокойным лицом встретить катастрофу.
Возможно  пришло время умирать, но, как говорит поэт, давайте умрем и проложим дорогу по волнам.



* Дорогая Каролин, но "нежный взгляд и касание друг друга" наиболее вероятны на курсах пермакультуры. Я это знаю. - ВП 


*  *  *
Каролин Бейкер (Carolyn Baker), доктор философии, адъюнкт-профессор истории и психологии и психотерапевт, занимающаяся частной практикой 17 лет. (Она никогда не была лицензированным психологом). Ее последняя книга Sacred Demise: Walking The Spiritual Path of Industrial Civilization’s Collapse (Священная смерть: духовный путь через коллапс индустриальной цивилизации) уникальна, т.к. предлагает эмоциональный и духовный инструмент подготовки к жизни в пост-индустриальном мире. Выходящая скоро книга Navigating The Coming Chaos: A Handbook For Inner Transition (Проход через  хаос: справочник по внутреннему переходу). Ее блог http://carolynbaker.net.