Глубокий смысл

Анатолий Федосов
 
                «Чем больше я знаю, тем меньше я понимаю».
                Вацлав Гавел
               
                *************************************
Как понимать эту фразу? Попробуем разобраться:

-  Чем больше область познанного, тем больше граница с
   непознанным. Но, причем здесь понимание!

-  Чем больше я познаю жизнь, тем меньше я понимаю её законы,
   ибо законы, «открытые» человечеством – суть гипотезы, более
   или менее точно описывающие наши знания о Природе,
   известные на сегодняшний день. Пройдет время – откроются новые
   знания и факты и законы эти, надо будет уточнять или открывать,
   вместо них, новые. Кроме того, можно просто не понимать некоторые
   факты из-за ограниченных возможностей человека, или ограниченных
   инструментов познания и понимания Природы человеком (законы,
   постулаты, теории и гипотезы, определения и единицы и т. д. )
   Например, как понять двойственную природу электрона:
   Электрон – это частица и волна, одновременно. Человек вынужден
   был прибегнуть к такому пониманию, после того, как открыл, что
   электрон может проходить через два отверстия одновременно.

-  Зная какой-то процесс или человека, достаточно широко, мы
   перестаем задумываться о другом ходе или развитии, о другом
   поведении, считая все предсказанным и предопределенным.
   Но, жизнь не стоит на месте – и столкнувшись, рано или поздно
   с другим поведением системы, мы перестаем понимать то, что так
   хорошо было понятно до этого.

-  Знания отучают человека от анализа и раздумий – человек
   начинает мыслить штампами и образами. А, ведь, жизнь –
   изменчива!

-  Чтобы понимать, надо наблюдать и анализировать,
   заинтересованно и восхищенно, как ребенок. Если мы знаем много,
   мы теряем детскость, с присущем ему восхищением и
   любознательностью. Чаще стоим на своем, настаиваем, критикуем –
   становимся догматичными и косными. Какое уж, тут понимание
   нового, если у нас, на все, уже есть готовый ответ.

-  Как можно понять хорошее, утвердившись в плохом и как
   можно понять плохое, если мы ожидаем только хорошего!

-  Понять человека можно лучше, если не иметь, до этого,
   представлений и убеждений, другими словами, «знаний»
   о нем.

-  Чем больше пазлов знаний в картине жизни, тем труднее понять,
   как сложить её в единое целое!

-  Как личность, человек, в процессе развития и эволюции,
   становится все более непредсказуем и все менее понимаем в своем
   поведении. Познавая такого человека все более и более глубоко,
   мы неминуемо будем сталкиваться с все большим и большим
   непониманием его, так как с углублением развития будет расти и
   разнообразие в развитии отдельных личностей – развитие всегда
   предполагает разнообразие, а застой – единомыслие и похожесть.

-  Дети меньше и труднее понимают взрослых, нежели те – детей.
   но, когда дети вырастают – наступает уже черед взрослых –
   - не понимать детей. Не помогает, ни старшинство, ни знание
   и «понимание» жизни. Просто, дети становятся старшими по
   своему развитию – их время уходит вперед, оттого и становятся
   они непонимаемы для родителей, если те остановились в своем
   развитии и в своем времени.

-  Что касается общества, то законы его, к сожалению, становятся
   все более сложными и запутанными, что тоже способствует
   непониманию, хотя и увеличиваются знания человечества.
   Если бы это было не так – мир, уже давно стал бы раем.

-  И вот, когда человек все больше и больше сталкивается с
   многообразием и усложненностями жизни других людей и
   возрастающей запутанностью целей и представлений
   отдельных течений, религий и государств – он все более и более
   начинает осознавать свою непохожесть, а, следовательно, и
   имеет полное право сказать:
                «Чем больше я знаю, тем меньше понимаю».
   Желаю, Вам знать так и настолько, чтобы не терять понимания!!!

                ***************