Душа с т. зр. удмуртского языка

Людмила31
Я пока начну тему (она идет в продолжение темы "Душа"), и пока сама на знаю, что я здесь "накопаю"...
--

Итак, уд-мурты своим названием уд ("не"), мурт ("смертный человек") претендуют на название "бессмертные". И еще их с давних времен зовут "арами" или ариями. Действительно ли народ - осколок прославившихся с древних времен ариев? Которых так искал Гитлер, пытаясь вывести новую нацию - истинный ариец? Откуда такое стремление к "чистоте" касты арианов-брахманов в Индии? Неужели только в том, что они  обладали некиим тайным знанием о сущности природы человека, его появления в этом мире и ухода?

Итак, в удмуртском языке находим целых три определения души. Одна из них - лул. Другая - урт (орт). Третья - "зан [дзан] (про третью говорится, что она якобы заимствована из иранск.яз. "жан", но как я покажу далее, это не совсем так).

Первая - оживляющая. Вторая - регулирующая. Третья - "рассыпающая" свет.

Почему "рассыпающая" - см. пост "Этимология слова Волга с т.зр.удм.языка".

Дза или з:а (я пишу умляут как "за) - аналогично корню "жа" в русском слове "жар", "ярить", "гарь" и т.п.

Что же такое "ан"? Смотрим словарь. Ан - челюсть, небо (верхняя часть челюсти). Но также анай - это "мать".
Может ли это быть просто небо, небесный свод, да запросто. Свет, идущий сверху прежде всего. В Иране - Ан - бог неба (ср. удм. бог Ин).

Может ли "ан" соответствовать значению слова анализ: to analise на англ. ? Думаю, может, т.е. "процесс, который идет "сверху", некий вид озарения. "Ал" - в данном случае "процесс в розовом цвете", "из" - камень. Из камня, тверди - выводим истину.Однако, в удм.яз. есть более близкое по значению слово "амал" - метод, прием. Только оно связано со словом "ам" - есть, с'есть (ср. русск.яз.), и снова процесс извлечения "ал".

Таким образом, прихожу к выводу, что все слоги-слова в удм. яз. имели первоначальный смысл. Только потом, возможно, некоторые вышли из употребления, и остались только составные слова.

Слова на "а" с согласными уже приобрели некоторый смысл. Например:
 аб - процесс связывания, ал - процесс обдумывания, извлечения информации, ан - процесс, включающий верх, небо, мозги; ад - процесс плазменного горения; ас - процесс, идущий от некоего объекта, процесс присвоения - свой процесс; ам - процесс поглощения, съедания; ар - процесс кружения, годового обращения солнца (ср. year год на англ.); аг - процесс собирания вместе по одному признаку (агай - брат); аз - процесс движения вперед ( в соотв. со словом face - лицо, см. пост "Кельты-рыжие...); ай - процесс творения себе подобных, инстинктивный процесс ( айы - отец, самец); ак - процесс приобретения статуса старшинства ( см. ак-адямиез - академия! academy), однако, это не совсем первый по счету (од"иг); ап - скорее всего связано с процессом восхождения к женской сути (апай - сестра); и т.д.
---
Со слогом "ам" - т.е. с'есть по-русски, связано и интереснейшее окончание почти всех молитв в христианстве- Аминь, Амен. Что бы это значило?

С удмуртского - ам - см. выше, ен или эн - это послелог, характерный для удмуртского языка - отрицание "не-" или "нет". Что получилось? Не ешь меня! Очень злободневно и на сегодняшний момент. Очевидно, что это очень древнее заклинание, пытающееся отвратить от человека "поглощающее" его и рассыпающее на части зло.
----

Т.е. слова на "а" изначально имеют в себе "начало, начальный толчок". Отсюда вопрос: только ли греки участвовали в создании аз-буки, или же основы были разработаны намного раньше? Возможно, где-нибудь отыщутся "архивы" древних, и история приобретет новое направление поисков ушедшего. Недавно прочитала о связке дощечек "Книги Велеса", связке древних сказаний-заклинаний. Возможно, что отыщутся и другие дощечки или камни-скрижали или глиняные дощечки с письменами.
---

Итак, лул или есть еще и другое написание лыл - душа оживляющая. Т.е. соответствующая Ка, карме. кар- карыны - делать, ма ли му - это земля. Лул - сотворяет земное тело для жизни. И, естественно, как я уже об этом писала, через родителей, гравитационную связь с ними (см. пост "Душа"). Лул  явно связана с лу-светом, лучом жизни. Она уходит сразу же и безвозвратно.

Урт или орт (сравни, орг-анизация, орда и др.) - организующая сила. Имеет также соответствия - орда, организация (см. пост "Кельты-рыжие..." и др.) Это душа организующая процесс творения тела и представляет собой почти бессмертную сущность человека. В градации Ка-аб-ба - она соответствует Ба - Бытию. Она - урт - приходит на Землю ма, становясь смертной - му(ма)-урт. И скорее всего со стороны. поскольку урд - это бок, урд-лы - боковая кость, то есть это ребро. Отсюда вдруг возникает некая странная ассоциация с сотворением Евы из ребра Адама (см. пост "Проблема ада с т.зр. удм.яз."). Только почему же Адам - так и остался съеденным плазмой-адом, а Ева вдруг была сотворена из ребра - урда- и вкусила яд с яблока Познания?

Свойства урта - включают в себя еще умение путешествовать во сне, "выпрыгивать" из тела при испуге, что точно соответствует нынешним описаниям свойств эотерического так называемого "тонкого тела", имеющего при жизни очертания человеческого тела, а далее превращающегося в шар-диполь через 40 (??? вопрос - нужно подумать, почему градацию три - изменили на четыре - крест) дней.

Итак, мурт (общеевропейское - mort) - это  нечто оформленное, которое организует клетки тела для жизни на му(ма,мо)- земле, привлекая к этому лул-душу, и странствующее идальше впрцессе перерождений. Уд-мурты - уд - отрицание - народ, который взял в основуотрицание смертности.

"Зан - дзан - свет, идущий с неба, из космоса, свет Творения. Создающий души для жизни.
Анк - в египетской мифологии "ключ Творения". Где же находится этот ключ?

Про ребра и Еву - в следующем посте.

Буквально сегодня я вдруг решила почитать Блаватскую Е.П. " Тайную Доктрину". Что же я там увидела? Цитаты из "Книги Дзан" (Дзиан), с комментариями. Возможно, древние знания о душе творящей вовсе не исчезли, а были сохранены и до сих пор хранятся в скрытых библиотеках Тибета, правда прочитать их будет сложно. На каком языке они были записаны? Блаватская упоминает язык Сензар, однако, я думаю, что это вполне переводимо с удм.яз. син - глаз, "зар (дзар) - о-зар-ение. Озарение через глаза. Красиво?

---
Со словом дзан-дзиан-дхиан можно соотнести и дзен-буддизм. Очевидно, что первая часть слова, это модифицированный "рассыпающийся свет" - дза по-удмуртски или "жа-р" по-русски.
--
Одно из представлений в удмуртской мифологии - то, что душа является бабочкой - бубыли.

Я попробую поразмышлять над этим в теме "Бабочки".