Дас - почему выделен шестнадцатипольный квадрат

Дасург
F.10 В "Предисловии" я только отметил: "Для удобства ориентирования выделен центральный квадрат".
Дело в том, что я умею играть в шахматы вслепую. Не знаю, как это делают другие, возможно, кто-то даже видит цветную картинку (= эйдетическая память). Я тренировался, помнится, пытаясь воспроизвести в уме, или точнее, создать, воображаемую реальнось во всех красках. Не получалось.
В уме "видится" не реальная доска с коричневыми и свело-жёлтыми клетками, а скорее схематическая диаграмма.
И я не вижу сами фигуры. Скорее, помню, "знаю", что это за фигура и какие поля она атакует, на что способна в этой конкретной позиции.
--------------
Очень важен прошлый опыт: при сочетаниии "Слон b5" сразу же вспоминается "Разменный вариант Испанской партии" (часто играл его) и сразу кусочки продолжений: сейчас пешка пойдёт на белое поле a7-a6 и атакует Слона; если d7-d6, то получается цепочка пешек c7-d6-e5, стоящих на чёрных полях; чёрный Конь может прыгнуть с c6 на d4 и нападёт на моего слона сзади.
Нет полной картины, а лишь общее понятие, что это такая-то позиция и какие возможны здесь конкретные ходы и целые планы. Какие-то кусочки доски, особенности пешечной структуры.
Поэтому очень трудно, если позиция получилась необычная, или с большим количеством фигур, или же игра происходит в центре доски. Нет опоры. Всё висит.
Я сам придумал для себя упражнения. Например, "кругосветки фигур": шёл Слоном или Конём по краю доски, прижимаясь к краю, в буквальном смысле держась за боковые линии, как за перила.
А в центре нет такой опоры, поэтому поставив фигуру на центральное поле, я сначала просто без ухода с него осматривал все соседние поля = делал как бы ход туда и ставил фигуру обратно. Как будто стоишь на кочке посередине болота!
Ну, в шахматах доска всё же не бесконечная (64 поля).
--------------
И вот когда я попытался сделать то же самое в Дас-шахматах и перешёл к центру, я потерялся: не за что ухватиться (100 полей, однако же!). Доска кажется пустой, огромной даже воочию. А вслепую...
Не сразу, но пришла идея опоры именно от "кругосветки". От четырёхпольного квадрата сразу же отказался. А шестнадцатипольный оказался идеальным.
Тем более, что потом выявились такие свойства:
1. вся доска поделилась на участки 3-4-3 ("a,b,c - d,e,f,g - h,i,j" и "1,2,3 - 4,5,6,7 - 8,9,10")
2. центр фланга соприкасается с угловым полем центра (c3 - d4)
3. белый Слон проходит через два угловых поля центра и попадает на место чёрного (d1-g4-d7-g8)
4. Валькирия с угла доски бьёт два угловых поля центра (a1 - g4,d7) и симметрично: Валькирия с угла центра бьёт два угловых поля доски (g7 - a10,j1)
5. встречные движения Белой и Чёрной Валькирий навстречу друг другу через центры флангов ("Геометрия по Валькирии").
Эти закономерности очень облегчают внутреннее вИдение. Они и сама линия центра и есть опоры, помогающие двигаться по доске.
Да и внешне при сравнении с прежней доской без выделенного центра, новая стала "приятная" для глаза. Вроде бы лишняя деталь, такая же, как горизонтальный шов на уровне лопаток, или три пуговицы, которые ничего не застёгивают, пояс на платье, бантик на голове, наконец!
Цвет тёмный гармонирует. Белый вызвал ощущение алюминиевого профиля, который дребезжит и легко сдвигается с места, когда спотыкаешься об него - неприятно.
И такое сравнение подходит: пустая доска напоминает сплошной текст без пробелов, который трудно читается.
Вот для сравнения предыдущее предложение, но без пробелов:
-------------
Нужна ли хорошая память для игры вслепую? Нужно же "знать", кто где стоит. Скорее уж, специфическая для меня.
Потому что не могу запомнить полные имена людей, даже соседей (хотя причина здесь может быть больше психологическая, потому что Робеспьер по Соционике, где моя интроверсия выигрывает у экстраверсии со счётом 16:1! Может, я их просто видеть не хочу и избегаю всяческих контактов). И в то же время очень хорошо узнаю идущих по походке, по их характерной манере двигаться.
Ещё. Зайдя в здание, теряю ориентацию в пространстве. То же самое происходит в компьютерной игре: приходиться много раз просто ходить по карте или внутри здания, чтобы они запомнились.
Даже сцена в фильме, когда герой подошёл к краю скалЫ (Том Хэнкс: Cast Away (2000) Изгой), вызвала подобие головокружения. Хотя край крыши так не действует. Разное пространство?
Смешной момент: не могу делать что-то на доске вслепую, если голова наклонена или в постели касается подушки виском! Видимо, потому, что реальные, "тяжёлые фигуры" скользят и падают, когда доска стоит на неровной поверхности!?

                Дасург, 23 августа 2013

Добавлено 2015-03-12
Структурированное пространство...
Где-то я написал позже: "Для удобства ориентирования тёмной линией выделен центр доски, содержащий шестнадцать полей. Такой способ "структурирования" пространства улучшает как непосредственное зрительное восприятие, так и создаёт опоры для мысленного воспроизведения и видения доски в воображении". (Дас-шахматы - после критики).