9. Дядя Марк - брат Любочкиной матери

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Марк Абрамович Коган (1907 1997), старший брат Любочкиной мамы. Снимок сделан 10 июня 1945 года, вскоре после войны с Германией.


Я начал знакомиться с родственниками Любочки с маминой стороны.

В Ленинграде у Любочки было много родных. На Литейном проспекте недалеко от нас жил родной брат ее мамы – дядя Марк. Он жил со своей семьей в огромной 40 кв. метров комнате в коммунальной квартире. Его жена Ирина Григорьевна была очень доброй и гостеприимной.

У Марка Абрамовича и Ирины Григорьевны (в девичестве Вильнер) был сын Эдик, немного младше нас, и маленькая дочь Людочка

Еще один сын от первого брака дяди Марка Леня жил со своей мамой Катей отдельно. Леня был на два года старше меня, красивый высокий парень. Он нравился девушкам. И женился 6 раз. Но после каждой женитьбы в его семье начинались какие-то неприятности. Когда Леня нам рассказывал об этом, выходило, что всегда были виноваты его жены. В тот момент, когда я с ним познакомился, у него была вторая жена Тамила.

К дяде Марку мы с Любочкой впервые попали 7 ноября.

После демонстрации я всегда у дяди Марка, – сказала Любочка. – пойдем вместе. Они будут рады. Я вас познакомлю.

Так я начал знакомиться с Любочкиными родными.

У дяди Марка на самом деле было очень хорошо. Была добрая атмосфера, все друг другу улыбались, и это были искренние улыбки. Стол ломился от домашних солений, варений и других вкусностей, на которые Ирина Григорьевна была мастерица. Марк Абрамович подливал холодной водочки, и я выпил рюмки 3-4. Под такую обильную закуску я совершенно не захмелел, и мы с Марком Абрамовичем все время разговаривали.

В двадцатых годах он приехал из Чечерска в Ленинград, совершенно не зная русского языка. Его родным языком был идиш. Теперь он хорошо говорил по-русски, но акцент, который я определял сразу, как акцент еврейских местечек, когда согласные смягчались, а при разговоре слышались еврейские интонации, остался.

Марк Абрамович воевал, причем служил в агитационных войсках. Их называли смертниками. Они скрытно приближались к передовой, устанавливали мощные громкоговорители и начинали убеждать немецких солдат, сидящих в окопах, переходить на сторону Красной Армии, бросать оружие, давали им информацию о фашистском режиме в Германии, зверствах фашистов. По ним немедленно открывали огонь, но они продолжали вещать, и только закончив передачу, пытались скрытно уползти к себе в тыл.

«Вещал» именно Марк Абрамович. Он хорошо знал немецкий язык, так как идиш, его родной язык, был близок к немецкому.

После войны он устроился на работу в полиграфический техникум преподавателем математики, и, если кто-то из родных не мог поступить в институт, Марк Абрамович предлагал ему поступать в его техникум.

Именно к нему, к своему старшему брату, в конце двадцатых годов приехала в Ленинград из Чечерска Любочкина мама – Берта Абрамовна.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/08/23/308