О футболе

Леонид Санкин
 Футбол я люблю с детства. Родители рассказывали, что трехлетним мальчишкой я бегал по квартире с резиновым маленьким мячиком и кричал : «Я - Копаев». И как было в 1966 не кричать, когда наш СКА стал серебряным призером чемпионата страны, Копаев лучшим бомбардиром, а дядя Витя Понедельник лучшим нападающим. Дядя Витя, брат тети Светы, маминой одноклассницы. Но я был влюблен в Олега Копаева. Не знаю почему. Как играл Копаев, я не видел, зато уже осознанно помню, как играл Еськов, Зинченко, Проскурин, вратарь Лев Кудасов, защитник Афонин. Помню, как мы болели с папой у телевизора в коктебельском пансионате за наших в финале Кубка СССР против «Карпат». Кругом были киевляне, которые естественно были за своих. Наши проиграли. Обидно проиграли команде первой лиге. Проиграли и через год. Еще более обидное поражение от «Спартака», гол Логофета на последней минуте. Болел я за СКА и в тяжелые годы, когда команда болталась в первой лиге в середине 70-х. Помню, как в 1978 начинался формироваться боевой состав с Андреевым, Курбаном Бердыевым, Андрющенко, Гусевым. Это была основа того состава, который в 1981 взял у «Спартака» реванш в Кубке, играл в Кубке Кубков с «Эйнтрахтом»( так было написано в программке матча). На этой игре(в Москве на финале) мне посчастливилось побывать. В тайне от родителей, которые не одобрили бы конечно это путешествие. Хорошо я помню и последний матч сезона 1979 года, о котором уже писал ранее. Писал, что жалею, что смотрел весь матч на поле, а не на сидящих рядом писателя Юрия Трифонова и знаменитого статистика Константина Есенина (сына поэта). А как мы радовались, когда наши победили тот же «Спартак» 6:1 в 1984-ом! «На Дону команда есть, что со счетом 1:6..». Несколько лет жизни на севере, но, тем не менее, каждый год я умудрялся приезжать из Архангельска в далёкий Ярославль на игры СКА в первой лиге чемпионата СССР. И мы ни разу не проиграли!
Последние 25 лет армейцы Ростова не сильно радовали своих поклонников. Скорее разочаровывали. Да и я, честно говоря, не часто приходил на стадион, где пережил столько радости и печали. Каюсь. Вот несколько дней назад ушел из жизни мой бывший сосед Виктор Киктев, нет еще одного бывшего соседа Александра Шевченко, дай бог здоровья Валентину Егорову, еще одному моему соседу. Его я не вижу, потому что сам давно переехал в другой дом.
О существовании еще одной ростовской команды «Ростсельмаш» я узнал в 1979 году. Вернее не так. Я слышал, что есть такая команда, но никогда не стремился посмотреть, как она играет. Однажды с одноклассником случайно оказались на стадионе. «Ростсельмаш» победил команду из Сызрани, забил много мячей, то ли семь, то ли восемь. Но чувств никаких. Почему, не знаю. Эта команда никогда не была моей, я за неё не болел, хотя она из моего города и там играло немало бывших армейцев. Что-то останавливало. Когда Андреев перешел из СКА в «РСМ», из СКА где его страшно обидели (что было, то было) отношение к этой команде улучшилось, но 1989 год... Кто помнит? Да «Ростсельмаш» способствовал уничтожению своего конкурента. Поступили по- свински, за что их и стали именоваться «свиньями». Сейчас уже не «Ростсельмаш», а ФК «Ростов» лидирует в российской премьер-лиге. Зла я им не желаю, но за них не болею это точно. Никакого антипатриотизма здесь нет. В футболе нет патриотизма территориального, есть патриотизм клубный. И в игре ФК «Ростов» с ЦСКА буду болеть за армейцев. А СКВО( теперь СКА так пока называется) пока идет на втором месте в своей зоне второй лиги. Как только начнут играть на своем стадионе, обязательно пойду болеть.