Воскресение мертвых и наука

Майоров Дмитрий Николаевич
Наступила весна. Для верующих людей – это очевидное напоминание догмата воскресения из мертвых. Об этом пишет святитель Игнатий Брянчанинов в статье «Сад во время зимы» зимой 1843 года в Сергиевой пустыни писал: «Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся — такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий».

Насколько важно учение о воскресении мертвых для нравственной жизни христианина святитель Кирилл Иерусалимский (+382 год) в 18 огласительном поучении: «Корень всякого доброго дела есть надежда воскресения. Ибо ожидание награды укрепляет душу в доброй деятельности. … Всякая душа, верующая воскресению, хранит сама себя, как должно; а неверующая воскресению пускается на погибель. Верующий, что тело воскреснет, хранит сию одежду, и не оскверняет тела любодейством: а неверующий воскресению предает себя любодейству, не радя о своем теле, как бы о чужом». Всемогущество Бога светом солнца озаряет всю вселенную и ветры Его без препятствия несутся над землей – неужели Господь не силен собрать распадшиеся тела, даже сожженные или пожранные рыбами и зверями ; вопрошает святитель. Конечно, это в Его силах! Справедливость Божия требует Воскресения тел. Если грешило и тело, почему должна расплачиваться только душа? Убивший без покаяния десятки людей расплачивается в смертной казни только одним своим телом. А где воздаяние за остальные убитые тела? Праведники трудились и телом, и душой для Бога. Почему их тело не вкусит блаженства вечной жизни? Святитель Кирилл подтверждает истину воскресения из мертвых многочисленными примерами из нашей жизни. Это и пример весны, поистине общий для святых, и пример каждого дня ; ночь сменяет день, и люди засыпают, как умирают, и просыпаются, как воскресают из мертвых. Сравнивает воскресение с разбитой статуей, которую склеивают для восстановления, и египетской птицей Фениксом, приводит и многие другие примеры, о которых нет времени говорить.
Неверующий во всеобщее Воскресение и Страшный Божий Суд легко может придти к учению о предсуществовании и даже переселении душ, осужденном на Пятом Вселенском Соборе Православной Церкви (553 г.). Вот как Юстиниан сформулировал доктринальную вину Оригена в письме к патриарху Мине, предлагая осудить Оригена: "Если кто говорит или придерживается мнения, что человеческие души предсуществуют, будучи как бы идеями (;;;;) или священными силами, что они отпали от божественного созерцания и обратились к худшему и вследствие этого лишились божественной любви и потому названы душами (;;;;;) и для наказания посланы в тела, — тот да будет анафема».

Учение о Всеобщем Воскресении ; твердое учение и Нового, и Ветхого Завета. Вся пятая глава от Иоанна посвящена беседе Господа Иисуса Христа с иудеями о важнейших истинах веры, из которых весть о победе над смертью – главнейшая: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Иоан.5:28-30). Христос говорит Марфе перед воскрешением ее брата Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». (Иоан.11:25). Но Марфа не удивлена Его словами, она исповедует веру во Всеобщее Воскресение, веру, присущую древнему Израилю: «Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». (Иоан.11:24). Апостол Павел окончание первого послания к Коринфянам посвящает колеблющимся еретиков, отвергающих догмат Воскресения первым христианам отвергающих догмат воскресения еретиков «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». (1Кор.15:20-22).

Учение о воскресении мертвых представлено и в Ветхом Завете. Пророк Божий Иов говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов.19:25-28), а пророку Иезекиилю было показано поле, полное мертвых костей, которые облекались плотью (Иез. 37 гл.). Этим пророчеством заканчивается богослужение Великой Субботы, и в следующий раз верующие собираются в храм уже для Пасхальной службы. Таким образом, слова «чаю воскресение мертвых» Символа Веры для православных христиан составляют основание христианской надежды, явленной Воскресением Христовым.

Учение о воскресении мертвых существует и в иудаизме, и в исламе, и даже в языческих культах мы можем находить следы учения о воскресении мертвых. Московский профессор Андрей Зубов считает, что вся религиозная культура Египта пронизывается учением о воскресении мертвых – с этим связано традиция мумификации тел, которые должны воскреснуть: «Что мы видим в этих египетских текстах? Если суммировать, то в этих текстах говорится о победе над смертью и о телесном воскресении умершего человека». Захоронения эры раннего палеолита являет нам могилы умерших, наполненные не только предметами земного быта, украшенные цветами (обнаружена пыльца). Это является косвенным подтверждением религиозности самых первых людей, и даже само положение их тел – в позе эмбриона – наталкивает нас на мысль о том, что, как человек выходит из чрева матери, так он должен выйти из чрева земли в свое время. Так считет новосибирский профессор д.и.н. Павел Волков.

Однако современно человечество далеко гонит от себя мысль о смерти. Создается ощущение, будто люди и вовсе не думают умирать. Русские религиозные философы и богословы 20 столетия (С.Булгаков, Н.Бердяев, Н. Лосский, И. Тихомиров, Л.Шестов,) и многие западные философы и психологи (К.С. Льюис, К.Юнг, К.Гадамер… ) говорили о том, что современная гедонистическая культура является следствием забвения человеком его истинного предназначения, которое не заканчивается пределами земного бытия, а только начинается. Если всего несколько десятков лет назад  были торжественные похороны особо уважаемых людей, гробы которых несли через весь город, то теперь видим закрытые катафалки и целую похоронную индустрию, когда умерших красиво наряжают, употребляют обильную косметику, и предоставляют весь комплекс похоронных услуг, лишь бы живые поменьше виделись с умершим… А если и соприкасались, то на самое краткое время. Зачем? Ведь это напоминает о смерти! Сама практика кремирования усопших, конечно, может выводиться из дефицита городских земель. В Москве, например, стоимость похорон усопшего на городском кладбище приближается к стоимости городской квартиры. Но истинные мотивы кремирования могут быть иными. Традиционно христиане, иудеи и мусульмане стараются предавать земле своих умерших, так как они видят основание своей традиции в словах, сказанных Богом Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт.3:19). Законодательства многих стран мира осквернение могилы считается уголовным преступлением, и попирать чужую могилу ногами считается великим оскорблением родственников покойного. Почему? Если после смерти ничего нет? В этом чувстве протеста  мы можем видеть глубоко живущую в человеке веру в воскресение умерших.  Православные могилы украшает крест Христов, потому что после Голгофы наступает Пасха, и после смерти наших близких мы веруем в их воскресение в день суда, когда на небе явится крест от края небес до края.

Так, мы видим глубоко живущую в сердцах людей, дадже нецерковных – веру в воскресение мертвых и всеобщее оскудение веры даже  странах христианской цивилизации. Так в США уже почти полвека действует фирма Алкор, общество крионики ; замораживания умерших. Люди с достатком тешат себя надеждой на всемогущество медицины будущего, которая способна не только разморозить, но и воскресить человека, излечить неисцелимые болезни. Знаменитый мультипликатор Уолт Дисней не умер своей смертью, его заморозили, когда была обнаружена неизлечимая болезнь. В могиле певца Элвиса Пресли нет его тела. Многие считают, что и он воспользовался услугами этой фирмы. Во многих обществах крионики в 1970-х годах разразились скандалы, когда умерших обнаруживали выброшенными на городские свалки для освобождения новых мест. Иногда трупы портились во время сбоев электроснабжения и при отказах охлаждающего оборудования. С 1990-х годов в России состоятельные люди также задумываются об идее персонального бессмертия. И заказывают себе заранее место в крионическом хранилище, тем более учитывая тот факт, что на законодательном уровне всерьез обсуждаются проекты выделения отдельных участков земель в России под эти хранилища. Сознание обывателей у нас было подготовлено известным фильмом «Бегство мистера Мак Кинли», снятом в Советском Союзе в 1975 г.. Донатас Банионис сыграл незадачливого человека Мак-Кинли, который захотел попасть в светлое будущее через криокамеру. Денег не хватало, но он выиграл их в лотерею, был заморожен и попал в будущее, в котором шла атомная война. Но это был лишь сон. И он в ужасе проснулся и отказался от этой идеи. Откажутся ли от нее умирающие богачи, которые хотят продлить свою жизнь?

Другими очевидными попытками заменить воскресение мертвых прогрессом науки являются проекты электронного бессмертия. Еще в СССР фантаст Геннадий Гор пишет роман «Кумби» о душе поэта, заключенной в электронный кристалл. Поэт умер, а кристалл продолжал писать стихи. У этого романа интересное продолжение, ибо «полезен всякий смелый эксперимент на пути к решению гигантской задачи создания искусственного психического поля», считает один из героев романа персонаж.  Профессор Александр Болонкин, бывший советский диссидент, ныне презентабельный ученый из США, предлагает записывать память человека, его эмоции и переживания, на электронные носители. По его представлениям, информация, как и душа, обладает свойством нематериальности. Поэтому, записав информацию, мы запишем душу человека. В электронных кристаллах «душа» может жить вечно, многократно перезаписываться, быстро развиваться и ничего не забывать, путешествовать с планеты на планету по лазерному или радио-лучу. Электронный человек во многом превзойдет обыкновенного Homo sapiens. И в эволюции человечества обык6новенным людям скоро не станет места.

Интересными идеями наполнено творчество русского религиозного философа Николая Федорова. Его православная терминология не должна вводить нас в заблуждение – пишет протоиерей Георгий Флоровский. За его словами о воскресении мертвых скрывается его главная идея «всеобщего дела». Люди могут преодолеть разобщенность в организации усилий по возвращению к жизни всех умерших прежде людей методами научного прогресса. Это явная любовь к непреображенному человеку и неверие в воскресение Христа и всеобщее воскресение. Этот псевдонаучный проект, облеченный в православную оболочку. Творчество Николая Федорова оказало большое влияние на Толстого, В.Соловьева и многих современников, прежде всего, на представителей русского космизма – К. Циолковского и Н.Чижевского. Как видим, утопию Федорова пытаются осуществить с помощью современных технологий, такие мечтатели как А. Болонкин. Запись «душ» людей на электронные носители уже началась. И сознание людей исподволь подготавливается такими фильмами, как «Газонокосильщик» «Суррогаты». Певрвом фильме умственно отсталый человек становиться суперменом виртуального мира, во втором фильме люди отказываются от реальной жизни в своих телах взамен жизни в телах киборгов. Читатели без труда продолжат список не только зарубежных, но и отечественных фильмов. Нашумевший «Аватар» погружает зрителя в потрясающий виртуальный мир в 3D формате. Жизнь главных героев протекает в телах клонов, человекообразных инопланетян – планеты, за создание которой режиссер Джеймс Камерун получил самые большие в истории мирового кинематографа доходы. Кстати, «аватар» с санскрита означает «снисхождение», термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. Это перевоплощение, отрицающее саму идею воскресения мертвых. Джейк Салли, бывшый морской пехотинец, прикованного к инвалидному креслу переселяется в конце фильме в тело инопланетянина. Жалкое земное тело остается у подножия волшебного дерева…

Заканчивая статью, можно подчеркнуть тот очевидный диссонанс, возникающий в душах наших современников. Душа по природе христианка – говорит известный апологет Тертуллиан (+230). Иногда душа даже неверующих, как бы пробудившись от глубокого сна, говорит, «Бог видит», «Бог знает», «Бог судия», «Слава Богу»… Что это, как ни свидетельство души, по природе христианки? Похоже, души современников не готовы пробуждаться, в сердцах их глубоко живет неосознанная христианская вера. Но в момент пробуждения их ждут продукты современной виртуальной цивилизации. Проснутся ли они когда-нибудь? И вернутся к вере своих отцов, на могиле которых ; православные кресты. Или останутся в современном неверии?