Народный календарь, 22 - 28 августа

Александр Мишутин
          

    23 АВГУСТА. ЛАВРЕНТИЙ.
  На Лаврентия в полдень крестьяне обращали внимание на колебание воды. Если реки, озёра, болота тихи и спокойны и ветры «не волнуют их воды», то осень ожидалась тихой, а зима без метелей.


  24 АВГУСТА. ЕВПЛ.
  День мученика Евпла не примечателен в крестьянском календаре: торопились убрать хлеб, сеяли озимые. Но на Рязанщине (дольше и чаще страдавшей от набегов татар) существует предание-легенда об этом дне.
  В селениях, расположенных по берегам рек Вожи и Быстрицы, рассказывают о чуде на «перекольских могилах». Там ночью на Ермачковом болоте слышны свист и песни. А— никого нет и не видно. Из людей. Не может же это делать белая лошадь, выбегающая из болота на могилы! Зато она плачет, как человек, раскапывая копытами землю могил.
Ночью же над могилами появляются огни и перебегают на болото. Огни, непохожие на свечные и лучинные. От этих ночных огней каждую могилу видать и даже то, что на дне болота лежит.

  Никто никогда не смог поймать ни белого коня, ни могильного огня, ни того, кто свистит, ни того, кто поет. Конь никому не дается, от свиста и песен люди глохнут, а уж огонь... Кто может поймать огонь?
  Старики говорят, что здесь когда-то было побоище. Русских с татарами. Долго бились. И когда уже татары стали одолевать русских, откуда ни возьмись—неизвестный богатырь на белом коне со своими сотнями. Одолел татар, чуть не всех. А тут подоспел окаянный Батый: убил богатыря, а белого коня загнал в болото.
  С тех пор и ищет белый конь своего богатыря, а полегшие сотни поют и свищут: авось откликнется богатырь...


27 АВГУСТА. МИХЕЙ-ТИХОВЕЙ.
  Перепроверяли прогноз на сентябрь от 15 августа (Степана-сеновала). На Михея дуют ветры-тиховеи — к вёдренной (ясной, погожей) осени; на Михея буря — к ненастному сентябрю.
  Средний срок начала листопада.

  28 АВГУСТА.УСПЕНИЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. СПОЖИНКИ, ДОЖИНКИ.
  28 августа день кончины, смерти (успения) Божьей Матери девы Марии. Но церковь обозначает этот день не как день памяти, а как праздник: «Праздник Успения Божьей Матери». Возможно, что, называя этот день праздником, церковь тем самым аргументирует, доказывает постулат о том, «что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо». И успение Божьей Матери — одна из дат её существования. Дата значительная.

  В Крестьянском же сознании Успение связано с «окончанием» и «успеванием». Успеть убрать урожай. Успеть посеять озимые. Успеть провести вспашку поля под озимые. Окончание страды. Отлёт последних ласточек — конец лета.
  С Успенья начинается молодое «бабье лето» — конец женским работам в поле.
  Успенье — конец Успенского поста.

  Успенье — день-граница; переход жизни крестьянской в другое состояние. На таких переходах у крестьян всегда праздники. А потому в народе этот день назывался «спожинками» или «дожинками». А кое-где — «оспожинками». В этих крестьянских названиях сочетается и «госпожа» (Божья Матерь) и окончание жатвы. Это, собственно, — праздник урожая.
  По старорусскому обычаю последние два-три десятка колосьев не срезали. Их перевязывали лентой, иногда наклоняли к земле и присыпали ею. Под эти стебли клали хлеб с солью и говорили: «Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!» Оставляя несколько несжатых колосьев, женщины надеялись вернуть земле силу.

  Последний, «именинный» сноп жали молча. Это был «сноп-молчанушка». Девушки боялись: если заговорят, то жених будет слепой. Великий стимул — жених. Затем этот сноп связывали специальной перевязью. Хозяйка присаживалась на сноп и говорила: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».
  В некоторых областях России именинный «сноп» удостаивался более пышного обряда. Его наряжали и украшали. Несли сноп или мальчик или девочка с венком колосьев на голове. Направлялись к господскому, помещечьему двору с песнями. Там вручали его барину. А барин угощал всех обедом и вином.

  Кто успевал испечь хлеб из нового зерна, освящал его в церкви. Кто не успевал — освящал горсть колосьев. И если был новый хлеб, то праздничная трапеза начиналась именно с него.
  Те же крестьяне-хозяева, которые не успели с уборкой урожая, устраивали «выжинки»: призывали односельчан помочь. И люди охотно откликались на этот призыв, хотя единственным вознаграждением за «выжинку» было застолье—угощение. Люди охотно шли на возможность повеселиться («расслабиться») в разгар полевых работ. А кроме того: вдруг самим потребуется такая помощь? Работа на «выжинках» — веселая, с песнями, шутками. Производительность труда — высочайшая.
  С Успенья начинались «засидки», «беседы»: сборы молодежи по избам. Девки высматривали парней, парни — девок. Через две недели можно будет засылать сватов.
  Именинников недели я поздравляю с днём ангела.
22 августа. Антон, Матвей.
23 августа: Лаврентий.
24 августа: Василий, Сусанна, Фёдор.
25 августа: Александр.
26 августа: Максим, Тихон.
27 августа: Аркадий, Михей.