Взвейтесь, соколы, орлами!

Станислав Афонский
Как-то так сложилось, что англичанин Уинстон Черчилль почитается у нас едва ли не главным авторитетом в делах России начала прошлого века. Зайдёт ли речь о Сталине или о России, как тут же кто-нибудь вспомнить его слова «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Что ж, давайте поглядим на эту «соху» хотя бы в русской армии, какой она была к началу Великой Второй отечественной войны.

Заголовок статьи взят из начала старинной строевой солдатской песни «Взвейтесь, соколы, орлами! Полно горе горевать! То ли дело под шатрами в поле лагерем стоять!» Мелодия песни соответствовала словам: лихая, задорная, мелодичная. Мой отец, бывший строевой лейб-гвардеец, говорил, что эта песня была одной из любимейших солдатских песен. Её пели во время походного марша, во главе строя шли плясуны. Хорошее настроение, значит, было у русских солдат – отборных солдат. Медицинские комиссии из всего количества призывников отбирали только около половины — самых здоровых и сильных, а не просто годных. Годными были все сто. Реформа армии 1906 года сократила срок действительной службы в армии до трёх лет. Таким образом получилось, что две трети армии составляли солдаты второго и третьего года службы и треть – резервисты. «Не действительная» служба в сухопутных войсках длилась 15 лет: семь лет в запасе 1-го разряда, восемь – 2-го разряда. Не прошедшие действительной строевой службы, но годные к ней, становились «ратниками» в ополчении. Были в армии и «вольнопёры» — вольноопределяющиеся добровольцы.

Пехотный корпус русской императорской армии по численности равнялся немецкому, но дивизия превышала германскую. Кавалерийскую дивизию составляли четыре полка: драгунский, уланский, гусарский и казачий. У каждого в бою были свои задачи и своя форма одежды. Кроме того кавдивизия имела пулемётное подразделение и артиллерийский дивизион из дюжины орудий.

Пулемёты русской армии были системы Максима, потом к ним прибавились «гочкисы» и «люисы» — прообразы ручных пулемётов, трёхлинейные винтовки Мосина образца 1891 года (с ними Красная армия воевала и в войне 1941-1945 гг), револьверы Нагана, или просто наганы. Пулемётов на полк полагалось по 8 штук – как и у немцев. 76-миллиметровые скорострельные орудия В.С. Барановского считались лучшими в мире. Русская дивизия имела 48 пушек (германская 72, французская 36). Всего в русской армии было 7030 орудий, включая 240 тяжёлых. Германия располагала 9398 орудиями, в их числе 1 300 тяжёлых и 996 осадных, с огромными крупнокалиберными чудищами, на которые даже смотреть было страшно.

Русская «соха» военной техники быстро и успешно развивалась. Изобретатели Фёдоров, Рощепей и Токарев совершенствовали образцы автоматических винтовок; начинали действовать миномёты Власова и Гобятко. Русские солдаты умели пользоваться гранатами, так называемыми «бутылочными» — напоминали по форме бутылки. Ни в Германии, ни во Франции, ни в Англии ручных гранат ещё не было – их считали опасными для пользователей – сам, мол, и подорвёшься. Их изготовляли вручную сапёры, сами же и применяли, на свой страх и риск. В русской же армии изготовление гранат встало на поток, они поступали в действующую армию вместе с «Наставлением для пехоты», рекомендующим поражать противника гранатами перед штыковой атакой.

«Опасным для своих» родом оружия «для спорта» скептики называли в то время иногда и авиацию (не без оснований). Но и она, тем не менее, развивалась и доказывала свои лучшие стороны. Русская императорская армия имела 14 дирижаблей и 263 самолёта. (Германская 232 самолёта и 15 дирижаблей, Франция 156 самолётов и 5 дирижаблей). Русский флот пользовался прекрасными гидропланами «М5» и «М9» Григоровича. На Русско-Балтийском заводе в 1913 году сконструировали и изготовили многомоторный летательный аппарат «Русский витязь» и в 1914 году взлетел гигантский бомбардировщик «Илья Муромец». Лётчики могли пользоваться парашютом Котельникова. В морях ходили русские подводные лодки, первая из которых, «Дельфин», сошла со стапелей Балтийского завода в 1903 году. (Кстати, несколько, семь или восемь, подлодок императорского флота воевали и во время Великой Отечественной войны). Гремели орудия броненосных кораблей. Пробовал свои силы изобретённый В.Д. Ментелеевым танк «Вездеход».

Русская Царица полей-пехота уже не ходила в атаку густыми толпами, как европейцы. Ходили цепями, с интервалами в пять шагов, — больше шансов дойти до противника живым. Так требовало «Наставление для действий пехоты в бою». Оно же предписывало и самоокапывание. Воины русской армии одевали военную форму защитного цвета. В отличие, например, от французов, щеголявших в красных штанах даже в бою. Красиво, ничего не скажешь. Но известен случай, когда французская пехота пошла в атаку на немцев, пользуясь туманом, как дымовой завесой. Да вот беда – красный цвет штанов отлично просматривался в тумане и послужил чёткой мишенью для германских стрелков…

Плохо то, что руководство русской армии легкомысленно относилось к тяжёлой артиллерии. Этому помогли и хитрые немцы – сами гнали изготовление тяжёлых и супертяжёлых орудий, а для отвода глаз на чём свет стоит бранили тяжёлую артиллерию. Умно бранили. В результате тяжёлой артиллерии в русской армии к началу войны остро не хватало. Пагубным было и пристрастие военного министерства к иностранным производителям, то и дело подводившим русского заказчика. Но по ходу войны от этих недостатков Россия постепенно и успешно избавлялась.

Интересная «соха» получается. Почему бы господину Черчиллю не сказать, что Сталин «принял Россию» с бомбардировщиками и подлодками? Так нет же – только соху и припомнил. Кстати, его российские коллеги тоже этим не брезгуют.