История семейной вазы

Бе Де Барселона
Стоит у бабушки в серванте тусклая, ничем не примечательная ваза. Ходим мы мимо нее постоянно, не замечаем, взглядов она ничьих не привлекает, цветы в нее ставят только в крайнем случае - когда все другие вазы уже заняты. Тогда ее торжественно достают из закутка, в котором она хранится, стирают с нее едва заметную пыль, ставят внутрь цветы и размещают в центральной части стола, всем на обозрение. Будь у вазы душа, можно было бы сказать, что живет она как раз ради таких моментов.
Но они, эти моменты, так редки и краткосрочны, что никто о них и не помнит. И стоит ваза всеми забытая в глубине серванта, томясь в ожидании. А она ведь, на самом деле, красивая. Думаю, она относится к тому типу предметов, что прекрасны своей внутренней ,таинственной силой. Бросив в сторону таких предметов беглый взгляд, никогда не остановишься, не захочешь рассмотреть вещь поближе, потому что она монолитна и самодостаточна, и твои взгляды ей просто не нужны. Она не для них была создана. А для чего?..
Однажды я находилась в том частом для меня настроении, когда все вокруг надоело, раздражает, и хочется чего-то нового, свежего. Стала мрачно рассматривать отдельные предметы в комнате в надежде найти озарение. Знаете чувство озарения? Это когда тысячу раз видел, произносил, чувствовал, думал о каком-то понятии, названии, предмете, но все поверхностно, не затрагивая сути. А тут вдруг "бам" - и тебя окатывает волна чувств и эмоций, и ты смотришь на предмет и понимаешь, что по-настоящему его никогда не замечал. А как можно было его не видеть! Ведь это чудо чудес, уникальная в своем роде вещица, необыкновенно ценная и значимая, со своей историей и своим характером, скрытым от всего мира. К сожалению, озарение отступает также быстро, как и приходит. И вот ты снова ты. Предмет теряет свое неповторимое сияние и затихает уже навсегда. Сколько раз пыталась воскресить это чувство повторно, но оно никогда не возвращалось с той же силой.
Я смотрела на вазу, и приходило осознание, что в мире существует огромное количество тайн, о которых (пока) я не имею ни малейшего представления. Появилась какая-то наркоманская радость, и я резво вскочила и побежала к бабушке добывать историю моей заново открытой вазы.
А история эта такова. Давно, еще в эпоху бабушкиной юности, в крупных городах России устраивались разнообразнейшие ярмарки. Что на них только не продавалось! Диапозон торговли охватывал все от зубного порошка до "зингеровских" швейных машинок. Бабушка вела тогда активную светскую жизнь и все подобные ярмарки-выставки исправно посещала. Дело доходило и до соседних городов. Однажды она проездом была в Москве и, для меня абсолютно не понятно, каким образом, случайно набрела на очередную ярмарку. На этот раз торговали китайскими предметами декора. "Очередь стояла дикая, - рассказывала бабушка, улыбаясь своим воспоминаниям, - но мне ваза досталась самая лучшая." Как я понимаю, тогда алчному шопоголику в ней был брошен вызов, который она, шопоголик, приняла и самоотвержено простояла всю очередь, хотя, думаю, у нее в столице было полно неотложных дел. Так и привезла бабушка домой, в родной Североморск, наряду с различными стопками документов огромную китайскую вазу. Стояла эта ваза на подоконнике и повидала на своем веку, как я теперь понимаю, многое. Свадьба, развод, рождение ребенка, бесконечные споры, слезы, смех и празднования дней рождений. Когда бабушка переехала в Ставрополь, переехала и ваза. Место ей на этот раз досталось не такое "шикарное" - угол в серванте, как я уже и говорила. Зато там она была в недосягаемости детских любопытных ручонок, моих, в частности, видела, как я взрослею... Если подумать, я завидую этой вазе. Она знала мою бабушку молодой, всю мою семью видела юной и полной энергии. Но не только это. Когда моя история закончится, закончится история моей бабушки, она по-прежнему будет существовать...
А прототипом ее наверняка была ваза во дворце китайского императора.