часы

Галина Левакина
Наша коммуналка ни чем ни отличается от обычных пятиэтажных сталинок -просторная прихожая ,громадная кухня, высоченные потолки, три комнаты на три семьи .И всё же одна особенность или достопримечательность имелась :это старые,почерневшие от времени,часы с кукушкой .Впрочем,кукушка давно не куковала,замерла в ажурном окошке, чудо резной работы.Цифры на циферблате ,  были выполнены очень красиво и тонко . Стрелки были верхом мастерства и деревянного творчества ,словно сотканы в сложном удивительном рисунке.  Хотя с   точностью времени часики мягко говоря,грешили :спешили,отставали,но шли,стучали,отмеряя дни и ночи .От куда и когда появились, кто был их хозяином, никто из живущих в этой квартире уже не помнил.Часы жили в  нашей большой прихожей и были для всех чем то  общим,частью всего дома и каждой семьи в отдельности.Сколько себя помню, несмотря, на огрехи по времени ,все сверяли по ним  ритм своей жизни .Менялись жильцы :уходили, уезжали,взрослели ,женились,расходились,рождались и увы умирали-часы продолжали жить своей и нашей жизнью.
Вот,и теперь,часы стучали,билось сердце нашей квартиры.В большой,светлой комнате с маленьким балконом -живу я .Я женщина ,как бы сказал Карлсон,в полном расцвете сил ,и в свободном поиске .Напротив меня-баба Клава-пенсионерка.Сколько лет ей,наверное,даже она сама не знает.Этот человечек вечно в движении и поездках. Всё лето обитает на даче(дома появляется не чаще одного раза в месяц),зимой у многочисленных родственников в гостях,на няньках.В комнате у входной двери-Надя с мужем Лёшкой.
Я помню,как этот Лёша ,суховатый,но жилистый мужчина,появился в нашей квартире.Пришёл с охапкой сирени,тортом и улыбкой,знакомится с соседями.Улыбался он замечательно ,вкусно,словно открывал окно,на душе становилось светло.Его можно было назвать даже красавцем,если бы не шрам через всё лицо,начинавшийся с внешней стороны щеки и пересекавший наискось бровь,лоб и теряющейся в буйной, русой растительности головы.Но это была закрытая тема.Лицо мрачнело,а сам он становился злым.Знали,что служил,был в горячей точке,списан по ранению и тяжёлой контузии.Может по этому и работал грузчиком в магазине.По возможности подрабатывал.Что,что ,а руки у него росли из нужного места,да и в лени его нельзя было обвинить. Как то незаметно дома перестал течь кран на кухне, в прихожей падать телефонная полка,а ручка входной двери отваливаться.Лёшку можно было попросить обо всём- прибить,принести,поднять,собрать- он никогда ни в чём ни отказывал. Даже часы перестали ошибаться.Надежда- невысокая,хрупкая женщина работала где то в НИИ лаборанткой.Детей у них не было.С начало,Надежда бегала по врачам ,но так как у неё ничего ни нашли,а Лёшик  отказался категорически обследоваться(вдруг чё не так),то тему закрыли,раз и на всегда.Будь,что будет.Так мы и жили. А часы мирно отбивали время.Правда,на Лёху иногда наплывало Случалось это редко,по весне ,чаще по осени.Он становился молчаливым ,слова цедил сквозь зубы. Лицо делалось черным и страшным,глаза лихорадочно блестели.Часто промучившись пару дней - исчезал .Приходил пьяный ,чужой.Как то ,года 3 назад. Вот ,так же надравшись до чертиков, устроил разборку на кухне.Я же стирала в ванной .Даже там было слышен визгливый голос Надежды и басовитый Лешкин.Слов  не разобрать,лишь перекаты от лёгкого шелеста,до громогласного,словно бой барабанов.
Пошла вешать  бельё.До сих пор  не знаю ,чего меня понесло с тазом на кухню.Застала  лишь миг,когда Лёша размахнулся и ударил Надю.Та ,как пушинка отлетела в угол кухни  и тоненько завизжала . Он тоже не удержался  и упал.Шатаясь,сжав кулаки,пытался встать.Надо было ,что то делать.Ну я и стукнула по больной головушке , первым ,что подвернулось под руки,а в руках  был тазик.Вот  и приласкала.Ущерба особого  тазик не причинил,но Лёха,как то в раз протрезвел..И вполне осмысленно оглядевшись  ,оценил  размеры  содеянного ,как то весь сьёжился:
Девки, вы это,того,извините.И уже  обращаясь ко мне:
- прости ,виноват.А тебя уважаю.-  Потом ,увянув,ушёл спать.А я,помогала Наде зализывать раны,утешала,как могла, уговаривала сходить в больницу,посоветоваться с психологом,да и самой по осторожнее быть,чего провоцировать.Надежда слушала,кивала, всхлиповала.Вот, тогда я и стала заложницей.Стоило Лёхе приболеть,мне приходилось оставаться дома,при мне он не дурился.Как только услышу ,что у соседей штормит,выйду:
-Лёша,ты,чего опять?
-Я ни ,всё,всё .-и тут же, как волна откатывала,успокаиваясь.Вскоре,это меня стало напрягать.Звонок,Надежды вырывал меня из дружеских компаний,походов по магазинам, с  работы и т.д..Радовало,одно,происходило это не так уж часто и  носило сезонный характер.Шло время.Но семейная пара не спешили в больницу ,и не стремились ,что то менять.
Сколько бы это ещё продолжалось- не знаю.Но эту осень,я не забуду никогда.На улице было тепло ,однако я сумела простыть.Ломило всё тело,сопли лились ручьём,глаза слезились.Ели дотянула до конца рабочего дня.Дома,куча таблеток ,облегчения не принесла.Меня знобило.Всю ночь то натягивала все имеющиеся одеяла,то сбрасывала.Под утро наконец то,забылась в тяжёлом сне .Звонок телефона прозвенел резко и очень громко.В голове застучали тысяча молоточков.Через силу,взяла трубку.Бодрый голос тётушки возвестил,что пора думать о родне,а ещё что меня ждут,возражения не принимают.Собственно,спорить не было не сил ,не желания.Причина такой напористости мне хорошо знакома,одно из двух- либо у тётушки личные проблемы и ей необходима жилетка,либо на горизонте появился очередной принц ,и надо нам познакомится. С идеей видеть меня в белом платье и фате,тётя никак ни хотела расстаться.Согласившись на всё,попыталась уснуть.И вот,когда доктор Морфей нежно обнял мою голову,заорал телефон.На этот раз начальница:
-Я,в командировку,срочно.Флешку с отчётом завезу...куда? когда?-и ,т.д. ,и ещё сто указаний.Голова готова была взорваться Схватила подушку спрятала голову.Тут в коридоре зашумели соседи.Похоже, Лёша  опять,под углом в сорок градусов.Всё надоело .Будь,что будет.Промучившись ещё с пол часа ,поняла,что уснуть не удастся,а соседи не угомонятся.Встала.Совершая один из подвигов Геракла-оделась и привела себя в порядок.Голова кружилась,горло першило.Чувство- словно трактор переехал.Шторм у соседей набирал силу.Вяло,в никуда крикнула:
-Ребята,ну хватит,успокойтесь,-и поплелась на выход.Уже закрывая дверь,услышала новую волну-тонкий пронзительный  и басовитый рокот .На мгновение замерла .может вернуться?Надоело.Хватит.Будь ,что будет.И так прокопалась,опаздываю.Начальница будет ворчать,сейчас начнёт трезвонить.И я ушла.Всё шло ,как и планировалось.Получила от начальства на орехи,совсем чуть чуть,потом порцию от тёти,за внешний вид иза неправильный настрой.Через двадцать минут общения с"принцем",почувствовала себя древней старухой.Принц был удивительно занудлив и разговаривать мог,только о себе любимом.Какое счастье,когда,наконец, свалил.И тут звонок.Баба Клава.С первых слов поняла беда.Как летела домой.Как ругала себя.как молила о чуде.Но чуда не случилось.
Надежда лежала на боку в прихожей,голова неестественно откинута,ноги согнуты в коленях.В первое мгновение показалось,что она спит,так всё было мирно и тихо.Только глаза полуоткрыты и неподвижны.Да, часы валялись рядом развалившись на множество деталей и осколков.Время остановилось.Мир оказался очень хрупким.Невозможно вернуть всё назад,как  стрелки часов.