Немного - о стихах мэтра

Дмитрий Сухарев
Не доводилось мне ранее читать стихов уважаемого В.И.Гафта.
Эпиграммы - доводилось, стихи - нет. Как-то не попадались на глаза.
А тут, взялась как-то в руки книжка "Валентин Гафт. СТИХИ И ЭПИГРАММЫ"
( Гафт В. Стихи и эпиграммы: Вильнюс: Полина, Москва: Полина М., 1995. 159 с., ил. ISBN 5-86773-051-4 )

В книге не так уж много материалу, чтобы умудриться недопрочесть сразу. Прочлось.
Что сказать.
Как актёра Гафта я меньше любить не стану. Как говорил Буратино: "хоть он дерись". А как поэта - стану. И даже сильно.
Раньше я как-то не сомневался в поэтических умениях мэтра. Поводов не было. Это ж - ГАФТ! Почти ГАБТ.
Как можно даже мысль худую допустить о такой величине, о глыбе?
Но - зря я, оказывается, полагался на внешние проявления. На чужие похваляшки.
Как оказалось - нечего особо хвалить в Гафтовском. Очень может быть, что даже ругать можно. Но обойдусь лишь сильными или слабыми недоумениями.

Для большего удобства, как моего собственного - так и возможно прочтущих, приведу оглавление из названной книжки (с указанием номеров страниц). Это лишь для наглядности и контроля.

о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о
СТИХИ
Театр (6) Перо (8) Гамлет (10) Мизансцена (11) Поле (12) Пушкин (14) Фуэтэ (16) Художник (17) Хулиганы (18) Треплев (19) Музыка Генделя (20) Музыка (22) Виртуоз (23) Артист (24) Чтец (25) Гитара (26) Наполеон (28) Вена (29) Дубленка (30) Кошкам Куклачева (31) Рыба (32) Кот (34) Пес (35) Зайчик (36) Олени (37) Мухи (38) Волк (40) Корова (41) Птица (42) Змея (43) Бабочка (44) Цапля (46) Жираф (47) Мышка (48) Бык (49) Петух (50) Тигр (52) Попугай (53) Кузнечик (54) Верблюд (55) Дельфин (56) Слон (58) Мартышка (59) Охота (60) Орех (61) Яйцо (62) Вагон (64) Цепи (65) Грязь (66) "Надоело тащиться поэтом..." (67) "Красный палец отпечатал след..." (68) Черный квадрат (70) "И опять навязчивая мысль..." (71) Роза (72) Грехи (74) Роман (75) Восторг (76) "Скажи, ты женщина иль фея?.." (77) "Когда настанет час похмелья..." (78) Я и ты (80) "Мир полон звуков..." (81) Разбитое зеркало мира (82) "Земли скрипучие рулады..." (84) Мосты (85) Фонарь (86) Береза (87) Шляпа (88) Дерево (90) Нож (91) Плаха (92) Свобода 93 Памятник Дали на хрустальной ноге (94) Огонь (96) Детство (97) Мечта (98) Ностальгия (99) Пророк (100) Древность (102) Будущее (103) Детство (104) Встреча (105) Сад забытых воспоминаний (106) Джаз (108) Прошлое (109) Мать и дитя (110) Полет (112) Яблоко (113) Владу Листьеву (114)

(Эпиграммы тоже перечислю, хотя касаться своими пакостными лапами буду лишь одухотворённых стихов уважаемого мастера.)

ЭПИГРАММЫ
Е.Евтушенко (118) Е.Евтушенко (118) А.Иванову (119) М.Таривердиеву (119) Ю.Никулину (120) А.Райкину (120) Г.Хазанову (121) Мюллеру (121) И.Саввиной (124) А.Чубайсу (124) На себя (125) Б.Окуджаве (125) Т.Абуладзе (126) С.Крамарову (126) М.Жванецкому (127) Л.Ярмольнику (127) А.Ширвиндту и М.Державину (130) А.Абдулову (130) С.Фараде (131) В.Зайцеву (131) И.Смоктуновскому (132) И.Кобзону (132) М.Глузскому (133) Н.Негоде (133) Т.Дорониной (136) В.Кикабидзе (136) Л.Гурченко (137) А.Кончаловскому (137) А.Калягину (138) А.Митте (138) Л.Ахеджаковой (139) Э.Рязанову (139) М.Козакову (142) Г.Волчек (142) Эхо на "Эхо" (Аганиров Анатолий) (143) (Анна Карась) (143) О.Табакову (144) "Чайка" во МХАТЕ и ГАБТе (144) И.Кваше (145) Молодежь "Современника" (145) На пьесы А.Гельмана "Протокол одного заседания", "Обратная связь" (МХАТ) и М.Шатрова "Погода на завтра" ("Современник") (148) Странному артисту (149) В.Коротичу (149) Н.Михалкову (152) Р.Быкову (152) С.Ефремову (153) М.Ульянову (153) На себя (154)
о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о


Печальки начинаются с самого первого стиха.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
"Театр".
8 четверостиший.

3-е:
"Зачем кричим, зачем мы плачем,
Устраивая карнавал,
Кому-то говорим - удача,
Кому-то говорим - провал."                [кавычки я ставлю на свой лад]
*****
Что здесь не так?
зачЕм кричИм зачЕм мы плАчем    -/-/ -/-/-
устрАивая карнавАл              -/--- --/
В первой строке всё пришлось всему впору. Всем сестрам достались если не полновесные серьги, то хоть клипсы. А что во второй?
Кто-то хочет прочесть это в соответствии с ямбической ритмикой, заданной в первой?:
устрАивАя кАрнавАл.
Что - не нравится? А какой у вас есть выбор?
Автор слишком смело встроил в ажурную планировку летнего сада своих же возвышенных мельпоменных риторических вопросов - какой-то нелепый амбар в виде умопомрачительного "устраивая".
Помните сценку, которую играли Моисеенко и Данилец? Там, где "кролики - это не только ценный мех...". Там председателю колхоза нужно было произнести слово "усва-иваи-моGо".
И горемыка-председатель всё выступление этим угробил.
Здесь ситуация аналогичная. Слово "устраивая" меньше всего здесь устраивает. Это связано с непроизвольным сломом ритмики, а ещё - невкусным наслоением гласных у-а-и-а-я.
Всё вместе - как раз и даёт нужный отрицательный эффект, который сам автор чётко подмечает  в своей оценке: "кому-то говорим - провал".
Пока ещё не провал, но и от удачи уже куда-то уползли.

4-е:
"Что за профессия такая,
Уйдя со сцены, бывший маг,
Домой едва приковыляя,
Живёт совсем, совсем не так."
*****
Ну-у - рифма-то. Как выразился Грибоедов - это и есть ... "отцы, которых мы должны принять за образцы"? В чём-то менее пафосном оно как-то и пролезло бы. Но в таком-то, прокламационном! "Такая - ковыляя". Ай-яй. Так можно дорифмоваться до зарифмовки запятых.

8-е:
"Остановить на миг мгновенье,
Потом увянуть, как цветок,
И возродиться вдохновеньем
Играем! Разрешает Бог!"
*****
Здесь всё более-менее. Лишь одна мелочь, "инкогнито проклятое".
Рифма "цветок - Бог" была бы годной (по произношению), да не всё с ней ладно.
Произносимое на конце "г" как "к" - превращает Бога в бок. И это нехорошо, что бы и кто бы ни говорил обратного.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Поле"
8 четверостиший.

3-е:
"Мне надоело быть безбожником,
Пора найти дорогу в Храм.
Мне надоело быть заложником
У страха с свинством пополам."
*****
Это и не плохо, но и не хорошо. Во 2-м четв. автор уже сообщил, что ему надоело (быть неискренним). Пусть он трижды повторил строку. Такая нарочитость может указывать на троекратное отречение в христианской традиции. Но глубины рифм "безбожником - заложником" и "храм - пополам" начинают диссонировать.
Беда, естественно, не приходит одна. И на свет выбирается троекратное "с" (страха с свинством), причём вторая и третья не просто налипают друг на друга, а буквально сродняются. Кто-то скажет, что это большая поэтическая удача?

4-е:
"Россия, где мое рождение,
Где мои чувства и язык,
Мое спасенье и мышление,
Все, что люблю, к чему привык."
*****
Автор предлагает читать "мои" с ударением на "о"? Бросить это слово вообще без попечения, оставив безударным?
Рифмы всё больше огрубляются, ещё не свалившись к намёточным, но явно им это обещая.

5-е:
"Россия, где мне аплодируют,
Где мой отец и брат убит.
Здесь мне подонки вслед скандируют
Знакомое до боли "Жид!!!" "
*****
Тяжёлые по содержанию строки.
Но и они должны быть строгими. Речь о серьёзных вещах идёт.
Нельзя здесь хромать. "Отец и брат убит". Убиты.

8-е:
"Моя Россия, моя Родина,
Тебе я не побочный сын.
И пусть не все мной поле пройдено,
Я не боюсь смертельных мин."
*****
Всё тот же сон. Автор просто исповедует наплевательское отношение к ритмическим ударениям.
Неужели не видно разницы в "моЯ Россия" и "мОя Родина"?.
Это "мытьё" вообще характерная черта для многих стихов уважаемого В.И.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Художник"
(есть возможность процитировать произведение полностью):
"Короткий взгляд, мазок, ещё мазок
И подпись краткая... Ван Гог."
*****
Мастер, мастер! Ну как вам не ай-яй-яй?!
Это уже поликлиническое что-то:
Бывал здесь каждый хоть разок...
- Э-ээ-э, кто последний на мазок?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Музыка Генделя"
(цитируется целиком, иначе трудно понять - о чём):
"Мне снился сон, он был так страшен
Я б выдумать его не мог,
Как в соблазнительном тумане
Я флейтой плыл меж чьих-то ног.
И Гендель вместе с Модильяни
Ушли со мною в этот рейд
В страну несбыточных желаний,
Переплетенья ног и флейт."
*****
Какая-то непонятность с рифмами. Они то есть, то ищутся где-то от случая к случаю, как завалившиеся в кармане спички.
И ладно бы, да спрашивается - чем это так обусловлено?
Приходится лезть в содержание. Думать, что никому не свойственно.
Автор плавает флейтой меж чьих-то ног.
Его, т.с., авторское дело. Но зачем тащить кого-то за собой?
Мне не очень досадно за вовлечённого в это странное занятие Модильяни.
Но чем это заслужил бедолага Гендель?
Неужто - музыка навеяла?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Виртуоз"
Две первые строки:
"Прожилочки на крыльях у стрекоз
Искусно вывел виртуоз,"
*****
Выгоднее смотрелось бы: прожилочки на крыльях у стрекоз - не прихоть, а тяжёлый варикоз.
Заниженный уровень рифмы не дал дальнейшему, более породистому, возблистать.
Отменные "слюды - следы" дополнительно смазались об искромётную, но недостаточно рельефную связку "чудо - верблюда".
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Чтец"
(цитируется полностью):
"Ошибка у него в одном:
Он голос путает с умом."
*****
Это не самая лихая рифма. Дном - так дном.
Ошибка у него в одном -
Не стоит петь о проходном.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Наполеон"
(цитируется полностью):
"Об половину мира гений ноги вытер,
Чтоб сладкий след его вылизывал кондитер."
*****
Как юморил Жванецким Райкин: "К пуговицам претензий нет, пришиты намертво, не оторвёшь".
Ничего худого нельзя сказать о форме, тем более, что она так коротка.
С содержанием случились нелады.
Сладкий след? Вылизывал? Кондитер?
Это идёт по разряду стихи? Ой-ёй!
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Мухи"
4 четверостишья.

1-е:
"Мухи под люстрой играли в салочки:
Кто-то играл, кто-то думал о браке.
Она - плела ему петли-удавочки,
Он ей делал фашистские знаки."
*****
Автор, автор!
Я не спрашиваю - за что вы себя? Нас-то - за что?
Сами писали бы для себя неуклюжистые бредни, так хлопнули по читателям, как по мухам.
Видимо так случилось, что мухи находились под люстрой, а автор находился - под ними, минимум под одной.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Корова"
6 четверостиший.

3-е:
"Ты будешь там свободна,
Гуляешь в основном,
Почувствуешь голодной -
Заходишь в гастроном."
*****
Да, речь идёт о бурёнушке. Автор неоднократно в стихе обращается к ней.
Умильно, ласкательно, по-доброму, по-простому.
Но эта добрая простота заводит в те самые дебри, которые к бурёнушке недружелюбны.
И простота - та самая, которая хуже воровства.
Будешь-гуляешь - один из распространённейших временных ляпов.
Почувствуешь голодной - это почти как почувствуешь элемент испуга, и даже робкого стыда за написанное.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Птица"
(цитируется полностью):
"Быстрей тебя - обычный самолёт,
Но разве может он с тобой сравниться.
Зависит от меня его полёт,
А ты свободна, маленькая птица."
*****
Монументальное, однако, произведение.
Куда и как бы ни спешил всадник, он спешится, прослушает всё до конца.
Задумается, ибо есть о чём.
Поучительнейшее, прям рубаи.
Одна фигня всё дело губит.
В.И.Гафт, как и все люди, был маленьким.
И не мог не знать детский стишок: "самолёт, самолёт, забери меня в полёт!".
Подскочить на такой рифме - это даже хуже, чем на арбузной корке.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Змея"
(цитируется полностью, терпите):
"Лоснится шпротой тело длинное,
Всосав в трубу, крольчонка схавала,
Витками, как по полю минному,
Ползёт змея, как почерк дьявола.
Ползёт наземное лохнесское,
Как шланг намокший, бесконечное.
Ползёт красивое и мерзкое,
Нас искушающее, вечное."
*****
Чёрт, или даже сам помянутый автором дьявол знает - что у В.И. было в школе по тем дисциплинам, на которых хоть как-то проходят вдоль змей. Что так сильно толкает автора в стройный строй наследников традиций Бианки и Даррела.
Эти поэты - такие затейники, я вам скажу.
То Маяковский вытащит "гремучую в двадцать жал". Но хотя бы двухметроворостую.
В.И. шагнул дальше, раздвинув горизонт. Бесконечный шланг. Почему-то - намокший.
Чёрт с ней, с этой змеёй. Пусть себе ползёт, куда ей надо.
Вопрос - чего такого важного хотел донести до читающих автор? Что змея - вытянутое такое существо? Что она питается крольчонками? Или что - съела какого-то конкретного, значимого?
"Схавала" - это только под последующего дьявола?
Наземное лохнесское? Оригинально, но нелепенько.
Нас - искушающее? Кого нас? Это и было-то в истории единожды. Причём - так давно и без свидетелей - что скорее неправда, чем факт.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Бабочка"
4 четверостишья.

3-е и 4-е:
"Жизнь длиною в одни сутки
Несравнима с нашим веком,
Посидеть на незабудке
Невозможно человеку.
Так порхая в одиночку,
Лепестки цветков целуя,
Она каждому цветочку
Передаст пыльцу живую."
*****
"- Мать, мать, мать! - привычным эхом откликнулся лес." (с)
Ну как же так?!:
жизнь длинОю в Одни сУтки - это так должно читаться?, именно в Одни?
Она - именно Она кАждому цветОчку? У "онА" - выраженное собственное ударение на "а".
И с "однИ" безударные фокусы не годятся.
Я чёт не пойму - Гафт-поэт - этого не знал?
И опять застиранная до дыр рифма "век - человек".
Ну какая это поэзия? Это, простите, школьная стенгазета.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Цапля"
(цитируется, к сожалению, полностью):
"Только ноги, только шея,
Остальное - ерунда,
Остальное  только тело,
То, куда идёт еда.
   Тычет воду длинным клювом
   Точно шлангом со штыком
   И рыбешек и лягушек,
   Поглощает целиком.
Ну, а к вечеру устанет,
Одну ногу подожмет
И застынет одиноко
Словно рыцарь Дон-Кихот.
   В небо цапля не взлетает
   Уже много, много лет
   Небеса не принимают
   Этот странный силуэт."
*****
Не - я конечно понимаю - артистам всегда хреново платили. Наверняка они не жировали и в голодном 1995-м году, когда вышла у В.И.Гафта эта книжка.
Каждый выживал и зарабатывал как мог.
Я понимаю даже - почему книжка так щедро иллюстрирована картинками Никаса Сафронова.
Я почти не осуждаю мэтра за его маниакальное пристрастие в рифмованному природоведению.
Но у всего есть какие-то рамки.
Я перестал понимать - кому автор это всё так детально излагал? В смысле - как цапля кушает, как переваривает.
Вариантов, в принципе, не так много:
- себе;
- знакомым;
- небесам;
- цапле;
- лягушкам и рыбам;
- для потомков;
- взрослой аудитории со сформировавшейся устойчивой психикой;
- на спор;
- детям;
- в баклабораторию;
- ацидофилам.
Я полностью согласен с умозаключением автора - "остальное - ерунда".

Напоминаю! Это - стихи!
Там рифмы бьются, как лягушки и рыбы в цаплином зобу.
Вот первая: "шея - тело".
Чё скисли-то? Щас круче будет: "Клювом - лягушек", "Устанет - одиноко".
Молоток автор, наповал бьёт.
Подожмёт - Одну нОгу? Ай, маладца!; Уже?, ещё Уже - чем много лет?
Да кто же нашего рифмоведа так писать-то научил?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Я тут соглашусь с автором повторно. Такого - не то что небеса не принимают - на земле фиг куда втюхаешь. А вот автор - смог. И гонорар, окоящщый, получил, надо полагать.

Не смогу даже полноценно позавидовать автору.
Гонорар, конечно, штука весомая. Но - оправдывает ли?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -