Бытовой музей сороковых годов

Ирина Юлина
    Это не первая статья, касающаяся исчезнувших московских музеев. Первая -  о  Библиотеке-музее В. Маяковского (1) , а  о   Бытовом музее сороковых годов  уже  было  упоминание  в   статье (2)  о  директоре музея  Борисе Валентиновиче Шапошникове (1890-1956) - известном искусствоведе и музееведе, члене президиума Государственной Академии Художественных наук (ГАХН) в 20-е годы.
    Учился он сначала в Московском Археологическом институте, который выпускал также и музейных работников. Затем,  несколько лет на историко-филологическом факультете Московского университета.  Живописи   учился в студии у   Юона, брал частные уроки у   Сапунова  и   Феофилактова. Художественное образование завершил в Италии.
 
      Б.М.  Шапошников      принимал участие в выставках художников  «Бубновый валет».(3)      Имя  Б.В. Шапошникова неоднократно встречается  в   книге  Сергея Дурылина  «В своем углу», М. 2006.  Его имя  мы находим  и в связи с   работой   «над атрибуцией неизвестной картины Федотова», и в связи с портретом, который пишет Нестеров в кабинете Хомякова в Музее.
    
       Борис Валентинович возглавлял Бытовой музей сороковых годов  с 1921 года и до ликвидации в 1929 году и  издал две книги на эту тему:  " Дом сороковых годов. Указатель иконографии" (М.,1925) и  путеводитель "Бытовой музей сороковых годов", выдержавший с  1924 по 1928 годы четыре издания  (последнее издание - М.,1928).

    Михаил Борисович Шапошников, заведующий отделом Серебряного века  ГЛМ, председатель правления международной благотворительной организации "Фонд Боткиных" и правнук     Бориса Валентиновича Шапошникова,    был так любезен, что дал мне возможность  ознакомиться с книгой из домашней библиотеки с автографом Бориса Валентиновича: "Сынишке Вадиму от автора-отца"(4). 
 
  Пожелтевшие от времени страницы  этой книги  раскрывают концепцию  Бытового музея сороковых годов. С усердием  ученого Б.В. Шапошников анализирует эпоху: " Стиль жизни эпохи характеризуется, с одной стороны, предметами этой эпохи, а с другой  - их взаимоотношением. Экспонаты бытового музея вещедействуют, как лицедействуют актеры". 

     Хочу напомнить, что Музей     был создан в начале  XX века, точнее  в 1919 году, по инициативе Отдела по делам музеев и охраны памятников Наркомпроса РСФСР во главе с Н.И. Троцкой и открыт для публики 7 ноября 1920 г.  Музей разместился на Собачьей площадке в особняке   Алексея Степановича  Хомякова (1804-1860) – философа, одного из основоположников славянофильства, писателя, поэта и публициста. 

    Как видно из путеводителя,  музей  состоял не только из имущества   М.А. Хомяковой (дочери славянофила), но включал в себя предметы искусства и быта, вывезенного из соседнего дома Лобановых-Ростоцких, отдельных предметов из собрания Д.А. Хомякова (сына славянофила), имения Боде-Колычева, бывшего музея Строгановского училища, дома Каткова, Петровского дворца, дворца Нескучного сада, Музейного фонда, имения "Богучарово".  Борис Валентинович написал в книге, что в музее "около 4000  номеров" подлинных предметов эпохи воспроизводящих внешние бытовые условия и стиль жизни состоятельной культурной семьи.
       
       В формировании коллекции Музея,   помимо Б.В. Шапошникова,  приняла  участие     М.А. Бобринская. Они старались показать  предметы прошлого в той обстановке, для которой они предназначались.
      Кто же еще работал в музее?  Заинтересованный в привлечении хороших специалистов, Шапошников не только пригласил на работу, но и предоставил возможность поселиться в мезонине музейного особняка чете    Сильверсванов.  Николай Адрианович (5.11.1881-5.05.1953), происходил из обрусевших шведских дворян, окончил юридический факультет Московского университета и стал адвокатом. Его жена, Елена Владимировна Бахрушина принадлежала к известной фамилии московских предпринимателей, получила прекрасное воспитание и стала впоследствии главным хранителем Третьяковской галереи.

      В 1928 году, в год рождения старшей дочери Елизаветы, супруги работали в Музее: Елена Владимировна  - научным сотрудником, ее муж – юрисконсультом. Как «бывшие», они были лишены прежнего материального состояния и собственного жилья. 

     Елизавета Николаевна Сильверсван, прожившая в доме до его сноса,   вспоминает: «…в конце  1963 г. ломали наш милый деревянный дом… Это было ужасное зрелище. Наш старичок никак  не хотел поддаваться технике. Он кряхтел, стонал, но стоял    непоколебимо. Вокруг нас стояло много людей, все плакали, это было очень тяжело».

     Дом А.С. Хомякова, переживший пожар 1812 г.,    был снесен во время строительных работ на Арбате.  Так , что  сегодня нет не только музея , но и дома..... 

    Экспонаты Бытового музея сороковых годов были переданы в  отделы Государственного исторического музея, там они и сохранялись.
     Сегодня в    ГМИ в зале  35  можно увидеть громадный ковер Крепостной мануфактуры с. Богучарово Тульской губернии, конец XVIII -  XIX  вв. На нем с помощью ручного ткачества  изображена живописная помещичья  усадьба  Богучарово, принадлежащая роду Хомяковых,  барский дом с флигелями, парк со зверинцем , купы деревьев, водоемы. 

    В  зале 36а расположился фрагмент диванной комнаты дома А.С. Хомякова   из  Бытового музея   сороковых  годов. А.С. Хомяков, обустраивая дом,  создал  специальную "говорильную" комнату  с диванами, на которых можно было уютно разместиться.
 
    Именно здесь  велись  жаркие споры  между славянофилами  и западниками об исторической судьбе России.   О бывавших здесь гостях  пишет А.И. Герцен: " В Москве есть люди глубоких убеждений, но они сидят сложа руки; в Москве есть круги литературные, бескорыстно проводящие время в том, чтобы всякий день доказывать друг другу какую-нибудь полезную мысль, например, что Запад гниет, а Русь цветет".
 
        В гостях у А.С. Хомякова   бывали деятели культуры  XIX  века. Б.В. Шапошников в книге  "Бытовой музей сороковых годов" пишет: "Завсегдатаями   этого дома были крупнейшие культурные деятели эпохи, среди которых можно назвать Гоголя, Аксаковых, Киреевских, Герцена, Грановского, Чаадаева,  Н Языкова, Погодина, А. Толстого, Кошелева и много  много других. <....>   Для того времени посетители дома были "опасными" вольнодумцами, за которыми зорко следили правительственные верхи".
 
       В буклете ГИМ к  залу 36а отмечено, что "Вопросы, которые затрагивались в "говорильной" комнате в 1840-х годах, продолжали обсуждаться в России во второй половине XIX в., перешли в XX в., а теперь - и в XXI."
       В упомянутом зале представлены:  портрет А,С. Хомякова,  портрет Н.В. Гоголя (автор Ф. Моллер),  картина на религиозный сюжет  Э. Дмитриева-Мамонова и акварель, изображающая тройку (автор А. Орловский).

1.И. Самсонова. Переулок Маяковского без Маяковского. "Московский журнал" 2008. № 12.С.58
2.И. Самсонова. Преемственность как судьба.    Журнал "Встреча" 2008.  № 2-3.  С. 13
3.И. Самсонова. Композиция с синими устоями. Газета "Галерея изящных искусств". 2008. №4.
4. Б.В. Шапошников. Бытовой музей сороковых годов. Путеводитель. Третье издание. Москва.   "Работник просвещения". 1927 г.