Чёрный ворон - красный яр

Валерий Ковалев
ПОПАЛА  ВОРОНА  В  ЖИЛЫЕ   ХОРОМЫ

      Когда поздним вечером становится темно,  над городом появляются стаи ворон.  Кружат, кружат и выбирают себе место для ночлега поближе к людям.  Есть вороны очень важные, они делами занимаются и по вечерам. Я не раз видел как вороны прилетали на большой каменный дом в Красно –ярске, что на проспекте Мира. Возле этого дома памятник художнику Андрею  Поздееву  с золотым носом и зонтиком. Нос ему народ руками отполировал. Из большой любви и для пользы дела.  На этом доме есть памятник кошачьей любви – два кота смотрят с приступочка стены дома вниз на народ. Высоко сидят, не достать, а то бы их тоже гладили.   Много видят коты и много знают. Одну свою тайну они рассказали настоящему живому коту Басику, который иногда по ночам бегает в краевой музей к своим друзьям: кукле Кате, клоуну Бублику и игрушечной  собачке  Чульке.   Вот коты и рассказали следующую  историю.
    На здании из красного  кирпича  старинной постройки есть башенка. Иногда по ночам там зажигается свет и кто-то что-то там делает, хотя в это время люди спят, даже сторожа спят, если  хорошо запирают двери. Наши влюблённые коты ночью оживают и начинают проверять порядок на крыше дома, на чердаке, в коридорах и подвале. Привычка у них такая – по ночам везде побродить.  А когда увидели огни таинственные в башенке, то тем более им захотелось всё  разузнать.
     Мадлен и Морис, так звали наших новых друзей, пробрались к окну башенки , заглянули в него и чуть не свалились с крыши от изумления. В башенке за столом сидели маленькие человечки с бородами и усами и прямо на столе устроилось  несколько больших ворон.  На столе стояли маленькие пластиковые стаканчики, кофеварка и в тарелке были всяко-разные конфеты и пряники, которыми лакомилось данное общество.
     Коты ещё более изумились, когда услышали, что маленькие человечки называют друг друга на Вы и  ещё  домоуправляющими.  А вороны называли себя историками города КРАсноярска, хранителями информации и член-КАРРеспондентами  КРАсноярского КРАя.  Все они рассуждали о  состоянии старинных домов города, о  их  КРАсоте  и необходимости  содержания в порядке.
       Как эти маленькие человечки попали в этот дом вечером? Да на тех же учёных воронах и прилетели. C мешочками  пряников и конфет в руках, вороны своё в клювах приносили, а кофеварка там всегда стояла, днём лаборанты в обед  чай и кофе пьют, а вечером сами видите кто этим занимается.
       Вороны живут много лет, говорят даже, что триста. Сочиняют, конечно, но наши вороны помнят, что в этом здании всегда учились молодые люди, даже исторический был факультет. Вот наши вороны ума-разума и набрались. А учёные степени они сами себе присвоили. По справедливости всех сразу в член-КАРРеспонденты и определили.
     В тот вечер, когда наши коты обо всём  узнали, председателем собрания в башенке был  домоуправляющий Трифон, старейший  домовой  Красноярска. Он  выступал перед  собранием человечков и ворон, не забывая прихлёбы-вать  кофе и прикусывать мятным  пряником. “Теснотища  ужасная!” -  повышенным тоном заявлял Трифон -“Cтроят дом на доме!  Без дворов! Света не видать. “  “Нет  у них сержанта геодезии Петра Моисеева, ” -  человеческим голосом произнёс самый старый ворон Красноярска,  который помнил, как  лет двести с небольшим назад  пожар уничтожил почти весь Красноярск.  Тогда из Тобольска прислали на пепелище умного сержанта геодезии Петра Моисеева, он всё посмотрел, промерил, просчитал и город стали строить по его плану. А план он делал петербургского типа,  с прямыми и широкими улицами вдоль Енисея и поперёк от Енисея к  речке  Каче.
    Город сгорел,  потому что был деревянным. Кроме того,   ему уже тогда было почти 150 лет и  много было приcтроечек, сарайчиков, флигельков , да и за печками не все хорошо следили. Вот и погорели.
    Всё это коты узнали из выступления самого старого ворона, которого все звали  Карр Пентер. Говорят, что так его назвал когда-то великий путешественник, который  был в Красноярске и увидел как молодой ворон собирал стружки на стройке дома ,  унося их к себе в гнездо на дерево, которое уцелело после великого пожара.  Ворону это понравилось, хотя на языке путешественника  это было слово ПЛОТНИК. Но там было КАРР, а  это уже из языка ворон.

     Выступление  старого ворона  вопросов к нему не вызвало, он всегда говорил об одном  и том же и его терпели, так как у старика  был склероз и он думал, что сообщает новости  окружающим его птицам и человечкам.
     Домовой Трифон  похвалил коллегу за актуальность и научную новизну выступления  и сказал, что красноярцы после грандиозного пожара в истории города стали больше строить каменных  зданий, а это значительно изменило  облик Красноярска.  Даже сейчас некоторые каменные здания того времени украшают  старую часть города  на улицах Мира,  Ленина,  Маркса и других.
       “Улицу КАРатанова не забывайте!  На ней есть очень КРАсивый  дом, в нём  когда-то  знаменитые  КРАсноярцы   КРУтовские жили!” -  прокаркал  один из воронов на столе. 
        “ Вот так мы узнали об этом интересном форуме  ночного Красноярска и теперь часто присутствуем на нём неофициально” -  закончили свой интересный рассказ Мадлен и Морисс,  бронзовая кошачья пара на Мира 83.
       Нужно  познакомиться с господином старым вороном Карр Пентером, решил Басик,  возвращаясь к своей любимой хозяйке, за здоровьем которой он следил и помогал  его беречь как учёный лечебный кот.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ:
            Найти  нужную  ворону в Красноярске не просто, ведь ворон в городе  очень много, условия для жизни этих птиц вполне приличные.  А вот  ворона Карр Пентера найти  было  легко, ведь он жил в районе стрелки,  в том месте где река Кача  и река Енисей сливались.   В этом месте когда-то и начинался город Красноярск. Вот наш кот Басик и захотел узнать у старого ворона о жизни  в то давнее время,  кот был любознательным и очень дотошным.
      На встречу с вороном кот Басик принёс кусочек сыра, он был начитанным котом и знал басни Крылова.  Ворон благосклонно принял подношение, но есть не стал из вежливости  и стал вспоминать ту историю, которую он узнал от своего дедушки.  Дедушка утверждал, что прилетел из Енисейска  вслед за первым казачьим  конным отрядом.  Но он ошибался. Первый отряд был отрядом разведчиков, которые выбрали место для будущего острога. Острогами  в то время назывались  маленькие крепости.  А  основной отряд казаков  прибыл по воде  на  лодках, дощаниках и стругах.   
     Стругом  назывались большие  деревянные  речные  суда. Их на Руси  делали, начиная с ХI-го  века и до петровских времён.  Разные  были струги,  и длиной от  45-ти  до  10-ти  метров. На стругах   была  палуба с местами для гребцов и уключинами для весёл, а ещё на них могла устанавливаться съёмная мачта с прямым парусом, что позволял использовать силу попутного ветра. Для быстрой реки Енисей это имело большое значение. А самое главное, на стругах можно было устанавливать небольшие пушки, и струг тогда становился боевым кораблём.

КАК  КАЗАКИ  В  СТРАТЕГИЮ  ИГРАЛИ

        Дело  вначале  было в Енисейске.  Надоели воеводе Якову Игнатьевичу Хрипунову постоянные  набеги с юга  конных  отрядов кочевников на мирные  русские  деревни.  Быстро налетали отряды, поджигали дома и постройки, убивали мужчин,  а женщин, детей  брали пленниками, скот угоняли к себе.
       По уму, нужно было на пути  этих  отрядов поставить крепость или острог, как тогда называли  военные городки того времени.  Такая  крепость должна была принять первый удар, задержать врага на время осады и предупредить главную крепость Енисейск о набеге.  Тогда и подмогу можно будет  выслать осажденным соратникам.
       На всё – про всё  деньги  нужны и люди  служивые  и ремесленные. Послали Государю Российскому челобитную, так,  мол,  и так, батюшка-царь, нужно ставить крепость,  надёжную для защиты  земли русской. В Москве  с ответом  не тянули,  сразу  признали дело нужным и повелели  указом ставить крепость поближе к супостатам на среднем Енисее.
         Послали  отряд казаков во главе с Андреем Ануфриевичем Дубенским разведать  место для острога, посмотреть округу, земельку проверить на пригодность для пашни, да и за врагом присмотреть, ежели будет замечен. Слава Богу, обошлось, врага не встретили, за четыре дня намётом, да рысью прошли путь не ближний и не зря.
       Место нашли и определили сразу: годится.  Гора над рекою, внизу приток помельче и земля равнинная, что для домов, что для огородов, что для паст-бищ.  C горы можно врага доглядывать на дальних подступах, внизу удобное место для острога.   Откосы горы розовели и не от зари, глина была красноватого цвета.  Место  для города  у красного яра было найдено и оценено.
        Пять лет прошло на подготовку святого дела. Нужно было людей собрать по другим острогам, мастеров для постройки судов найти и провиант и всё для строительства в Маковском остроге получить и в Енисейск доставить. Летом 1628 года уже по воде пришёл военный караван из пяти лодок, тринадцати дощаников  и  одном струге. Караван шёл три недели по воде до Казачинского порога и ещё три недели до устья речки Качи. Шесть недель это полтора месяца. Местное население казаков встретило мирно и князёк племени аринов по имени Татыш привёз казакам черемшу и ревень, мясо и молоко.  Привёл караван воевода тот же самый, Андрей Дубенской  и людей   с ним было 303 души.  Дело в августе  было, а в сентябре могло и снежком пробросить,  Сибирь ведь. Строили быстро,  дощаники  разобрали и  доски подсушили.    Выше по течению Енисея нашли сосновые леса и атаман  Иван Кольцов со товарищи  заготовили более тысячи  двухсот лесин, выбранных на совесть.  Сплавили вниз, выкатили на берег, вот и материал для стен и башен. Другой атаман Ермолай  Остафьев со своей сотней заготовил тысячу шестьсот отборных сосновых брёвен для домов или как тогда говорили – зимовий. Торопились,  не только снега опасались.  Четыре вражеских земельки было недалече, вот и строили день и ночь, ладони горели от топоров, пил и стружков. 
     За две недели  поставили  четыре стены  из бревён общей длиной в 450 метров, по стенам  поставили башни с крышами и площадками  для смотрящих,   окопали   рвом и  насыпали вал, а его усилили надолбами. Три башни были угловыми. Со стороны Качи башни назывались Качинская и Угольная, а выходящая к Енисею башня называлась Быковской. Спасская башня находилась посреди западной стены, была шестигранной формы, имела тёплое караульное помещение, выносную часовню и служила колокольней Преображенской церкви. На Спасской башне  была установлена зачинная пищаль, стрелявшая картечью, а на Водяной – полковая, палившая ядрами. Водяная  башня была посредине одной из стен и в ней были ворота в крепость. Эта башня была  поставлена ближе всего к Енисею, чтобы можно было в случае чего прорваться к воде и к судам казачьим.   А надолбы хорошая штука  из наклонных бревён, да заострённых, с них и стрелять можно из пищалей да фузей.  Посреди острога поставили воеводский двор да приказную избу,  два амбара  для  зелья, пороха да пуль, значит, а поближе к стенам  тридцать изб для служивого народа.    Нарыли несколько погребов, поставили амбар  для провианта.  Всё  было из дерева,  и строгость была за приглядом  огня в печах, пожар мог всё уничтожить почище басурман.
       Стали готовиться к  первой зиме нового острога. Городом ещё не назовёшь, ни церкви,  ни баб с детишками.  Крепость,  одним словом.
        Не все  военные  строители остались зимовать в крепости.  Атаман Ермолай Остафьев  с казачьим отрядом  переправился на другой берег и  прошёл до берегов реки Кан. Разведывал канскую землицу и определял место для строительства  заставного зимовья, маленького укрепления для размещения и защиты небольшого отряда. Место красивое выбрали возле больших порогов. 


КРАСНОЯРЫ   СЕРДЦЕМ   ЯРЫ

       Как вы уже поняли, первыми  строителями и архитекторами были сами  воинские люди,  которых сам  московский дворянин Андрей Дубенской “прибрал”  на службу  по разным городам Сибири.   Они  с ним и контракты подписывали  маленькими командами по десять человек,   которые и обязались  быть на государевой службе.  Кроме  этого,  они  давали слово не воровать, в азартные игры не играть, самогоном не заниматься и не прода-вать  его,  не бежать, т.е. не дезертировать, как это сегодня говорится.  За одного отвечала вся команда. Один за всех и все за одного. 
       Андрей Дубенский своё дело сделал, а первым воеводой острога был назначен Архип Фёдорович Акинфоф.  Он и привёз первую премию государеву, помимо жалованья за год. Казакам по два рубля с полтиною, десятникам по два рубля и двадцать пять алтын, а алтын это три копейки, вот и посчитайте сколько это. Подсчитали? Правильно – два рубля семьдесят пять копеек. Пятидесятникам по  три  рубля, а  атаманам по шесть. Сколько дали воеводам неизвестно, но рубликов шестьдесят на них пошло. По указу царя было дано денег 788 рублей,  казаки получили 728 рублей. Остаток -  60 рублей. Вот и деньги для воевод.   А всех государь освободил от пошлин и налогов на пять лет, это  милость царская и щедрая.               
        На следующий  год  из Енисейска  довезли припасов, пригнали лошадей,  в остроге  проконопатили  подсохшие  срубы  домов, утеплились, как говорится,   начали  обживаться.  Во время,  через  год в 1630 году крепость выдержала первый  набег  отряда киргизского князя.  За князьками вражескими стояли более сильные их покровители – монгольские алтын-ханы  и джунгарские  правители-хунтайджи.   Отбились казаки, значит крепость ладной оказалась и народ крепким.  Четыре года прожили мирно, деревни  рядом понастроили, людьми пришлыми и местными деревни заселились,  целину подняли и на пашнях хлеба стали расти. А где хлеб, там и жизнь. Уже и дома новые для жилья поставили за стенами крепости, огороды новые распахали. Но  снова  пришли враги и много порушили, кто за крепостью попался им в руки, то тех поубивали, поля пожгли, либо конницей стоптали.  Отбились казаки,  сгоревшие деревни восстановили, да опять через два года набег. Смогли отбиться. Всё повторилось через четыре года в 1640 году. Потом было затишье на  целых 25 лет, для кого-то и подзабылось всё за это время.  Но  крепость жила, и гарнизон службу нёс исправно. Не зря, в 1665 году  пришли  враги и далеко не уходили, всё караулили, искали момент, чтобы в крепость прорваться. В 1667 году начали осаждать Красноярск.  Каждый  третий защитник крепости Красноярск погиб, а всего пало в боях  194  защитника города. Все деревни  вокруг города были сожжены,  жителей угнали в рабство.    Через  двенадцать лет всё  повторилось.  Снова выстояли. Война шла почти сто лет, город держался,  и  земля  вокруг уже была с деревнями и людьми российскими.  Что интересно, дальше устья  Маны   пока  не прошли, такими сильными  были враги.  Но у них не было единства, монгольские  и джунгарские правители и между собой враждовали из-за того,  кому должны подчиняться киргизские  князья. 
        Вот и пришло время  навести порядок, сразу четыре города-крепости: Красноярск, Томск,  Кузнецк и Енисейск  нанесли  удар по енисейским киргизам  объединёнными силами,  и  дело кончилось тем, что часть киргизов ушла далеко-далеко к горам Тянь-Шаня, к озерам и пастбищам. Оставшиеся признали силу русского царя  и его покровительство, присягнули и обязались платить дань, сегодня это называется подоходный налог. Налог назывался ясак и был определён в одну соболиную шкурку с одного взрослого человека. Налог часто  увеличивался, если годы были урожайные на кедровый орех. Из-за этого  белок становилось больше и соболей тоже. Для надежности  был построен Абаканский  острог, который  потом  стал защищать и присягнувших киргизов.  А граница России  теперь прошла по  вершинам   Западного и Восточного Саяна.   Это  расстояние в три  раза  больше чем от Красноярска до Енисейска.  Росла Россия-матушка.

А  КТО  В  ТЕРЕМЕ  ЖИВЁТ  ?

          Не  только ратниками были  красноярцы. Они умели пахать,  сеять,  печь хлеб,  делать кирпичи, класть печи и выводить трубы  вверх.  Умели  охотиться и  рыбалить. Осенью до ледостава, по светлой воде острогами били рыбу с лодок, освещая воду смоляными лучинами, Так и называли это дело – лучить рыбу. Потом по первому льду на мелководье били налимов через лёд колотушками. Оглушали рыбу ударом, быстро  прорубали лёд топорами и вытаскивали рыбу, пока она ещё не приходила в себя. Азартное дело!  Зимой прорубали прорубь  от берега к берегу Качи, так казаки назвали речку Изыр-Су.  В прорубь забивали часто жерди в дно и в промежутках ставили морды, сплетённые из тальника ловушки для рыбы. Раз в день  кололи лёд и вытаскивали морды,  а в них налимы да ельцы,  бери и вари уху.  Ну и брали.  Охотились на коз да сохатых, выделывали шкуры  золою да скребками. По берегу Качи зимой на заячьих тропах петли ставили из скрученных высушенных козьих кишок. А чтобы косые петли не перегрызали, на неё трубочку из косточки прилаживали. Тем и кормились. Из ягод на зиму смороду да малину сушили, калину морозили, чай шиповником заваривали и сушёным листом смородины. От цинги  тем и спасались.  Занятий много было, помимо службы военной. А потом народу больше стало, за ратными людьми пришли  люди мастеровые да знатоки коновального дела, кузнецы, кожемяки.  Пришли люди торговые, умные в своём деле и закрутилась жизнь  настоящая, живи и радуйся.  Ярмарки  пошли, на которые народ с округи привозил для продажи да мены всё, что сам добывал и делал. А главное, меха привозили и приносили. Главное по тем временам богатство были куницы да соболя.  Вот это и ждала Москва от сибирских своих владений. Не только ждала, но и людей направляла умелых.  Вот,  хотя бы сын боярский Дементий  Злобин. Когда Россию освобождали от польских захватчиков, то он  был под началом знаменитого русского человека князя  Дмитрия Пожарского и освобождал Москву.  Потом его направили служить в Приуралье, да он хотел свободы и подался на Дон к казакам. Вернулся,  да был наказан направлением на службу в Красноярск. Но что интересно, в Красноярск присылали служить тех, кто  был с польскими интервентами, да в плен попал к русским. Много  было поверстано в казаки, из них и на службу послали  бывших польских, литовских и украинских дворян. Сгодились они и умом, воинскими навыками и культурой своей.  А за службу казаков жаловали и деньгами и припасами.
       Пеший казак получал пять рублей в год, конному платили семь рублей  с полтиной.  Полтора пуда соли, а в пуде шестнадцать килограммов. Соль нужна для засолки капусты, черемши, сала и мяса, рыбы тоже.   Сто пудов  ржи и овса для хлеба и каши, а ежели конный казак, так на 10-15 пудов больше.  Лошадка не только сено ест, овёс для неё первое дело. Начальники казацкие получали  в  два-три раза побольше. Всё бы хорошо, но иногда  “государево жалованье”  опаздывало на годы, иногда  платили не всё.  Тогда казаки начинали промыслами заниматься: охотой, дикий хмель на островах по осени собирали, а он и для хлеба был нужен и для винокурения. Можно было перекупать меха у ясачных местных охотников. Можно было и хлебопашеством   кормиться, не забывали самое главное мирное дело казаки, тем более, что  за это казна налог не брала, способствовала развитию  земледелия на окраинах России. Не зря ведь  говорят, что  хлеб всему  голова.  Голова  обозначает  главное. C хлеба начинается  жизнь в деревне , а она   город кормит.

НЕ КОПЬЕМ  ПОБИВАЮТ, А  УМОМ
        Воевать  казаки умели.  Было у них огнестрельное оружие, но не отказы-вались  они  от кольчуг и панцирей.  В Европе  к ним уже с прохладцей  отно-сились, а вот в Сибири уважали. Причина  была  одна,   противники казаков хорошо стреляли из луков и владели   холодным оружием, то есть саблями. Поэтому  казаки любыми путями стремились купить, выменять, добыть в бою  кольчугу или панцирь, но чаще всего куяк.    Это плотная  рубаха из кожи с нашитыми пластинами из металла. Внешне это походило на большую чешую. Куяк    хорошо держал таранный удар копья,    отражал стрелу и защищал от сабель.   Поэтому чаще всего в бою казаки получали раны  в руки, ноги или лицо.   Но эти раны были не смертельными.
       Как-то в 1624  году  небольшой отряд казаков из Енисейска  прошёл по Ангаре до места  Рыбная ловля, так назывался небольшой посёлок.  Главным в российском отряде был Терентий  Савин.  В посёлке на казаков напали воины князя Тасея и  осадили казаков в избе.  Отбились казаки и побили несколько нападавших. Терентия ранили в руку. Не в спину ранили, а в руку, значит казак наступал и трусом не был.
         Через год казаки  снова схватились в пути с  людьми князя Тасея.  Казаков было 25 человек, а тасеевцев несколько сот и они  находились в засаде.   Несколько часов  была перестрелка, но казаки были на больших лодках и маневрировали. Спасло казаков то, что глазастые были и врагов в засаде заметили своевременно. Отряд потерял четверых  человек, но прорвался. Атаман  Василий Тюменец  показал  воинское умение и бесстрашие.
      Лихо отбился не реке Кан от нескольких сот  нападавших  казачий отряд атамана Ивана Галкина. Дело было зимой и окруженные казаки из  имеющихся нарт и лыж сделали защитный кольцевой вал и  пять дней и ночей отбивались от наседавших  людей князей Сота и Кояна.  Жарко было, не замёрзли и  враг ничего с казаками поделать не мог.
      Атаман Иван Галкин потом не раз из Енисейска  хаживал и в Якутию и много раз доказывал свою выучку и воинский опыт. Удача с ним ходила.
      Иногда и между собой враждовали казаки острогами. Никак не могли поделить земли ясачных людей  для сбора налогов. Дело доходило до писаний челобитных, до попыток захвата острогов, до осад и стрельбы. Один раз это так Москве надоело, что чуть не закрыли Красноярский острог, но потом опомнились – начались новые набеги, и нужно было стратегию продолжать.
      Некоторые  люди  считают, что казакам  было легко воевать, потому что у них было огнестрельное оружие, пищали, ружья и даже небольшие пушки. Но когда  казаки вышли на Амур, то  там против трёх пушек  казачьего отряда  атамана Ерофея Хабарова  было пятнадцать пушек маньчжурских войск.  Три недели отбивался отряд  Хабарова и выстоял.  Воевать надо умом!

КАК  КАЗАКИ  УПРАВЛЯЛИ

        Война войной, а всё-таки  главной  была  мирная  жизнь.  Городом нужно было управлять, следить за порядком в нём и за  отношениями людей друг к другу.  Главным в России был государь или как его называли - царь. Но он был далеко и его на месте, то есть в городе заменял  воевода. Воевода при своей  жизни в Москве  служил при дворе государя и его назначали на какое-то  время управлять дальним краем или городом.  Воевода приезжал с помощником, грамотеем, который умел писать, читать и считать  и  вёл все дела, связанные с письмоводительством.  Грамотей назывался дьяком или подьячим,  взависимости  от опыта. Интересно, что у него было три рабочих стола.  За одним столом  он принимал таможенные сборы и вместе с воеводой судил  спорные дела, с которыми приходили люди.  Значит, нужно было знать законы.   За другим столом в нужное время  подсчитывался урожай   с казённой пашни,  вёлся учет выданного продуктами жалованья служивым людям и  выдавалось жалованье деньгами.  А за третьим столом принимался ясак, меховой налог от ясачных и  выдавались деньги на казённые  дела.   Один дьяк делал столько нужных дел, а ведь нужно было писать отчёты и проверять другие службы. Хлеб даром дьяк с воеводою не ели. Но иногда были, конечно,  дела недостойные.  Дело в том, что из Москвы часто проверяли работу воевод, так как  налоги брались мехами, а они были вровень с золотом. За меха покупалось огнестрельное оружие за границей. За меха покупались дорогие ткани и мало, что ещё.  Меха могли теряться или пропадать,  проще могли быть украдены. Вот за этим и нужно было присматривать.  Поощряла Москва жалобщиков и челобитчиков, так в столице пытались дознаться о том, как люди живут в действительности, а не по отчётам воеводским.  Как-то  не заладилась мирная жизнь в Красноярске и казаки взбунтовались.  Вот так всё и произошло. 
     Воевода  Алексей  Башковский  показался казакам и некоторым ясачным  плательщикам  мехового налога  жадным   “лихоимцем”.  В воеводстве ему отказали. Выбрали представителей и послали их просить нового воеводу, более порядочного и честного. Им предложили другого воеводу, но не нашли ничего лучшего, как прислать родного брата прежнего воеводы. Красноярцы посчитали, что хрен редьки  не слаще и  взяли власть в свои руки. Не приняли ещё следующих двух назначенных воевод. Когда одного из них, Семена Дурново, казаки взяли приступом, то побили сильно, драли за волосы и били по щекам.  Выволокли несчастного на берег Енисея, нашли лодку, набитую камнями и,  посадив его туда, оттолкнули. Лодка поплыла по течению вниз по реке своим ходом прямо в Енисейск. А казаки  взяли власть в свои руки,   собрали налоги, принимали ясак  и всё до копеечки посылали в центр, как сегодня называют более главные города. Этим они показывали, что государю России они верны и за него головы положить готовы. Но всё равно они получили прозвище “бунтовщиков”.   Пришлось государю прислать очень умного и опытного воеводу Мусина-Пушкина.  Он провёл расследование и оправдал казаков, признав, что его предшественники творили “многие неправды”.    Среди бунтовщиков было много разных людей, но два человека имели знакомую сегодня всем нам фамилию.  Петр и Илья Суриковы. Их потомок Василий Иванович Суриков стал знаменитым человеком и самым известным  красноярцем на все времена.  А сам он очень гордился не тем, что стал знаменитым художником, а тем, что по происхождению был из казаков. Почётно было такое происхождение. 

ДЕЛУ  ВРЕМЯ  -  ПОТЕХЕ  ЧАС

        При такой напряжённой и суровой жизни нужно было уметь и отдыхать. А так как люди были разных национальностей и обычаев, то  игр, забав, раз-влечений  было достаточно много и народ умел повеселиться. Не всем это нравилось, некоторые священники считали это неприличным и жаловались в столицу. Так мы сегодня и узнали из старинных бумаг как отдыхали сибиря-ки.
      Зимой катались с гор на лыжах, досках и на шкурах  коров и лошадей. Люди постарше играли в шахматы, можно было и в городки поиграть на улице. По весне играли в чехарду-езду.  Одна команда становилась в строй и наклонялась, обхватив друг друга крепче руками. Получалась большая “многоножка”.  Игроки из другой команды по очереди разбегались и прыгали на спину  “многоножки”. Задача была запрыгнуть всем. Потом “многоножка” везла  наездников до  условного места. Если довозила, не распавшись, то игроки менялись местами и ролями. А если падала от тяжести, то всё  повторялось.  Вот хитрость седоков была в том, что нужно было всем сесть как можно ближе друг к другу.   Местные  жители  приёмы борьбы показывали, а пришлые  русские  забавлялись кулачным боем.  Дрались по правилам, и основное – “лежачего не бьют”. Было много праздников с переодеваниями в костюмы разных героев, таких людей называли потешными.  На Руси таких народных артистов прозывали скоморохами. Они  и устраивали весёлые представления, когда можно было и пошутить и посмеяться над кем-нибудь  из начальных людей.
      Былины знали и рассказывали, пели о взятии Казани и об Ермаке, да и о бунтаре Степане Разине.  Были и другие песни, под которые водили хороводы, да парни с девушками знакомились, а потом и сватались. И на свадьбах пели и на праздниках.  По гостям ходили часто, зимы были большими вот и ходили   “языки почесать”, так шутливо это называлось.
     Были конные скачки,  и была знаменитая казачья  игра -  “ взятие снежного городка”.  Об этой игре наш земляк Василий Иванович такую картину и написал или нарисовал. А фамилия у него вам известная – Суриков.

ВОТ  И  СКАЗОЧКЕ  КОНЕЦ

       Сказка это или быль – вам решать. Как я всё это узнал? Из книжек разных. Мне повезло, я побывал в Енисейске и на Севере, в Братске и Чите, Ленске и Хабаровске,  жил в Канске и живу в Красноярске,  и мне приятно было знать, что  все эти города построили енисейские казаки.
       А ворон Карр Пентер  новую  сказку  пообещал  рассказать. Про то,  как  город  перестраивался и про то, как  сибиряки  становились  торговыми людьми, как  искали  руды  серебряные , не догадываясь о других  богатствах под  землёй.
        Трудным был 17 век  для наших предков, но своё дело они сделали. Россия пришла в наш край с Севера на поморских лодках и стругах. Обжились в Мангазее, потом дошли до Ангары и основали Енисейск, из него продолжили путь да дело и построили Красноярск.  Енисейские казаки основали много других острогов по Сибири и на востоке,  за это им Слава!
       А красноярцы  город-крепость поставили и сохранили,  и  им  Слава!