Ажиотажный спрос

Виктор Санин
С детства запал в память рассказ Джека Лондона о золотой лихорадке. Помните, суровый мужик взял золотом выкуп за сбежавшую жену, и высыпал его в прорубь, а кто-то увидел золотое дно…

Как возникает на рынке ажиотажный спрос? Прокрутите источники в интернете, и теорию узнаете, он стимулируется каким-то событием (сгорел завод, закончилось месторождение, революция случилась) или дефицитом.

Недавно я тоже золота в прорубь сыпанул, в смысле накакал кому-то. Не нарочно! Клянусь, так получилось. Впрочем, лучше по порядку. Я работник умственного труда, но вместо хобби всю жизнь чего-то строю. Да, своими натруженными клавиатурой и мышью руками укладываю бетон, пеноблоки, кирпичи – делаю по стройке все, что надо. Строил дачи, заправки, шиномонтажки… и вот к пенсии сбился-сгоношился на свой дом. Три года мало-помалу он рос, а с этой весны я каждые выходные крою кровлю. Много сделать не успеваю, но дело движется.
С зимы никак не мог решить вопрос об устройстве выхода на кровлю. Сначала вообще не хотел его делать. Казалось, покрою дом хорошо, и не буду лет двадцать на крышу забираться. Потом здравый смысл взял верх. Двадцать не буду, а вдруг потом на восьмом десятке потребуется. И что? Совсем уж решил слепить слуховое окно, да сосед отговорил.
- Зачем тебе этот геморрой с лишними дырками, устройством ендов? Купи готовый люк-окно! – посоветовал он.

Я занялся поисками. Нашел брошюру в магазине, попробовал там же заказать, да менеджер оказался нерасторопным. Прошла рабочая неделя после заказа, приезжаю в субботу, а окна нет. Делать нечего, обратился в интернет-магазин. В один, в другой, в третий… нигде на мои вопросы ответить толком не могут, а предлагают то, что подороже. Надоело по телефону одно и то же говорить. Изложил просьбу-заказ письменно, и закинул во всемирную сеть. Веерный заказ, так сказать. Помните, раньше энергетики делали веерные отключения, а я выполнил веерное подключение к решению своей проблемы.

Нет. Я погорячился, поправляюсь. Закинул не во всю паутину, а лишь в ту часть сети, что «точка ру».

Сеть затаилась. Только через день пришел первый ответ. Он же и вкрадчивый вопрос: «Уважаемый, а может быть, вы возьмете мансардное окно? Они есть в наличии, а вот чердачных нет. Их надо заказывать».
Ага. На кой мне мансардное за 15 тысяч, если я хочу вдвое дешевле купить? Жестко советую заказать, то, что мне надо, а не предлагать, что есть. Сам жду других сигналов.
И дождался. Из разных мест стали звонить, интересоваться, уточнять параметры. А время-то идет! Я нашел адреса реальных магазинов, раз виртуальные не могут продать реальное окно. Два оказались рядом, друг от друга буквально через дорогу. Приехал. В первом девушка оторвалась от компьютера. Вся внимание! Преданно смотрит, как друг. Или как собака. Впрочем, одно и то же.
- Вы предлагаете окна-люки для выхода с неотапливаемого чердака на кровлю! - твердо говорю ей.
- Мы? – испуганно округляются её глаза. Могла бы и не округлять, и так большие. Но какое мне дело до размера её глаз, если пришел за окном. К тому же за небольшим.
Девушка берет буклет и начинает старательно искать товар. Ухоженные лапки быстро пролистали странички. Подведенные глазки наткнулись на знакомое слово. Пухлые губки выдали не дрогнув:
- Вот! Могу вам предложить окно за 23 тысячи…
- Дорого, - обрубаю попытку опустошить карман. Нас лапками-глазками-губками не возьмешь. Возраст и опыт! Мы отгарцевались-отвыкаблучивались. И не надо есть глазами клиента. – Я прошу люк-окно, а не окно.
- А такие бывают? – изумляется собеседница.
- Бывают. И есть. Посмотрите страницу 16. Выше! Ниже!! – навел я как навигатор тоненький пальчик на нужную картинку.
- Ой! Правда, бывают. Я сейчас прайс посмотрю… - посмотрела, снизила запросы. - Двенадцать тысяч. Будете заказывать?
- Буду, если срок поставки устроит, - решаю не жаться. Скоро осень, дожди, а у меня кусок крыши дыркой в небо смотрит.
Пальчики проигнорировали обыкновенный телефон, станцевали на мобильном.
- На следующей неделе получите, - обрадовала меня.
- Где получать?
- Здесь.
- Завтра приеду с деньгами, оформим заказ, - обнадеживаю девушку и отбываю.

Нормальный мужской подход: обещать одной, а жениться на другой. Я же рассчитываю найти место, где и дешевле, и быстрее. Во втором магазине меня встретили как родного. И выслушали внимательно. Как врач-пульмонолог дыхание безнадежного больного. Но не утешили.
- Недели три. Не быстрее.
- Сделаю обыкновенный выход, - говорю. Отказываюсь заключить договор поставки, но вкрадчиво интересуюсь, – А почему же так долго?
- Сезон, понимаете ли. И на заводе говорят, что в последние дни ажиотажный спрос именно на эту продукцию.

На следующий день нахожу в почтовом ящике десяток предложений. Срок от «привезем сейчас» до «через две-три недели». Купил за шесть тысяч восемьсот рублей…
Вот так и образуется ажиотажный спрос.