Диалоги о вере. Часть I

Кусочки Вселенной
Стол уже был накрыт, и детей позвали завтракать. Вскоре они вышли из своих комнат - шестнадцатилетняя Джони с тихой улыбкой на лице, и Сэм, которому недавно исполнилось 18 лет. Последний, увидев улыбку Джони, недовольно фыркнул.

- Опять утренние молитвы неведомому Богу? - кривясь, спросил он сестру, садясь за стол.
- Сэм, ты же знаешь, мне неприятны эти разговоры, - тихо ответила Джони.
- А мне неприятны твои бессмысленные разговоры с фантазиями! - резко ответил Сэм.

Затем, съев пару ложек каши и слегка успокоившись, он продолжил:

- Прости за резкость. Ты моя сестра, и мне не безразлично, чем ты занимаешься. Ты ведь это понимаешь?
- Я понимаю это, Сэм. Но и ты пойми - я не могу оставить общение с Богом лишь потому, что ты считаешь это напрасной тратой времени.
- Не просто считаю - имею на это все основания! - вновь вспылил было Сэм, но быстро успокоился. - Пойми, у тебя нет причин верить в Бога! Ты ведь не веришь в Зевса, не поклоняешься богу солнца Ра, тебе ...
- Сэм, это совсем другое! Ты говоришь о язычестве, о людских заблуждениях! А я разговариваю с тем, кто назвал себя Истиной! Все мои чувства говорят мне о ...
- Нет, Джони, нет! Совершенно одно и то же! Ты так доверяешь своим чувствам, что совсем не интересуешься тем, что говорит об этом современная наука. Послушай Ричарда Докинза, у него есть много видео, где он обличает...
- Сэм, это обличение, эта борьба длится многие тысячи лет! Дьявол пытается смутить людей, а бедный Ричард лишь выполняет его злую волю!
- И ты говоришь так, даже не послушав его?
- А что я там услышу? Как, брызгая слюной, человек будет клеветать на святое и дорогое мне? Я слышала, что говорят атеисты, цитируя Докинза - это просто противно.
- Главное, что он говорит правду, сестренка! Это может быть противно, но ты должна это знать! Современная наука...
- Сэм, ты сделал из науки идола! Постоянно твердишь "наука, ученые", доверяешь им! А ведь они тоже ошибаются, как и все люди! Сейчас модно говорить одно, завтра другое. Ведь ты знаешь, как в Советском союзе наука служила идеологии государства. Где же ее объективность?
- Сейчас не то время! Сейчас наука... ее никто не принуждает, понимаешь? Каждый исследует, делится друг с другом открытиями! Над ними не давлеют догматы, никто не говорит им - не думай о том!
- Сэм, это неправда! Человек не свободен от влияния духов - и падший человек, без помощи веры, обязательно подпадает под их влияние! Ученые, уйдя от веры, рушат святое, тыкая отверткой в самое важное и ценное! Ученые готовы из ткани эмбрионов делать лекарства, создавать мутантов, придумывать ядерные бомбы! Для многих из них нет этики - если бы не мировое сообщество, они бы давно начали опыты в лабораториях над человеком.
- Опять духи... Ни к чему придумывать духов, когда все можно объяснить и без них!
- Нет, Сэм, именно поведение людей, и даже твой протест против веры и объясняется как нельзя лучше работой темных сил!

- Сэм, Джони, опять спорите? Завтрак остынет! - послышался голос из кухни.

Сэм машинально положил пару ложек в рот, но видно, что его мысли были заняты совсем не этим. Джони, после недолгой паузы, приступила к еде. Ее лицо вновь стало спокойно, хотя и было заметно, что она огорчена.

После завтрака Сэм подошел к Джони и промолвил:
- И все же, сестренка, подумай, почему ты веришь?
- Братишка, потому что я чувствую своим сердцем, что Бог есть! Пусть не часто, но Он показывается мне - настолько, насколько я этого заслуживаю - а заслуживаю я этого мало, уж поверь мне...
- А, опять эта травля самой себя! Неужели тебе так нравится позиция раба?
- Нет, мы призваны куда к большему, Сэм! Но что поделать, если ведем мы себя как негодные рабы, которые, чуть заметив отсутствие хозяина, хотят разворовать данное им хозяйство?
- Хозяина? А разве я просил, чтобы надо мной был хозяин?
- Просил ты или нет, но так есть, Сэм. Ты не просил и о том, чтобы у тебя были родители - но они есть, хочешь ты этого, или нет.
- Родители то у меня есть, но к чему выдумывать небесного родителя? Ты ведь, наверное, слышала, что говорит об этом, например, Фрейд?
- А если завтра новый ученый будет говорить о недопустимости любви к родителям, или о том, что родителей не существует, а это лишь наше воображение создает их? Как ты отнесешься к этому, Сэм?
- Я пойду и потрогаю своих родителей, и пойму, что они реально существуют.
- Точно так же каждый день и я все более убеждаюсь, что есть Бог, братишка.

Сэм в бессилии опустил руки, ему нечего было возразить. Им пора было идти в школу - и собравшись, они побежали к автобусу. Слова Джони не выходили из головы Сэма - он не понимал, как можно закрывать глаза на очевидные вещи. Джони же жалела своего брата, и молила своего Бога, чтобы тот открыл ему глаза.

День прошел для Сэма не слишком удачно. Его друзья устроили над ним забавную шутку - спрятали его портфель, когда закончился урок. Их дружный хохот взбесил Сэма - он бросился на ближайшего с кулаками. Портфель ему в итоге отдали, но день был безнадежно испорчен. Что может быть хуже, когда те, кто имеют власть над тобой, показывают ее столь грубо? Сэм не мог победить всю компанию, и ему оставалось лишь мечтать, что когда-нибудь он станет столь сильным, что никто никогда не сможет его обидеть.

Вечером Сэм и Джони вместе ужинали. Джони пристально посмотрела на брата и спросила:
- Сэм, что-то случилось?
- Так, небольшие неприятности в школе.
- У тебя вид, будто ты обижен на весь мир.
- Ты прямо в точку, Джони! Я обижен на весь мир! Потому что мир несправедливо обошелся со мной.
- Ты говоришь о справедливости, Сэм?
- Разумеется! О золотом правиле! Так относись к другим, как ты хочешь, чтобы к тебе относились!
- И что будет с теми, кто не соблюдает это правило?
- Думаю, у них будут проблемы в обществе. Кто захочет общаться с теми, кто не готов понять чужую позицию?
- Сэм, а я вижу, что проблемы сейчас у тебя, а не у тех, кто тебя обидел. Они нарушили правило, а страдаешь ты.
- Когда-нибудь пострадают и они!
- Ты в этом уверен?

Сэм задумался. Ему крайне хотелось, чтобы кто-нибудь когда-нибудь наказал обидчиков за то зло, что они ему причинили.

- Я понимаю, к чему ты клонишь. Для полной справедливости нужен Бог, который, как судья, сможет каждому воздать по его делам. Но этого Бога нет. Поэтому я могу надеяться лишь на свои силы. Пока я еще слаб, Джони, пока я еще слаб. Но когда-нибудь у меня будет больше сил, чтобы суметь защитить себя и своих близких.
- Сэм, ты никогда не сможешь быть самым сильным - всегда найдутся те, кто сильнее тебя. И даже если ты вдруг подчинишь себе людей, тебе не победить законы природы. Придут болезни, а потом смерть - они сильнее тебя, понимаешь? А прежде смерти к тебе подойдет старость - она будет подтачивать твои силы, и ты уже не сможешь держать ту планку, что задал себе раньше.
- Как ты заговорила, Джони! Но я все равно буду бороться, пусть я и обречен!
- Это так похоже на ту веру, что ты критикуешь, братишка...

Сэм с удивлением посмотрел на свою сестру - ее словно подменили. До этого он смело вступал с ней в споры, чувствуя за собой правоту - а теперь она так легко ударила его в самое уязвимое место, и ему нечего ей возразить.

После ужина Сэм обдумывал слова сестры. Он все еще негодовал от того, что сделали с ним его так называемые приятели; это унижение он никогда им не простит! Но что он может сделать с ними? Как сумеет отомстить?

А его сестра... Сейчас она читает вечернее правило, как всегда. Одно и то же правило, одни и те же слова... Опять беседует со своими фантазиями. Повинуясь смутному чувству, Сэм приоткрыл дверь в комнату сестры. Она стояла к нему боком и что-то слегка слышно говорила вслух, переодически крестясь и кланяясь. Сегодня в этом Сэм увидел что-то, что не позволяло ему уйти сразу. Лицо сестры...

На какой-то мгновение Сэм позавидовал своей сестренке. Да, ему не хватало этого душевного равновесия, что придавала ей эта религия. Уверенность, что все в под контролем, что все происходит во благо... Бог поможет, когда это нужно; а когда человек умирает, он заберет его в свои обители... Да, это, конечно, заманчиво.

Но Сэм постарался скинуть с себя этот морок. "Нет, нельзя поддаваться этим чувствам! - воскликнул он про себя. - В мире много чего привлекательного и манящего, но я буду слушаться голоса разума!". С чувством победителя он ушел к себе в комнату и, поворочавшись, заснул.

Утром за завтраком Сэм и Джони встретились вновь.
- Знаешь, Джони, а я вчера заглядывал к тебе в комнату, когда ты молилась.
- И что, Сэм?
- Ничего. Я подумал, что твои молитвы здорово помогают тебе сохранить душевное равновесие.
- Наш Господь еще и Врач душ. Если бы я старалась больше, то была бы совсем другой. Но сейчас я делаю совсем мало, и если и получаю помощь свыше, то лишь по великой милости, а не по какой-то заслуге.
- Наверное, это как сходить к психотерапевту, Джони?
- Это намного лучше, Сэм. Человек может ошибаться, а Господь всегда даст самый лучший дар.
- Знаешь, сестренка, я ведь тогда слегка позавидовал тебе.
- Мне? Не стоит завидовать мне, братишка. С каждого спроситься по его мере. Я знаю о Боге - а значит, с меня и больше спроситься. Готова ли я к этому?
- А после я подумал - нет, я не готов променять логику и здравый смысл на заманчивые дремучие леса веры.
- Так вот ты к чему! А в чем ценность твоих логики и здравого смысла?
- В том, что они помогают мне лучше понимать то, что происходит вокруг меня!
- Твоя логика помогла тебе вчера?

Сэм вновь вскипел, когда вспомнил про вчерашнее.

- Вчера - нет, не помогла. Но и Бог бы не помог.
- Если бы ты помнил о Боге, то знал бы, что все происходит для нашей пользы.
- Сестренка, это лишь твоя вера! А моя логика, которую ты критикуешь, показывает мне, что это не так!
- Я критикую логику не потому, что она плоха - просто ты даешь ей слишком большой вес! А она должна быть не царицей, а помощницей.
- Все это такие общие заявления! Так должно быть, так нам повелил, так надо делать... И ведь ты даже не спросила меня, что же мешает мне поверить, что все происходит для нашей пользы.
- Братик, хорошо, поделись своими мыслями.
- Я полагаю, что самое полезное для вас в вашей религии - это попасть в рай. Значит, Бог должен так строить события вокруг человека, чтобы помочь ему туда попасть. Это так?
- Да, братишка, Бог помогает человеку спастись, но и тот должен приложить свое желание.
- Однако многие не спасаются, сестренка! Они будут вечно мучаться в аду!
- Да, это их ужасный выбор. Бог не может насильно затащить человека в рай!
- А вот и логическая ошибка! Убив их во младенчестве, он не дал бы им согрешить позже, и значит, спас бы их от вечных мучений!

Сестренка призадумалась.

- Знаешь, братишка, я ведь только немощный человек, и не мне пытаться рассуждать о том, что и как должен творить Господь. Если мне что-то непонятно - разве это значит, что этого не может быть? Впрочем, у меня есть догадка, почему Бог не спасает их таким образом.
- И отчего же?
- Это спасение было бы слишком насильным, что ли. Точно так же Бог мог бы оградить забором древо познания в раю, и грехопадения бы не было. Но Богу нужен наш свободный выбор...
- Однако дети все равно погибают, многие даже не родившись! Какой свободный выбор могут сделать они?
- То происходит по нашим грехам! До грехопадения все было иначе! Все то зло, что мы видим вокруг - это как раз последствие того грехопадения...
- Так смерть детишек - все таки зло? Однако они попадают в рай, что может быть лучше?
- Братик, я уже говорила - у меня не хватает ни опыта, ни знаний, чтобы ответить на твои вопросы. Если тебе так это интересно, спроси у опытных людей, у священников.
- Ах, сестренка, они ответят мне так же, и закончат тем, что пути Господни неисповедимы...
- Братик, неужели считаешь себя умнее всех? Тебе уже и спрашивать никого не надо. Это все гордость, гордость...
- Может и гордость, сестеренка! Я не стыжусь этого! Это лишь трезвая оценка того, что вижу и слышу. Если вокруг меня люди несут чепуху - я назову это своим словом, не пытаясь смириться.
- Если бы не твоя гордость, то и поступок твоих друзей вчера не задел бы тебя так. Гордый человек не может быть спокоен - лишь смирение отражает все беды.
- Я не буду смиряться перед унижением! Зло должно быть наказано! Подставить другую щеку - это проявить слабость!
- Нет, братишка, подставить другую щеку - признак силы, это крайне непросто сделать. А вот отомстить - это как раз просто! А если не хватает сил, то хотя бы желать мщения! Но эти чувства съедают тебя изнутри, разве ты этого не чувствуешь?
- По вашему этому называется праведным гневом! Для вас он ведь позволителен, не так ли? Вот и я - праведно обижен, и праведно желаю мщения!
- Праведный гнев - это когда обидели не тебя, но когда посрамляют Бога! Неужели ты себя уже ставишь на Его место? Вот эта гордость, о которой я тебе и говорю!
- И что же, всесильный Бог так хочет, чтобы за него заступились?
- Это самое святое, что есть! Ты ведь тоже бросишься защищать свою матерь, если ее кто-то будет обижать?
- А разве я не обижаю твоего Бога, сестренка? Так что же ты не бросишься на меня с кулаками?
- Братик... Ты ведь искренне заблуждаешься, я верю в это! Может быть, и тебя, как когда то Савла, осенит благодать...
- Но ведь я не верю в Бога, и не скрываю этого! А что, если я сейчас выйду на площадь, и буду говорить, что Бога нет? Разве не буду я соблазнять народ вокруг? Что тогда ты будешь делать, сестренка?
- Братик, зачем ты так со мной? Я даже не хочу и думать о таком! Хватит!

Джони заметно расстроилась от последних слов Сэма, ее глаза заблестели. Сэм уже и сам жалел, что стал так проверять веру сестренку.

- Прости, Джони... Я не хотел обижать тебя...
- Ничего, Сэм, ничего... Я понимаю...

Прошла неделя. Сэм помирился с обидчиками, хотя до конца и не забыл свою обиду. Однажды в школе, проходя по коридору, он услышал разговор, в котором упоминалась его сестренка. Сэм незаметно встал рядом, чтобы послушать, о чем идет речь.

- ... и представляешь, я ее толкнула, а она мне в ответ: прости меня! Честно говоря, уж к этому совсем не готова была, поразили ее слова. Сразу и злость пропала, и стыдно так стало, что человека обижаю. Я ей только - и ты прости - сказала, и  убежала побыстрее...
- Да, Джони у нас такая, странная, не от мира сего...
- А ведь я ее после этого зауважала, знаешь? До этого считала ее совсем серой мышкой, а тут что-то изменилось...

Сэм призадумался, его распирали противоречивые чувства. С одной стороны, он вроде бы был горд за сестренку - та, пусть и своим необычным способом, но сумела выйти из конфликта победительницей, хотя сама и не желала победы. С другой стороны, она следовала заветам своей религии, которая была неприятна Сэму по множеству причин.

- Ну что же, - решил Сэм, - пусть ее религия и содержит мудрые советы для некоторых ситуаций, это вполне естественно. В конце концов, религия вобрала в себя столь много всего, что там можно найти не только дикие фантазии, но и жизненный опыт многих поколений. Это будет мне уроком - в следующий раз я не буду так снисходителен ко всему, что она мне говорит.