ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА
История с Шуриком в фильме «Кавказская пленница», если на неё взглянуть как на аллегорию, удивительно созвучно в так прочтении современной российско-советской фабуле.
Если Шурик – это советский народ, то комсомолка-спортсменка Варлей – это Родина. Очевидно, что Шурик и красавица-комсомолка – это не влюбленная парочки. Шурик собирает фольклор, то есть народную речь-знание, а образ девушки – это объект всеобщей любви, за ней бежит ослик, её называют в конце фильма «люди гор» «сестрой». Девушка символизирует Родину.
И вот олицетворяющий партхозноменклатуру, племя пост-троцкистов, покровителей серого бизнеса, будущих разрушителей СССР, товарищ Саахов замышляет Родину, которая прекрасна и свободна, поработить. У него есть «связи», «деньги», «Власть», которую он уже может использовать в личных целях. Криминальный элемент готов поучаствовать в его проектах. Но это же не так-то просто. Ведь народ не позволит осуществить такое порабощение. Можно лишь обмануть. Обман возможен, потому что товарищ Саахов и опытный руководитель, и уважаемый в районе человек. Что нужно объяснить народу-Шурику? Что Родина сама очень хочет капитализма, буржуазных порядков и вообще капитализм это совершенно естественный и «красивый» политический строй. Народ не может противостоять аргументам Саахова, потому что тот внушает очень авторитетно, а Шурик не имеет причины не доверять товарищу Саахова, но он не хочет капитализма, он любит советскую родину сам и не хотел бы , чтобы она была чья-то. Но его люди с интеллигентной и доверительной литературной интонацией (Сахаров, Солженицын, Коротич, персонажи программы «Взгляд» ) убеждают, что Родина сама хочет замуж за капитализм и даже просит его лично, согласиться на этот брак, и совершить ритуал «разрушения социализма». Шурик соглашается. СССР распадается, чубайсы разрушают социализм, советскую экономику. И народ понимает, что произошло нечто совсем иное, чем «красивый древний обряд», чем «месть кровавому тирану за Архипелаг», происходит не «конвергенция» , за которую проповедовал академик Сахаров, а порабощение страны мировым и вновь зародившимися российскими олигархами.
Народ не согласился, впервые избранный многомандатно Верховный Совет попытался остановить развал страны, но ШУРИКА вместе с ГКЧПистами прячут в психолечебницу («Бутырку», «Матросскую тишину»). Психолечебницу также можно прочесть аллегорически. Треволнения, шоки от потоков информации, Чернобыль, Афган, выход из Афгана, опустение прилавков, опьяняющая свобода слова, рок-фестивали, снятие «железного занавеса», выползание национализмов и т.д., - всё это вкупе с социальным неблагополучием создаёт массовый психоз, широко распространенную неуравновешенность, невротичность. Карабах, Приднестровье, Чечня , прихватизация, проституция, беспризорники - всё это лишь увеличивает расстройство. Такое общество беспомощно, неспособно структурироваться и эффективно сопротивляться .
Когда в сумасшедшем доме Шурик понимает, кто украл девушку ( украл и в землю закопал), он сначала требует прокурора. Но это выглядит трагикомично, и тогда он всё-таки успокаивается… и разрабатывает план.
А. сначала он сбегает из сумасшедшего дома (то есть, избавляется от дерьмократических мисконцепций, «десталинизаций» и прочих «общечеловеских», «правозащитных» заморочек) .
Б. Потом он создаёт со своим приятелем, шофером, общество по спасению Родины.
В. Потом освобождает Красавицу.
Г. Потом наказывает Саахова и передаёт врагов Родины Правосудию.
Конечно же, чтобы в реальной истории Правосудие состоялось, мы , жители-граждане нашей Родины (Советского Союза), должны проделать то же, что и Шурик: как-то всё-таки выйти из сумасшедшей антисоветчины, научиться взаимодействовать и проявлять солидарность (когда убивали Каддафи, наш доблестный президент советовал ему «уходить», признавая на саммите G-8 вину Каддафи перед убийцами Ливийского народа, а ведь это «мы» его выбрали , этого «американ боя», и он до сих пор – житель кремля, он – олицетворяет нас, за нас расписывается в важных бумагах ), и , наконец, хотя это очень странно звучит, должны восстановить нашу незатейливую «традицию» любви к своей Родине. Тот кто, пытается аргументировать, что Россия времен Минина и Пожарского - это Родина, а Россия-СССР с 1917 по 1993 – это страна марсиан, тот болен в не совсем легкой и вялой форме. Есть и такие, который не только СССР, но и вообще в целом «это пространство» считают территорией для поставки на Запад нефти, газа и металлов. То, что так считала-думала-говорила Маргарет Тетчер, это не удивительно (этим англосаксам убить два миллиона вьетнамцев – всё равно, что рыбки половить на удочку) . Но ведь и г-н Жванецкий и разные иные авторы в газетах и на радио также рассуждают, что лучше бы России вообще не было на этом месте. Тетчер – просто сволочь, но для неё Россия - внешний объект (так называемая философия «золотого миллиарда), но «эти йети» юморят-шелкоперствуют-стихотворствуют здесь, для них Россия – не внешний объект, они тутошние, и они призывают погибель себе, своей семье, своей Родине. Они, бесспорно, больны, но даже не хочется их лечить, … разве что по закону гор.
Андрей Козлов.