На Бога надейся да сам...

Галина Шкавронская
Здравствуй, дорогой мой человек!
Этот номер журнала выходит перед наступлением светлого праздника – Пасхи Христовой.
И тема этой публикации приурочена к этому дню.
Многие из нас, если не большинство, являются «продуктами» советской эпохи, взрастившей не одно поколение атеистов. Я сама, надо признаться, тоже всегда относилась к этой категории, не задумываясь глубоко о Боге: слишком трудно поверить в то, ЧТО нельзя увидеть, измерить, пощупать...
Надо признать, что при социализме нас воспитывали с детства на высоких идеалах. И это, в какой-то мере, возмещало потери, связанные с безверием, уберегало от бездуховности – придавало нам уверенности в высоком смысле наших добрых деяний, ведь мы верили в «светлое будущее», построенное собственными усилиями.
За всем этим последовало глубокое разочарование: прекрасные идеалы, как выяснилось, насаждались лгунами. И «перепачканные» лжецами идеалы померкли для нас.
Что же мы имеем на сегодняшний день?
«Высоким идеалом» стали деньги! Они сегодня правят нами. Налицо – падение нравов, особенно у молодежи. Я не стремлюсь по-стариковски охаивать молодое поколение в целом, среди них есть, безусловно, и высоко духовные, прекрасно образованные люди, но сейчас это, скорее, исключение из правил. Я ращу внуков-школьников, вижу их окружение, и знаю, что говорю. Возник перекос в нашем обществе: зачеркнув, как всегда, все, чем мы жили в прошлом, в плане духовности, мы не создали ничего альтернативного. Надо срочно восполнять этот пробел!
Дорогой мой человек! Давай, оглянемся в далекое, многовековое дореволюционное прошлое. Что помогало людям во все времена сохранять нравственность? Во все эпохи в человеческом сообществе существовали моральные устои. Да, далеко не все их соблюдали, но Добро всегда существовало в противовес Злу. Что способствовало этому при любых общественных устройствах? Не вера ли в Бога? Я понимаю, что задеваю сейчас большой и спорный вопрос, ибо и сама до сих пор нахожусь в сомнениях: ведь на почве столкновения религий происходили раньше и, тем более, происходят сейчас страшные распри и войны. Но я говорю не о политике, использующей религию как фетиш. Я говорю о каждом из нас – простом человеке, далеком от политики, пытающемся выжить во все времена в этом сложном мире.
Семьдесят лет нас отворачивали от Бога, но почему-то меня, никогда ранее не задумывающуюся о Нем, всегда так волновал колокольный звон... Не странно ли: мы с раннего детства неотвязно употребляем выражения: «Слава Богу!», «Боже мой!», «Упаси, Господи!», и пр.? Не память ли это нашего подсознания, не голос ли нашей утомленной неверием души?
 Нет, дорогой мой человек, я не пытаюсь склонять тебя к вере! Это – дело абсолютно индивидуальное. Я считаю, что к вере каждый человек осознанно приходит (или не приходит) сам. Но меня беспокоит состояние нашего общества, будущее наших детей. Это – моя огромная боль, которой я делюсь с тобой. Ведь любое общество, и каждый его член в отдельности, стремясь к прогрессу и развитию сознания, всегда ставит себе высокую планку – вершину, которую хочет покорить. А когда существование бесцельно, то невольно остается уповать только на Всевышнего. Впрочем, для некоторых людей, и даже государств, такой вершиной совершенства является сам БОГ. Мы, редко задумываясь об этом, стремимся, в основном, только к материальным благам, забывая о том, что нет предела этому стремлению и, тем более, насыщению. Это - дорога в «никуда»!
К духовности необходимо возвращаться. Давай, вместе подумаем, как это сделать. А начинать, известно, правильнее всего с себя. Мы, похоже, заблудились в пути. Чтобы найти верную дорогу, следует вернуться к истокам. Какую «планку», какую «вершину» мы захотим покорять, решать нам, в зависимости от того, к чему готово наше сознание. Но смысл нашего существования все-таки в стремлении к самосовершенствованию души!
Здоровья тебе, мой дорогой – физического и, главное, духовного!
А всех верующих – с праздником Пасхи!