Наука профессиональное творчество

Николай Бородастов
             Наука «Профессиональное творчество» 
 
                1. Введение в науку 
               
Наука – это, в общем случае, система знаний об окружающем мире, обществе и мышлении, добываемых в каждодневной человеческой практике. Ее основные признаки и характеристики:

1. Наука – особая форма общественного сознания, позволяющая отображать окружающий мир и общественное бытие в целостности с помощью представлений, понятий,  методов и теоретических систем. Наука существует там, где есть проблемы – недостаточность имеющихся знаний. Нет проблем – нет и науки.
2. Наука – отрасль духовного производства. Разделение науки на многие части – на науки фундаментальные и прикладные, общеобразовательные и  профессиональные,  общепрофессиональные и специальные,  - отражает важность отдельных  выделенных отраслей науки для общества.
3. Наука -  социальный институт (общественное установление), у которого структура и функции соответствуют современным нормам культуры и служат сохранению ценностей культуры, укреплению культурных связей, рациональности вмешательства в природу.
4. Наука – непосредственная производительная сила общества. Она является «отцом» многих современных артефактов, обновивших производство по составу изделий, технологии и производительности труда.

Функции науки:
а) познавательная функция, заключающаяся в проникновении в сущность вещей, процессов, явлений;
б) практически-действенная функция – участие науки в преобразующей деятельности человека и общества.
Каждую из  отдельных наук  выделяют среди других конкретными характеристиками по следующим типовым признакам:
- объект науки – объект  (сфера) познания и деятельности человека,  субъекта познания;
- предмет науки -  круг знаний, образующих особую  учебную дисциплину;
- структура и функции науки, определяемые  ее предметом, теоретическими и технологическими  задачами познания;
- область определения науки, дающая представление о положении ее среди других наук  и взаимодействии с ними;
- методы науки, определяемые общей методологией познания и специфическими  принципами, способами и средствами действий, присущих данной науке.

Чтобы определить место науки «Профессиональное творчество» в системе наук, выявим принципиальные признаки и связи  некоторых фундаментальных наук,  используя  представления об  их областях определения:
философия: человечество – вселенная – миропонимание;
история: человечество - вселенная – вехи жизни человечества;
педагогика: человек - социализация человека – целостный педагогический процесс (образование и воспитание);
культурология: человек – культура – способы  реализации  обществом культурной жизни;
творчество (отраслевое): человек  ; творчество – технология и искусство  отраслевого творчества;
профессиональное творчество: человек – начала единой технологии творчества – становление человека культуры – становление общества людей культуры, действующих творчески  во всех сферах человеческого разума.

В перечне наук, изучаемых в средней школе и вузах, науки «Профессиональное творчество»  пока не имеется. Из многих аналогов, известных из истории,  выберем  лишь некоторые  названия наук, наиболее созвучные   заглавному названю.
«Учение о методах механики», Архимед (287-212 гг.  до н. э.);
«Правила для руководства ума»,   Р. Декарт;
«Наукоучение»,  Б. Больцано (1781-1848);
«Теория творчества», П.К. Энгельмейер, 1910 г.
Судя по этим названиям, люди уже давно в изложении своих методологических взглядов  надеялись, что им удастся создать науку о мышлении единую, применимую ко всем областям человеческого разума и служащую  реализации «принципа экономии мышления» Маха. Как видно, потребность в науке профессионального творчества давняя и объективная.
   
2. Самостоятельность науки «Профессиональное творчество»

Самостоятельность науки характеризуется особенностями характеристик, непохожестью  их на аналоги  из других наук.
Системообразующие характеристики науки «Профессиональное творчество» представляются  в следующем  порядке:
    объект, предмет, структура, функции, цель, задачи, методы познания и освоения, результат, область определения.
Объект науки (сфера познания и деятельности человека) –  реальный целостный  образовательный процесс профессионального творчества и  деятельность человека в  профессиональном творчестве.
Предмет (круг знаний, образующих особую дисциплину преподавания)  - профессиональное творчество.
     Структура: теоретическая и практически-действенная части.
 Функции науки ПТ:
 а) образовательная  функция;
 б) практически-действенная функция;
 в) квалиметрическая функция.
    Цель – методологическое обеспечение  научения системному творчеству во всех сферах труда и методам самоаттестации в творчестве.
    Задачи – освоение  единой теории и научение практическим действиям профессионального творчества и самоаттестации по  единой модульно-рейтинговой системе.
    Методы – обучение традиционными методами  в сочетании с добровольным самообучением профессиональному творчеству  по самоучителю.
    Результаты – умения и навыки профессионального творчества как условие становления человека культуры в течение периода юношеской социализации и предпосылка становления общества людей культуры.
   Область определения – наука всех наук.
В структуре  начал науки «Профессиональное творчество» выделяем следующие элементы:
1. Творческие начала человека;
2. Единая структура процесса творческого поиска;
3. Единая методика обучения профессиональному творчеству;
4. Начала  традиционных профилирующих наук
5. Единая технология  профессионального творчества;
6. Единый принцип рационального использования умений.               

    Применительно к науке качества образования полезно различать  три категории  субъектов образования - обучающихся:
а) учащиеся школы (начальной, средней), заблаговременно, с дошкольных лет и в школе  нацеливаемые (родителями, воспитателями и учителями) на достижение статуса человека культуры, познающие,  знающие и применяющие единую методику профессионального творчества  - при изучении теории плановых дисциплин, при выполнении домашних творческих  заданий, для самодеятельного творчества. Становление человека культуры в этих обстоятельствах  наиболее вероятно к  завершению среднего образования;
б) студенты вузов и учащиеся колледжей, в школе не  применявшие науку профессионального творчества и вынужденные осваивать ее параллельно с освоением  плановых наук первого семестра или первого курса. Становление человека культуры в этих обстоятельствах возможно  более динамичное - к  завершению  первого курса;
в) молодые специалисты творческих и рабочих профессий,  которые дееспособны в самообучении профессиональному творчеству по самоучителю. Становление человека культуры в этих обстоятельствах  наиболее вероятно к  завершению  первого  года труда по специальности. В случае отклонения от специальности период становления будет увеличиваться  в тем большей степени, чем  слабее побудительные мотивы творческого роста личности;
г) внешкольная молодежь, имеющая среднее неполное и полное общее образование, для которой самообучение по самоучителю является единственным путем приобщения к профессиональному творчеству Они самообучаются в отрыве от коллектива и потому встречаются  с  большими трудностями. Для них целесообразно взаимодействие с одной из школ по месту жительства с целью консультаций и участия в рейтинговой аттестации.
Для реализации своего творческого потенциала необходимо каждому сделать самооценку творческих начал, обстоятельств и перспектив.
Образовательная функция науки реализуется на трех уровнях:  описательно-объяснительном, диагностическо-проектировочном и учебно-практическом. Реализация  этой функции обеспечивает процессы обучения и самообучения творчеству на базе  имеющихся общенаучных знаний и вновь получаемых знаний и умений в процессе учебного творчества. Практически-действенная функция  реализуется тоже на трех уровнях: учебно-практическом  (в тренировочных действиях по учебному объекту творчества),  профессиональном (по освоению общих принципов профессионального творчества) и продуктивном (по созданию артефактов практической значимости в процессе самостоятельных творческих плановых и инициативных работ). Параллельно реализуется функция социализации (путем научения творчеству по специальной программе) и функция гуманитаризации (на основе приобщения обучающегося к различным целям, потребностям и формам существования культуры,  представляющей образ жизни человека культуры).
Квалиметрическая функция науки «Профессиональное творчество» – это  нововведение в системе наук, смысл которого:
- интегральная  оценка качества образования личности по факту освоения науки ПТ самообучением, устанавливаемому рейтинговой самоаттестацией и аттестацией по единому методу на основе модульно-рейтинговой системы;
- интегральная оценка качества системы образования, проводимая по относительному числу выпускников, достигших контрольного уровня в рейтинговой аттестации.
Эта функция  – для самоконтроля  и контроля учебной деятельности  и организации  системного управления качеством образования.
     Методы науки – общенаучные и специфические, обусловленные особыми задачами.
    Особыми задачами науки являются:
    - изучение и систематизация условий и методики психологической подготовки человека к активному участию в профессиональном творчестве;
- изучение, систематизация и изложение теории профессионального творчества применительно к разным категориям  обучающихся;
- разработка принципов, систем и методов превращения знаний в действия, направленные на преобразование объектов культуры в учебной и производительной деятельности;
- разработка системы контроля и самоконтроля учебной творческой деятельности;
- разработка систем управления организацией деятельности молодежи по освоению науки профессионального творчества.
Дополнительные прикладные задачи   особого значения:
-   разработка  методологии и методики решения квалиметрических задач;
-  методическое обеспечение самообучения творчеству внешкольной молодежи;
-  методическое обеспечение самообучения творчеству в рамках плановых наук системы среднего и высшего образования.
Результатами освоения профессионального творчества являются  не только знания, которые без использования в деле быстро забываются, а образы новых артефактов личной, региональной или мировой новизны, доступные в виде коммуниката  соответствующей формы: описание, схема, чертеж, пояснительная записка, этюд, картина, рассказ, реферат, песня,  музыкальный мотив и т.п.   
 Достигший того или иного творческого результата, всегда ищет возможность доведения своего творения до общества или конкретного потенциального пользователя. Ему необходимы частная и публичная оценка результата, персональное и общественное признание. Поэтому профессиональное творчество имеет следующие особые характеристики:
а)  является началом всякого творчества и  доступной учебно-тренировочной формой творчества любого вида;
б) осваивается  параллельно с освоением школьных, вузовских наук;
в) обеспечивает системную методологическую и общую (для всех видов творчества и работы) методическую подготовку субъекта к регулярной творческой деятельности во всех сферах жизни;
г) интенсифицирует многоплановое развитие интеллекта и становление развитой личности, опытного специалиста;
д) позволяет оценку и  аттестацию, самооценку и самоаттестацию личности по уровню развития интеллекта и качества полученного образования. 
Соответственно особенными принципами обсуждаемой  науки являются:
- комплексное использование всех достижений культуры для становления, развития и освоения научных методов творчества;
- направление науки на своевременную переориентацию человека с задач социализации на задачи творческой индивидуализации личности;
- обеспечение органической связи всех этапов в образовательной цепочке обучение-знания-умения-навыки, ведущей к научению творчеству;
- использование (в качестве основного) метода самообучения, предопределяющего полномасштабное использование достижений школьного образования и самообразовательного учебно-методического комплекса (УМК);
- внешнее временное управление самообучением профессиональному творчеству государство организует через образовательную систему путем проведения ежегодного смотра–конкурса «Профессиональное творчество» местного, регионального и государственного масштаба.
  Особые методы и приемы, соответствующие перечисленным принципам: самообучение, самовоспитание, самоконтроль, самокритика, тренаж, самооценка, самоаттестация, самовыдвижение и др., относящееся к самоорганизации. Кроме Предполагаются  методы привлечения самообучающихся к групповой деятельности на условиях, организуемых системой образования.
  Обсуждая формулировку области определения науки, подчеркнем еще раз: творчество    составляет неотъемлемую часть  всякого труда.  Создание образа  – непременное условие создания материализованного артефакта. Профессиональное творчество – наука о создании целостного образа единым путем -созданием его фрагментов едиными методами. Благодаря этому наука профессионального творчества должна рассматриваться в качестве науки общеобразовательной, общепрофессиональной и методологической. Она имеет  прямое отношение ко всем прочим наукам, без исключения. С каждой из них имеются закономерные двусторонние связи – по входу и выходу. Поэтому профессиональное творчество  имеет опору во всех науках, в их проблемах  и достижениях, а  сама, своими методами, улучшает  им условия для существования и развития.  Создается упомянутое выше мотивированное представление:                «Профессиональное творчество»  - наука всех наук.

3. Наука   высокого качества  образования
"Профессиональное творчество"
 
Целостный образ 
 
             1. Издавна людям хотелось иметь в обиходе такую науку или  учебник,  освоив которые можно  было бы стать умным по "всем статьям", т.е. в труде всех родов. Аналогами  таковых воспринимали прежде науку философию  и учебник "Книга инженера",  расширив их содержание до разумных размеров. Однако не могут эти артефакты служить универсальному познанию, поскольку  их специальные методы  не всеохватны и не достаточны, например, при их освоении  умом  "устройства" животного,  инфекционных заболевания, теории мышления, методики кройки и шитья.
          2. Наука "Профессиональное творчество" единственная из  всех известных наук, в рамках и методами  которой доступно, уместно и полезно  осваивать в практике информацию по всем  без исключения проблемам.
          3. Известно, в труде всякого рода прежде умеют умом, используя знание, а затем  умеют в механических действиях, в работе. Знание приобретают в обучении, умения приходят в практике по профессии, переход от умения умом к умению руками не обучали, не было науки и общих методов. Суть этого "перехода" – творчество. Когда эту функцию реализуют по научно обоснованной методике (по науке), т.е. это профессионально, то это творчество профессиональное.  Следовательно,  наука "Профессиональное творчество" заполняет этот выявленный пробел и изучает творческую  деятельность человека по преобразованию знания в умение в труде всех родов вне зависимости от профессиональной или ведомственной организации труда.
        4.  Между реально существующим объектом познания и образом этого объекта в памяти личности всегда есть разница, они не абсолютно адекватны, поскольку образ – результат личного творчества. Место  профессионального творчества всегда  в промежутке между объектом познания и тем же объектом, но  в  несколько ином виде, полученным в результате эволюции творчеством.  Главная задача профессионального творчества освоение его общих  методов на конкретных примерах из практики, которые могут быть приняты из любой другой науки. При  этом освоение  объектов другой науки – будто побочный  эффект по накоплению знания, но его значимость в развитии интеллекта возрастает из-за  связи его освоения с  методикой профессионального творчества. Применяя подобный метод  к разным объектам, можно самому "дозреть" до такого состояния развития, когда можно получить недостающее знание  по предмету своим  личным творчеством на основе запасов памяти. В этом суть и  важнейший эффект связи всех изучаемых наук, в этом роль новой науки "Профессиональное творчество" как науки всех наук.
          5. Для реализации науки "Профессиональное творчество" в качестве науки всех наук необходимо иметь в арсенале  своей памяти ее принципы и методы в дополнение к тем знаниям, которые получают традиционными методами ; наблюдениями, просмотром, чтением, выполнением упражнений и т.д. Получаемое преимущество в том, что становятся доступными осознанный выбор проблем для познания, метод познания в  осознаваемом творчестве, едином для всех, и  осознаваемое повышение качества образования. Потому новая наука общеобразовательная, причем она "отвечает" за качество образования больше всех других наук.
         6.  Управление освоением методов профессионального творчества – задача самодеятельности, поскольку в школах эта наука пока не известна. При этом осваиваются основные характеристики  молодой науки как  объекта познания: ее функции, цели, задачи и методы, предмет и  результаты. Ее функция в качестве науки всех наук, отвечающей за качество образования, не эфемерная, а реальная, поскольку уровнем ее освоения в связи с другими науками характеризуется  наиболее полно интеллект личности.
         7. Самостоятельное освоение  новой науки без  эффективного самоконтроля – задача не решаемая.  А самоконтроль реализуют постановкой   пусть отдаленной, но реальной  цели по саморазвитию. Наиболее конкретная цель – становление Человеком культуры. Это соответствует перспективам  постановки и реализации Национальной идеи России.