Наука «Профессиональное творчество»
1. Введение в науку
Наука – это, в общем случае, система знаний об окружающем мире, обществе и мышлении, добываемых в каждодневной человеческой практике. Ее основные признаки и характеристики:
1. Наука – особая форма общественного сознания, позволяющая отображать окружающий мир и общественное бытие в целостности с помощью представлений, понятий, методов и теоретических систем. Наука существует там, где есть проблемы – недостаточность имеющихся знаний. Нет проблем – нет и науки.
2. Наука – отрасль духовного производства. Разделение науки на многие части – на науки фундаментальные и прикладные, общеобразовательные и профессиональные, общепрофессиональные и специальные, - отражает важность отдельных выделенных отраслей науки для общества.
3. Наука - социальный институт (общественное установление), у которого структура и функции соответствуют современным нормам культуры и служат сохранению ценностей культуры, укреплению культурных связей, рациональности вмешательства в природу.
4. Наука – непосредственная производительная сила общества. Она является «отцом» многих современных артефактов, обновивших производство по составу изделий, технологии и производительности труда.
Функции науки:
а) познавательная функция, заключающаяся в проникновении в сущность вещей, процессов, явлений;
б) практически-действенная функция – участие науки в преобразующей деятельности человека и общества.
Каждую из отдельных наук выделяют среди других конкретными характеристиками по следующим типовым признакам:
- объект науки – объект (сфера) познания и деятельности человека, субъекта познания;
- предмет науки - круг знаний, образующих особую учебную дисциплину;
- структура и функции науки, определяемые ее предметом, теоретическими и технологическими задачами познания;
- область определения науки, дающая представление о положении ее среди других наук и взаимодействии с ними;
- методы науки, определяемые общей методологией познания и специфическими принципами, способами и средствами действий, присущих данной науке.
Чтобы определить место науки «Профессиональное творчество» в системе наук, выявим принципиальные признаки и связи некоторых фундаментальных наук, используя представления об их областях определения:
философия: человечество – вселенная – миропонимание;
история: человечество - вселенная – вехи жизни человечества;
педагогика: человек - социализация человека – целостный педагогический процесс (образование и воспитание);
культурология: человек – культура – способы реализации обществом культурной жизни;
творчество (отраслевое): человек ; творчество – технология и искусство отраслевого творчества;
профессиональное творчество: человек – начала единой технологии творчества – становление человека культуры – становление общества людей культуры, действующих творчески во всех сферах человеческого разума.
В перечне наук, изучаемых в средней школе и вузах, науки «Профессиональное творчество» пока не имеется. Из многих аналогов, известных из истории, выберем лишь некоторые названия наук, наиболее созвучные заглавному названю.
«Учение о методах механики», Архимед (287-212 гг. до н. э.);
«Правила для руководства ума», Р. Декарт;
«Наукоучение», Б. Больцано (1781-1848);
«Теория творчества», П.К. Энгельмейер, 1910 г.
Судя по этим названиям, люди уже давно в изложении своих методологических взглядов надеялись, что им удастся создать науку о мышлении единую, применимую ко всем областям человеческого разума и служащую реализации «принципа экономии мышления» Маха. Как видно, потребность в науке профессионального творчества давняя и объективная.
2. Самостоятельность науки «Профессиональное творчество»
Самостоятельность науки характеризуется особенностями характеристик, непохожестью их на аналоги из других наук.
Системообразующие характеристики науки «Профессиональное творчество» представляются в следующем порядке:
объект, предмет, структура, функции, цель, задачи, методы познания и освоения, результат, область определения.
Объект науки (сфера познания и деятельности человека) – реальный целостный образовательный процесс профессионального творчества и деятельность человека в профессиональном творчестве.
Предмет (круг знаний, образующих особую дисциплину преподавания) - профессиональное творчество.
Структура: теоретическая и практически-действенная части.
Функции науки ПТ:
а) образовательная функция;
б) практически-действенная функция;
в) квалиметрическая функция.
Цель – методологическое обеспечение научения системному творчеству во всех сферах труда и методам самоаттестации в творчестве.
Задачи – освоение единой теории и научение практическим действиям профессионального творчества и самоаттестации по единой модульно-рейтинговой системе.
Методы – обучение традиционными методами в сочетании с добровольным самообучением профессиональному творчеству по самоучителю.
Результаты – умения и навыки профессионального творчества как условие становления человека культуры в течение периода юношеской социализации и предпосылка становления общества людей культуры.
Область определения – наука всех наук.
В структуре начал науки «Профессиональное творчество» выделяем следующие элементы:
1. Творческие начала человека;
2. Единая структура процесса творческого поиска;
3. Единая методика обучения профессиональному творчеству;
4. Начала традиционных профилирующих наук
5. Единая технология профессионального творчества;
6. Единый принцип рационального использования умений.
Применительно к науке качества образования полезно различать три категории субъектов образования - обучающихся:
а) учащиеся школы (начальной, средней), заблаговременно, с дошкольных лет и в школе нацеливаемые (родителями, воспитателями и учителями) на достижение статуса человека культуры, познающие, знающие и применяющие единую методику профессионального творчества - при изучении теории плановых дисциплин, при выполнении домашних творческих заданий, для самодеятельного творчества. Становление человека культуры в этих обстоятельствах наиболее вероятно к завершению среднего образования;
б) студенты вузов и учащиеся колледжей, в школе не применявшие науку профессионального творчества и вынужденные осваивать ее параллельно с освоением плановых наук первого семестра или первого курса. Становление человека культуры в этих обстоятельствах возможно более динамичное - к завершению первого курса;
в) молодые специалисты творческих и рабочих профессий, которые дееспособны в самообучении профессиональному творчеству по самоучителю. Становление человека культуры в этих обстоятельствах наиболее вероятно к завершению первого года труда по специальности. В случае отклонения от специальности период становления будет увеличиваться в тем большей степени, чем слабее побудительные мотивы творческого роста личности;
г) внешкольная молодежь, имеющая среднее неполное и полное общее образование, для которой самообучение по самоучителю является единственным путем приобщения к профессиональному творчеству Они самообучаются в отрыве от коллектива и потому встречаются с большими трудностями. Для них целесообразно взаимодействие с одной из школ по месту жительства с целью консультаций и участия в рейтинговой аттестации.
Для реализации своего творческого потенциала необходимо каждому сделать самооценку творческих начал, обстоятельств и перспектив.
Образовательная функция науки реализуется на трех уровнях: описательно-объяснительном, диагностическо-проектировочном и учебно-практическом. Реализация этой функции обеспечивает процессы обучения и самообучения творчеству на базе имеющихся общенаучных знаний и вновь получаемых знаний и умений в процессе учебного творчества. Практически-действенная функция реализуется тоже на трех уровнях: учебно-практическом (в тренировочных действиях по учебному объекту творчества), профессиональном (по освоению общих принципов профессионального творчества) и продуктивном (по созданию артефактов практической значимости в процессе самостоятельных творческих плановых и инициативных работ). Параллельно реализуется функция социализации (путем научения творчеству по специальной программе) и функция гуманитаризации (на основе приобщения обучающегося к различным целям, потребностям и формам существования культуры, представляющей образ жизни человека культуры).
Квалиметрическая функция науки «Профессиональное творчество» – это нововведение в системе наук, смысл которого:
- интегральная оценка качества образования личности по факту освоения науки ПТ самообучением, устанавливаемому рейтинговой самоаттестацией и аттестацией по единому методу на основе модульно-рейтинговой системы;
- интегральная оценка качества системы образования, проводимая по относительному числу выпускников, достигших контрольного уровня в рейтинговой аттестации.
Эта функция – для самоконтроля и контроля учебной деятельности и организации системного управления качеством образования.
Методы науки – общенаучные и специфические, обусловленные особыми задачами.
Особыми задачами науки являются:
- изучение и систематизация условий и методики психологической подготовки человека к активному участию в профессиональном творчестве;
- изучение, систематизация и изложение теории профессионального творчества применительно к разным категориям обучающихся;
- разработка принципов, систем и методов превращения знаний в действия, направленные на преобразование объектов культуры в учебной и производительной деятельности;
- разработка системы контроля и самоконтроля учебной творческой деятельности;
- разработка систем управления организацией деятельности молодежи по освоению науки профессионального творчества.
Дополнительные прикладные задачи особого значения:
- разработка методологии и методики решения квалиметрических задач;
- методическое обеспечение самообучения творчеству внешкольной молодежи;
- методическое обеспечение самообучения творчеству в рамках плановых наук системы среднего и высшего образования.
Результатами освоения профессионального творчества являются не только знания, которые без использования в деле быстро забываются, а образы новых артефактов личной, региональной или мировой новизны, доступные в виде коммуниката соответствующей формы: описание, схема, чертеж, пояснительная записка, этюд, картина, рассказ, реферат, песня, музыкальный мотив и т.п.
Достигший того или иного творческого результата, всегда ищет возможность доведения своего творения до общества или конкретного потенциального пользователя. Ему необходимы частная и публичная оценка результата, персональное и общественное признание. Поэтому профессиональное творчество имеет следующие особые характеристики:
а) является началом всякого творчества и доступной учебно-тренировочной формой творчества любого вида;
б) осваивается параллельно с освоением школьных, вузовских наук;
в) обеспечивает системную методологическую и общую (для всех видов творчества и работы) методическую подготовку субъекта к регулярной творческой деятельности во всех сферах жизни;
г) интенсифицирует многоплановое развитие интеллекта и становление развитой личности, опытного специалиста;
д) позволяет оценку и аттестацию, самооценку и самоаттестацию личности по уровню развития интеллекта и качества полученного образования.
Соответственно особенными принципами обсуждаемой науки являются:
- комплексное использование всех достижений культуры для становления, развития и освоения научных методов творчества;
- направление науки на своевременную переориентацию человека с задач социализации на задачи творческой индивидуализации личности;
- обеспечение органической связи всех этапов в образовательной цепочке обучение-знания-умения-навыки, ведущей к научению творчеству;
- использование (в качестве основного) метода самообучения, предопределяющего полномасштабное использование достижений школьного образования и самообразовательного учебно-методического комплекса (УМК);
- внешнее временное управление самообучением профессиональному творчеству государство организует через образовательную систему путем проведения ежегодного смотра–конкурса «Профессиональное творчество» местного, регионального и государственного масштаба.
Особые методы и приемы, соответствующие перечисленным принципам: самообучение, самовоспитание, самоконтроль, самокритика, тренаж, самооценка, самоаттестация, самовыдвижение и др., относящееся к самоорганизации. Кроме Предполагаются методы привлечения самообучающихся к групповой деятельности на условиях, организуемых системой образования.
Обсуждая формулировку области определения науки, подчеркнем еще раз: творчество составляет неотъемлемую часть всякого труда. Создание образа – непременное условие создания материализованного артефакта. Профессиональное творчество – наука о создании целостного образа единым путем -созданием его фрагментов едиными методами. Благодаря этому наука профессионального творчества должна рассматриваться в качестве науки общеобразовательной, общепрофессиональной и методологической. Она имеет прямое отношение ко всем прочим наукам, без исключения. С каждой из них имеются закономерные двусторонние связи – по входу и выходу. Поэтому профессиональное творчество имеет опору во всех науках, в их проблемах и достижениях, а сама, своими методами, улучшает им условия для существования и развития. Создается упомянутое выше мотивированное представление: «Профессиональное творчество» - наука всех наук.
3. Наука высокого качества образования
"Профессиональное творчество"
Целостный образ
1. Издавна людям хотелось иметь в обиходе такую науку или учебник, освоив которые можно было бы стать умным по "всем статьям", т.е. в труде всех родов. Аналогами таковых воспринимали прежде науку философию и учебник "Книга инженера", расширив их содержание до разумных размеров. Однако не могут эти артефакты служить универсальному познанию, поскольку их специальные методы не всеохватны и не достаточны, например, при их освоении умом "устройства" животного, инфекционных заболевания, теории мышления, методики кройки и шитья.
2. Наука "Профессиональное творчество" единственная из всех известных наук, в рамках и методами которой доступно, уместно и полезно осваивать в практике информацию по всем без исключения проблемам.
3. Известно, в труде всякого рода прежде умеют умом, используя знание, а затем умеют в механических действиях, в работе. Знание приобретают в обучении, умения приходят в практике по профессии, переход от умения умом к умению руками не обучали, не было науки и общих методов. Суть этого "перехода" – творчество. Когда эту функцию реализуют по научно обоснованной методике (по науке), т.е. это профессионально, то это творчество профессиональное. Следовательно, наука "Профессиональное творчество" заполняет этот выявленный пробел и изучает творческую деятельность человека по преобразованию знания в умение в труде всех родов вне зависимости от профессиональной или ведомственной организации труда.
4. Между реально существующим объектом познания и образом этого объекта в памяти личности всегда есть разница, они не абсолютно адекватны, поскольку образ – результат личного творчества. Место профессионального творчества всегда в промежутке между объектом познания и тем же объектом, но в несколько ином виде, полученным в результате эволюции творчеством. Главная задача профессионального творчества освоение его общих методов на конкретных примерах из практики, которые могут быть приняты из любой другой науки. При этом освоение объектов другой науки – будто побочный эффект по накоплению знания, но его значимость в развитии интеллекта возрастает из-за связи его освоения с методикой профессионального творчества. Применяя подобный метод к разным объектам, можно самому "дозреть" до такого состояния развития, когда можно получить недостающее знание по предмету своим личным творчеством на основе запасов памяти. В этом суть и важнейший эффект связи всех изучаемых наук, в этом роль новой науки "Профессиональное творчество" как науки всех наук.
5. Для реализации науки "Профессиональное творчество" в качестве науки всех наук необходимо иметь в арсенале своей памяти ее принципы и методы в дополнение к тем знаниям, которые получают традиционными методами ; наблюдениями, просмотром, чтением, выполнением упражнений и т.д. Получаемое преимущество в том, что становятся доступными осознанный выбор проблем для познания, метод познания в осознаваемом творчестве, едином для всех, и осознаваемое повышение качества образования. Потому новая наука общеобразовательная, причем она "отвечает" за качество образования больше всех других наук.
6. Управление освоением методов профессионального творчества – задача самодеятельности, поскольку в школах эта наука пока не известна. При этом осваиваются основные характеристики молодой науки как объекта познания: ее функции, цели, задачи и методы, предмет и результаты. Ее функция в качестве науки всех наук, отвечающей за качество образования, не эфемерная, а реальная, поскольку уровнем ее освоения в связи с другими науками характеризуется наиболее полно интеллект личности.
7. Самостоятельное освоение новой науки без эффективного самоконтроля – задача не решаемая. А самоконтроль реализуют постановкой пусть отдаленной, но реальной цели по саморазвитию. Наиболее конкретная цель – становление Человеком культуры. Это соответствует перспективам постановки и реализации Национальной идеи России.