Школа сказочного маст-ва. День первый

День Сказки
      "Не привыкайте к чудесам,
       Дивитесь им, дивитесь!"  (В.Шефнер)

    Добро пожаловать в сказочную школу!

    И сначала, приглашаем вас, дорогие сказочники, улыбнуться:

                http://www.proza.ru/2011/10/29/1100


     Мы собрались на этой страничке, чтобы вместе учиться, совершенствовать сказочное мастерство, обмениваться знаниями и опытом, делиться своими мыслями.


    "Мыслитель говорил: "Учитесь думать. Начинайте с самых простых помыслов. Лучше всего мечтать о самых прекрасных предметах. Умейте мечтать, ярко переживать созданные образы, только мечта разовьёт воображение."  (Н.К.Рерих)


     В сентябре нам предстоит выполнить первую практическую работу:
написать небольшую (до 600 слов) сказку для самых маленьких читателей-слушателей - для дошкольников и младших школьников, а также оценить работы друг друга. Оценивание будет проходить "инкогнито", поэтому не выставляйте  работы на своей страничке - сделаете это после оценивания.

     Но сначала немного теории, прочитав которую, оставляйте в рецензиях замечания, пожелания, дополнения.


     Сказка — это вымышленная история со счастливым концом и победой добра над злом.

     Сказки, как жанр литературного творчества, подразделяются на:
      
      фольклорные(народные) — эпический жанр устного или письменного народного творчества, это рассказ о вымышленных событиях;
      
      литературные — эпический жанр, ориентированный на  вымысел, это — произведение, принадлежащее конкретному лицу.

     Сказочный мир увлекателен, прекрасен и незаменим, особенно для детского возраста.

     В этот волшебный мир входят классические сказки и современные сказки о людях, животных, растениях, предметах, природных явлениях и «чудесах» окружающего мира.

     Через сказки ребёнок

     учится воспринимать и осознавать реальность;
     знакомится с народными традициями;
     познаёт народную мудрость.

     В сказках снимаются пространственные и временные определённости и ограничения.

     У ребёнка каждый возраст имеет свои характерные черты. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста присущи:

     игровые моменты, подвижность, динамичность действий;

     антропоморфизм — наделение животных, растений и явлений неживой природы    человеческими свойствами (грозный лев, мудрая сова, коварное болото);

     конкретность мышления и обобщённость восприятия;

     детское восприятие отбрасывает второстепенное и обращено к главному;

     анимизм — ребёнок воспринимает реальность как одушевлённую и живую (солнышко улыбнулось, одеяло убежало).


     Все эти особенности детского сознания необходимо учитывать при написании сказок.

     Также следует учесть, что

     малышей от трёх до пяти лет больше интересуют сказки, герои которых животные; дети часто представляют себя каким-либо любимым животным;

    в пять-шесть лет ребёнка можно ориентировать на различие полов — принцы, принцессы, богатыри, рыцари и их основные качества;


    с шести-семи лет детям будут интересны сказки, в которых герои используют магические предметы.


     ПРИМЕРНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СКАЗКИ:

1. Создать наглядный образ главного героя (люди, животные, предметы, волшебники, природные явления)

2. Поместить героя в проблемную или конфликтную ситуацию.

3. Создать образы друзей, врагов, помощников, а также — препятствия.

4. Создать ситуации, в которых герой различными средствами преодолевает препятствия. Это может быть: прямое воздействие (сила, находчивость, смекалка); использование волшебных предметов; помощь друзей; совет мудреца и прочие.


5. Создать позитивный финал.

6. Для более старшего возраста показать  осознание героем самого себя в новом качестве.


     Текст сказки должен соответствовать словарному запасу ребёнка данной возрастной группы. Не следует перегружать сказку неизвестныи словами. При необходимости их включения в текст, следует делать в конце текста пояснения.

     При написании текстов для дошкольников и младших школьников необходимо уделять особое внимание построению предложений. Они не должны быть громоздкими и не содержать сложных речевых оборотов.

     В тексте должна присутствовать наглядность, динамичность, образность.

     Следует обогатить текст прямой речью.

     Желательно добиваться написания такого текста сказки, при чтении которого ребёнок смог бы и без иллюстраций представить живую, динамичную картину сказки — словно просмотрел хороший мультфильм.

     Самый главный наш судья — ребёнок. И если есть возможность проверять качество наших творений на детях — это залог успешного творчества.

     И ещё об одном моменте хочется упомянуть: занимательность текста не должна становится самоцелью. Она необходима для того, чтобы удерживать внимание ребёнка. В то же время текст сказки должен нести определённую смысловую нагрузку — познавательную, воспитательную, развивающую.
   

    ДОПОЛНЕНИЕ:

    1. А вот что пословицы о сказках толкуют!

       Быль за сказкой не угонится.

       На сказках, что на салазках.

       Сказка-складка: послушать сладко.

       Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

       Не дочитав сказки, не кидай указки!

       Не всякая водица для питья годится,

       Не всякая сказка — людям указка.

       Мал бывал — сказки слушал; вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.

       Жил был царь Тофута — и сказка вся тута.
   
       С улыбкой и уважением!

       Лина Орлова   20.08.2013

   2. Евгения Шапиро рекомендует:

      http://www.proza.ru/avtor/konkursk2
      сборник "К2педиа"
      автор Удав Юзик, "Что мы знаем о сказках"
    
    3. Александр Мецгер

        Кораблик мечты
        На волне сновидений
        Как будто летит
        Без тревог и сомнений
        Все дальше, туда,
        Где в заоблачной дали
        Мы в розовом детстве
        Счастливо летали.

        Кораблик мечты,
        Забери нас с собой
        В зовущую даль
        На волне голубой,
        В мир сказочных грез
        И цветных сновидений
        Возьми нас, кораблик,
        Ну, хоть на мгновенье.
       
        Морской ветерок,
        Паруса раздувая,
        Домчит нас с тобой
        До волшебного края.
        Домчит нас в счастливое
        Доброе детство.
        Кораблик мечты,
        Он живет в нашем сердце

      В мечтах уношусь я
      В волшебные  страны,
      Как птица, промчусь
      Над густыми лесами,
      Заплачу от счастья,
      Купаясь в лучах,
      И, солнцу махнув,
      Утону в облаках,
      И словно воздушный
      Лесной мотылек,
      Я тихо прилягу
      На яркий цветок.
      А ласковый ветер,
      Меня обнимая,
      Чуть слышно споет,
      Колыбель мне качая.
      
      Я В СКАЗКАХ ЖИВУ
      
      Снова в сказочный путь
      Я на птице желаний
      В мир фантазии
      Вместе с мечтой уношусь.
      Там, где остров любви
      Посреди океана,
      Я в волшебной стране
      У друзей окажусь.
      Пусть бросают меня
      В детство времени волны,
      В этих сказках живу я
      И счастлив вполне.
      Может быть, милый друг,
      Ты прочтешь их и вспомнишь
      Через множество лет,
      Чтоб вернуться ко мне.


     4.Тамара Пакулова (бабушка ПакуТам)

Школа сказок объявилась!
Наше ей : Гип! Гип! Ура!
За прекрасной, новой сказкой
Отправляться мне пора!

Ученица:
Я пока не очень верю в то,
Что нас научат сказке...
Учат сказке по подсказке?

Наставник :
Ну, а почему не слушать тех,
Кто знает, как писать?
Может, с помощью уроков
Станешь лучше сочинять?

Ученица :
Если есть во мне талант сказочный в душе,
Буду лучше сочинять!
Кажется так мне...


    6.Марина Карпенко

      Кроме сказанного на первом занятии, прошу также учитывать, что у детей в раннем    возрасте размыто ощущение реальности и сказочности происходящего. Насмотревшись японских мультфильмов внучка моей знакомой пыталась спрыгнуть с большой высоты в уверенности, что будет парить в воздухе как ее любимые герои.

Марина Карпенко   22.08.2013 16:53