Беда - этимология

Сергей Колибаба
 Часто ли угасает светильник у беззаконных,
       и находит на них беда (ЕИД)..?
               Иов 21:17


Лингвисты часто сетуют на несовпадение «языковых картин мира (ЯКМ)», специфические особенности языков и культур, что значительно усложняет проникновение в смысл термина и имени, этническому сознанию приписывают «СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО».   Считают, что национальных языковых картин мира столько же, сколько языков, каждый из которых отражает уникальный результат многовековой работы «КОЛЛЕКТИВНОГО ЭНТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ».

В концепции созданной лингвистикой выпал ФУНДАМЕНТ – ИДЕОЛОГИЯ (религия), еврейская религиозно-социальная доктрина находится в основании мировоззрения "стандартного" европейца, как в понятиях философии (науки) и так и в обыденной жизни заложены идеи и язык иудаизма. Человек входит как элемент в общность людей – этнос, который характеризуется особенностями культуры, психического склада (голова предмет «темный») и сознанием своего единства (исключительности, проще говоря, национальному тщеславию): Блез Паскаль - «За что ты меня убиваешь? Как за что? Друг, да ты ведь живешь на том берегу реки!».

Библия сформировала экономическую, социальную и культурную (языки) традицию земной цивилизации,  благодаря которой – мы РАЗВИВАЕМСЯ; «убежать» от Законов и языка  иудаизма в «национальное сознание» - невозможно, путь к самоуничтожению, что мы, и наблюдаем на примере отдельных «наций» в текущем периоде. Психология людей не меняется, психические процессы и свойства личности, зафиксированные в библейских письменных источниках, существуют и работают сегодня; как и несколько тысяч лет тому назад человеку свойственно: ошибаться, радоваться и горевать, любить и ненавидеть, говорить правду и обманывать. Индивидуально-типологические особенности человека (темперамент, характер, способности) стандартны для любой национальной группы, везде есть умники и глупые, вспыльчивые и спокойные, тугодумы и люди, ловящие мысль "на лету".

Так что же отличает современного человека от средневековой личности? Количество и качество приобретенных знаний, сумма знаний в его голове; нам остается только узнать, насколько быстро росла "сумма знаний" на территориях, кто принес "знание", и кто его вложил в голову индивида, превращая его из разрушителя в созидателя, в деятеля общественного развития?

1) Существующая этимология

а) Викисловарь, БЕДА
Значение - несчастье, крайне тяжёлое или неприятное событие или обстоятельство.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. формы *beda, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. бъда, укр. біда;, болг. беда, сербохорв. биjеда, чеш. bida, др.-польск. biada, в.-луж., н.-луж. beda. 
Трубачев: к праиндоевр. bheidh - «принуждать » от которого готск. baidjan «принуждать», др.-в.-нем. beitten «требовать», греч. peitho; «убеждаю», лат. fido «полагаюсь», алб. be «клятва». (Слав. beda связывал с bodo, bosti "колоть" Калима ("Neuphilol. Mitt.", 51, 1950, стр. 38 – 39). – Т.).

б) В других этимологических и толковых словарях – аналогично.

в) Словарь русского языка XI-XVII вв. М., Академия Наук, 1975
БЪДА. 1. Несчастье, горе, беда. Злато искушается огнемъ, а человъкъ напастями; пшеница бо много мучима хлъбъ чист является, а человек БЕДЫ под(ъ)емля смысленъ и уменъ обретается. Сл. Дан. Зат. XVII – XII (1382). 2. Нужда, необходимость. 3. Кара, наказание. БЪДА огневая – пожар.
БЪЕДОВАТИ. Бедствовать, быть беде. 1193. Ипать. лет.

г) Обобщения и выводы
- Слово БЪДА фиксируется в древнерусской административной и церковной литературе с XII века.
- Авторитеты от лингвистики возводят термин к ПРАславянам, но вот БЕДА – ни один из исторических источников не подтверждает наличие у ПРАславян и славян культурных универсалий: письменности, школ, учителей, библиотек, развитой идеологии, ремесла и торговой инфраструктуры, по которой совершался в древнем мире обмен товарами и идеями. Предполагаемые связи с праиндоевропейским, греческим, латинским, албанским – не связаны СМЫСЛОМ с понятием БЕДА.

Вывод
Таким образом, у нас нет логического основания, утверждать ПРАславянское происхождение этого понятия РУССКОГО языка; необходимо проверить термин БЪДА на связь с языком иврит и с ОБРАЗНОЙ системой иудаизма.

2) Этимология иврита и ОБРАЗЫ иудаизма

Приведем термин БЪДА в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – Б+ЪД+А.

Б+ЪД+А = ивр. Б в, как, в виде + ЕИД беда, несчастье, горе, бедствие; очевидно, что термин БЪДА является заимствованием из языка иврит. Таким образом, «КОЛЛЕКТИВНОЕ ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ» у нас языческое, а вот «СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО» - ЕВРЕЙСКОЕ, в чем собственно и проблема РАЗВИТИЯ, в системе иудеохристианства постоянно происходят аппаратные сбои. 

Образная система иудаизма
В книгах Библии прослеживается центральная идея  – воспитание у людей способности УПРАВЛЯТЬ СОБЫТИЯМИ (бытием вещей, процессами в обществе и природе), термин ЕИД употребляется в указанных выше значениях в Библии 22 раза.

Втор. 32:35: «ибо близок день погибели их (ЕИДА)».
2 Цар. 22:19: «Они восстали на меня в день бедствия (ЕИД) моего; но Господь был опорой для меня».
Иов 18:12: «Истощиться от голода сила его, и гибель (ЕИД) готова».
Притчи 27:10: «Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья (ЕИД) твоего». 
 Притчи 1:27: «когда придет на вас ужас, как буря, и беда (ЕИД), как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота».

Итак, очевидно, что действия Бога (пример для подражания) и его повеления (Заповеди), охватывают всю полноту жизни и предназначены для организации образа жизни людей, в общественных отношениях комбинации  заповедей и постановлений могут предупредить неправильное поведение человека в различных обстоятельствах. Иудейские Мудрецы обобщили и довели количество этих предписаний до 613, из которых 365 (число дней в году) являются запретительными, а 248 – разрешительными. Особое место занимает Первая и Вторая Заповеди, прямо направленные против языческого (многообразного) понимания духовного мира: «Я Господь Бог твой, …Не сотвори себе кумира». В наше время модно говорить о национальном разнообразии окружающего мира, однако многочисленные «народы» не создали свои программы РАЗВИТИЯ  цивилизации, а заимствовали еврейскую доктрину.