21. Напротив Александро-Невской лавры

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Александро-Невская лавра


Теперь они снова жили в своей комнате у Александро-Невской Лавры, и Любочка пошла в школу. Мама получила первый паек на заводе: буханку черного хлеба, килограммовую пачку свежих дрожжей и кулек сахарного песка. Они с жадностью ели хлеб, отламывали дрожжи и макали их в сахар. Как было вкусно! Любочка и сейчас говорит, что дрожжи очень вкусные.

Через несколько дней им выдали карточки.

К началу учебного года они опоздали, и Любочку хотели снова посадить во второй класс. Тем более оказалось, что в Татарии во втором классе таблицу умножения не изучали, и Любочка ее не знала. Все же ее условно приняли в третий. Мама сказала:

– Возьмите ее в третий, а если не справится, оставите на второй год. Любочка быстро наверстала пропущенное, и если во второй четверти учебного года у нее еще были тройки (удовлетворительно), то в третьей и четвертой были только хорошие и отличные оценки (четверки и пятерки).

Хлеб и почти все продукты продавались по карточкам, которые выдавались на месяц. Они разрезались на три декады. В магазины ходили с карточками на одну декаду. За хлебом, по-прежнему, выстраивались очереди. Любочка после школы стояла в этих очередях часами.

– Девочка, давай я тебе выкуплю без очереди, – обратился к ней какой-то подросток.

Любочка машинально протянула ему карточки и деньги. Подросток исчез и больше не появился. Потом десять дней у них не было хлеба. Мама не стала упрекать Любочку. Перебились. Бывало и хуже.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/20/326