3. Моя судьба

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Картина Эрнста Неизвестного "Взорванная голова"


          Если помнить все на свете,
          Ставить все в вину судьбе,
          Мы бы, как в потемках дети,
          Заблудились бы в себе.
                Вадим Шефнер

     Все ли я помню из того, что было в моей жизни? Все ли сохранилось в моей памяти? Наверное, помню не все. Пока я не начинаю писать, не помню. Но стоит мне начать думать о каких-то событиях в прошлом, как из недр памяти выплывает много такого, о чем я, как мне казалось, давно уже забыл, что много лет не вспоминалось, как будто бы этого и не было. Но вот копнул, и вспомнилось. Значит, сохранилось, значит, можно писать, – всплывет.

                Если помнить все на свете,
                Ставить все в вину судьбе, ...

     А я и не сетую на судьбу. Какая есть, – такая есть. И совсем она у меня не плохая. Скорее, наоборот. Я многого «добился» в этой жизни. Я написал слово “добился” сначала без кавычек. Потом подумал – что значит добился? И где это все сейчас? Нету. Значит, сначала добился, а потом все растерял. Растерял? И что теперь на склоне лет у меня есть? Где сейчас все то, чем я жил десятки лет? Чего добивался? В памяти? Все люди в этой жизни идут по одному и тому же пути, – сначала добиваются, а потом теряют. Кто раньше, кто позже. Правда, некоторые только со смертью. Но не все ли равно, когда ...

     И я поставил слово "добился" в кавычки.

     А вот, что написал по этому поводу А.И. Солженицын:

     "Давно замечено, что наша жизнь входит в нашу биографию не равномерно по годам. У каждого человека есть своя особая пора жизни, в которую он себя полнее всего проявил, глубже всего чувствовал и сказался весь себе и другим.

     И что бы потом ни случалось с человеком даже внешне значительного, всё это чаще – только спад или инерция того толчка: мы вспоминаем, упиваемся, на много ладов переигрываем то, что единожды прозвучало в нас.

     Такой порой у иных бывает даже детство – и тогда люди на всю жизнь остаются детьми.

     У других – первая любовь, и именно эти люди распространили миф, что любовь дается только раз.

     Кому пришлась такой порой пора их наибольшего богатства, почета, власти – и они до беззубых десен шамкают нам о своем отошедшем величии".

     Извините за столь большую цитату, но она по теме, и я должен поспорить с классиком.

     Ну, положим, мысли о детстве довольно часто приходят ко мне. Но я думаю, не ко мне одному. И уж точно я не остался в детстве на всю жизнь. Любовь моя первая осталась со мной на всю жизнь, но это не значит, что я буду распространять миф, что любовь дается только один раз.

     А вот дальше у Александра Исаевича лакуна. Он переходит почему-то сразу к богатству, почету и власти, а ведь до этого есть романтическая пора, когда человек, вступая в жизнь, готов на любые подвиги, на самоотверженную работу во благо того, что он считает крайне важным, пусть даже он и ошибается, пусть идея, которой он служит, ошибочна и вздорна. И вот в этой поре многие люди остаются на всю жизнь. Человек отдает все свои силы, поднимается, растет, - у него всё получается, и он счастлив. Но в этот момент его спихивают с вершинки, которой он достиг и на которой смог бы в полной мере проявиться. Совершенно неожиданно для него люди, обладающие неограниченной властью, говорят ему "Хватит! Дальше низ-зя!! и спихивают вниз. Со мной так было не один раз…

      И каждый раз я снова поднимался, а потом опять падал... А потом еще раз…

Эх, раз, ещё раз,
Ещё много-много раз...

     Ради чего поднимался-то? Ради идеи? Но уже доказано самой жизнью, что коммунистическая идея не заслуживала таких жертв, а я, все понимая или не понимая, оставался ее солдатом.

     Мне, в конце концов, удалось отрешиться от этого заблуждения, удалось переосмыслить цели, и я продолжал жить и работать. Но какую цену я заплатил?

     Удастся ли мне рассказать об этой цене? Успею ли рассказать, как и почему удалось мне сохраниться?

     Ну а что касается "наибольшего богатства, почета, власти", я не знаю, что подразумевает много переживший писатель под этим. Что-то из этого было и у меня, но я не хочу на этом заострять внимания, потому что уж точно не буду "шамкать о своем отошедшем величии", хотя бы потому, что у меня никогда не было мании величия. Это я знаю точно.

Продолжение пролога следует: http://www.proza.ru/2012/12/31/208 .