Без прав на Права

Татьяна Постолаки
Когда-то, в советские времена, в последних классах средней школы изучался такой предмет, как "Автомобиль". Коротко и ясно о чём предмет. Естественно, теорию учили за партой, в классе, но были и часы практики. Вот, для этого, надо было выкрасть время у других предметов, так как практика проводилась с каждым учеником индивидуально и тоже во время уроков. Очень многие этим пользовались, чтобы иметь оправдание пропуска других уроков. Каждый ученик сам за себя решал с какого урока ему предпочтительней увильнуть. Потому, к преподавателю "автомобильных секретов" выстраивалась очередь живая каждый день для записи на вождение.

В школе было два автомобиля для таких целей: ВАЗ -(уже не помню какой модели) и ГАЗ-51. Нет, чтобы разделить как положено: девушки чтобы практиковались на ВАЗ-е, а мальчики - на ГАЗ-е! Почему-то поделили по классам. Нашему классу достался ГАЗ-51! Что ж, раз так, пришлось на ГАЗ-е и демонстрировать свои способности и таланты.

Я с малых лет тянулась к технике и к точным наукам, потому с теорией не было никаких проблем! Да и всем остальным нравился предмет. Преподаватель был молодой мужчина, лет 30-35-ти, ещё не забывший свой школьный возраст, потому отношения с учениками были, в какой-то мере, дружеские.

Особенно любили решать тесты по правилам дорожного движения. Так что, большая часть учеников были удостоены по этому предмету оценками "отлично". Я не была исключением, тем более, что для меня это было нормальным состоянием. Вот, только решение с какого урока увильнуть, мне с трудом давалось. Что-то на практику меня совсем не тянуло, не видела в этом необходимости, даже самая малость моей мечты не была связана с вождением автомобиля и, тем более, с ГАЗ-51. Будущее виделось моё совсем в другом амплуа. Но раз надо было курс пройти, с возможностью по окончании сдать экзамен и получить Права к 18 годам, то обязательны были часы вождения, которых должно было быть в конце курса в количестве 32-х.

Первый урок прошел на площадке. Пока только ознакомление произошло со всеми педалями и рычагами, как что открывается-закрывается, под капот заглянули, чтобы потрогать хотя бы, на вид отличить детали и составляющие. Ничего сложного, вроде. Но на этом же не остановились. На следующем уроке надо было уже с места трогаться и... поехать!..

Волнения не передать. Еще бы!.. Руль в руках держать, на педали нажимать, рычаги не перепутать и в то же время замечать знаки дорожные и надписи, если таковые имелись. И самое главное, на дорогу глядеть в оба, особенно, когда ещё какой-то транспорт появлялся навстречу или сзади! У инструктора были и свои педали и он мог и рычагами управлять. Подумала, что и рулём ему не составило бы труда покрутить, при необходимости. Этот факт немного успокаивал.

Инструктор вручил мне ключи и мы сели в кабину. Чувство одолело такое, что хотелось всё кинуть и сбежать куда глаза глядят. Но в то же время понимала, что выбора у меня нет, если не сегодня, то в другой день, но должна.... А раз так, надо собраться и действовать. Провернула ключик и... по-е-ха-ли!.... Выехали со школьного двора и направились к улице, что выводила за город. Такое ощущение было, что это не со мной происходит, как-то механически нажимала на педали. Инструктор все подсказывал какие действия в последовательности я должна произвести. Вроде, получилось! Но радости я никакой не испытывала, будучи в ужасном напряжении и волнении. Всю дорогу я только и думала, когда же придёт момент покинуть эту кабину ужасного ГАЗ-а, который, мне казалось, так тарахтел. Двигались мы на минимально допустимой скорости и потому надо было держаться правой стороны чтобы без проблем нас обгоняли.
 
Первый час вождения обошелся без особых перипетий. Я с такой радостью и с таким облегчением покинула, наконец, кабину! Даже вспоминать не хотелось, что это только начало и ещё предстоит не один раз продемонстрировать свои способности "класс-ного водителя". Для новых попыток мне понадобилось собраться с силами и настроиться как следует. Преподаватель на уроке по теории заметил, что у меня меньше всех часов вождения и надо бы догнать остальных. Так пришлось решиться на второй час вождения. Все происходило в начале, как положено. Осторожно выехали за город. Я как-то старалась более осмысленно переключать, давить, поворачивать, пока.... Пока не появилось на нашем пути стадо коров!..

Стадо это было таким огромным, что казалось, ему конца и края не было. Потому, на моё предложение остановиться и переждать, инструктор ответил, что этот случай укрепит мои навыки вождения во много раз!.. Подбодрил и... то ли мы виляли между коровами, то ли они нас обходили... В общем, мне сразу вспомнилось про то, что в Индии они святые и могут как угодно двигаться и никто не в праве их трогать или хотя бы ругать. В этом состоянии я сильно посочувствовала индусам... В какой-то момент я про инструктора забыла, не слышала и не видела. Мне казалось, что в мире только я в ГАЗ-е и коровы... с телятами...

Когда, наконец-то, все коровы минули без проблем и я осознала, что всё позади и машина в целости и сохранности, на радостях вздохнула и чуть расслабилась. Однако, это было большой моей ошибкой! Мы тут же оказались в кювете!.. Нам повезло, что "кювет" было только название. Мы его переехали и пустились "скакать" по полю....Инструктор схватил руль, так стал им крутить в разные стороны, что казалось руки мои скрутит и оторвёт!.. Так руки и отлетели с руля!.. Как сейчас помню, инструктор потерял дар речи (или я его не слышала?..) от "восторга и восхищения", что я его так "геройски" прокатила!.. Потом я дала ему должное и оценила его выдержку и достоинство: он на меня даже не пикнул, не ругал, не упрекнул даже, а стал мне спокойно втолковывать, какие я ошибки допустила в процессе. Поразительно, как относились тогда преподаватели к ученикам! Вернулись мы к школе, вздохнули облегченно, каждый о своём... Я последовала в класс, а его уже поджидал следующий ученик.

Когда я в очередной раз подходила к инструктору, чтобы запрограммировать свой час вождения, у него аж цвет лица менялся. Но делать нечего, приходилось ему мои всякие выкрутасы выдерживать. Хотя, после того случая не было других более "ярких" поводов для испытания его выдержки, находчивости и смекалки. Да он меня и не направлял больше по тому пути, всегда предлагал другие направления.

Закончился курс обучения и мы готовились к сдаче экзамена на Права. С теорией проблем не было, сдали все на "отлично" и "хорошо". Настал день для сдачи экзамена на вождение. Нас разделили на группы. По человек десять залезали в кузов и по одному проходили в кабину, где сидел Экзаменатор из Дорожной Службы, который и решал, годен или нет каждый из нас быть обладателем драгоценных Прав. Так, по очереди, мы и становились у руля, каждый проедет сколько-то, остановится и следующий занимает место в кабине. У Экзаменатора были и все наши досье по предмету, как теорию сдали, сколько часов вождения и с какой оценкой...

Настал и мой черёд. Я села за руль, ввела ключ в замок зажигания и... только я его прокрутила, как сразу же мотор заглох. Инструктор в это время рассматривал мои данные и вдруг, вытаращил на меня глаза и спокойно велел мне ключ вынуть и ему передать и осторожно выйти из кабины, сопровождая меня словами:
- У Вас же всего восемь часов вождения из тридцати двух! Как же Вы сюда попали?.. Когда будут у Вас тридцать два часа, тогда и придете экзамен сдавать. А пока, Ваше место только в кузове!

Я улыбнулась ему. Совсем не расстроилась. Поняла, почему он так испугался. Мало ли как я бы всех повезла, а он в ответе за жизнь каждого из нас был. Полезла обратно в кузов. Странно, но никто не позволил себе пошутить, съязвить как-то по поводу. То ли все переживали за себя, за свои результаты и им было не до меня. То ли им было понятно, что мне и без Прав неплохо живётся. Но мне до сих пор не понять, почему преподаватель не предупредил заранее, не объяснил, что у меня нет шансов. И не  настаивал, чтобы я провела нужное количество часов вождения. Или он надеялся, что я как-нибудь, да сдам?.. Сомневаюсь, однако... Не хотел меня расстраивать своим решением выделить меня от остальных одноклассников. Предоставил ответственность за решение Экзаменатору.

Так и осталась я без Прав на вождение. И хоть у нас в семье машина имеется беспрерывно с 1985-го года, у меня ни разу не возникло желания сесть за руль. Так и сказала мужу, когда он предложил мною заняться, что я в чужие сани не сажусь и что предпочитаю ездить с личным водителем, т.е. с ним. После того, как рассказала ему о своих уроках по вождению, он больше никогда не предлагал мне рулить. Очень дорожил своей машиной!