Суфийская притча

Лариса Шишкина
Когда-то, в далекие времена, жил одинокий крестьянин.
Всю жизнь он работал не покладая рук... и вот пришла старость.
Стал старик немощным и никому не нужным. Грустно ему стало...
И решил он   пойти за советом к мудрецу.
- Здравствуй, мудрец! Пришел я к тебе с вопросом: всю жизнь ты учил нас
усердно трудиться и молиться. И я всю жизнь трудился в поле не покладая рук и ежедневно молился нашему богу. Спина моя согнулась, а пальцы скрючились от непосильного труда. И что же в итоге? Как был я бедняком, так и умру им. Ничего у меня нет,ни семьи, ни дома.Как же так? Я ведь тебе так верил...
- Ну что ж..., сказал мудрец, приходи ко мне завтра на рассвете и я отвечу на твой вопрос.
На следующее утро старик снова идет к мудрецу... 
- Что сегодня, учитель, ты мне скажешь?
-А то и скажу... Ответь, какой дорогой ты шел ко мне? В обход или через мост?
-Учитель, я сто раз ходил к тебе через мост, а сегодня решил пойти в обход, полюбоваться сосновым бором!
- Вот видишь..., а я еще с ночи на мосту положил для тебя мешок с золотом...
Мораль:
если на роду написано быть бедняком, то хоть кидай тебе под ноги мешок золота - ты все равно обойдешь его стороной.







- Аля, как ты можешь???
....................
-Лора, не возмущайся. Мы должны помогать друг другу.
........................
- Аля, я от тебя такого не ожидала... ты просто дура!
..........................


Мы выходим в холодную, зимнюю ночь. Я всегда провожаю Алю до дома, так как при её скудном семейном бюджете, проехать три остановки на маршрутке приравнивалось к неоправданному мотовству.

Аля-моя приобретенная подруга. А приобрела я её через мою "незабвенную" первую свекровь, которая и познакомила нас в надежде,что божий одуванчик Алефтина подействует на меня благотворно- смирительно. Сама же она считала Алю просто эталоном молодой жены , и при случае всегда говорила :" Вот бы мне такую невесточку"...

Ну, со свекровью мы в конце концов расстались, а вот Аля перешла ко мне по наследству (наверное в компенсацию за скудные алименты её золотого сыночка..), да Бог им судья!

Так вот, может как невестка ,Алечка и была эталоном, т.к. характер имела очень тихий, переходящий в забитый( что конечно удобно в семейной эксплуатации), но главное, что было просто визитной карточкой этой худосочной натуральной блондинки питерского разлива-это её чудовищно гипертрафированное занудство. Алефтина ныла всегда и везде и по любому поводу.
   Бедная Луиза Хей! Она не имела ни единого шанса посеять хоть зерно своих замечательных идей, помогавших в то время тысячам женщин по всему миру, в Алькино заскорузлое, неповоротливое сознание.Маленькая синяя книжечка, подаренная мною Альке, так и осталась пылиться среди другого невостребованного хлама в её убогой однокомнатной хрущевке.

Но и не это было главное! Просто фишкой Алефтининой натуры было её паталогическое неумение заработать даже там,где
деньги просто сами плыли тебе в руки, в карманы, в твой портфель и в холодильник. Вот  кто может поверить, что врач сан-эпидем службы крупного продуктового рынка может быть нищим и голодным?  Не верите? А зря..., потому как этим врачом и была моя Алечка( правда недолго, пока её не выгнали взашей), потому, как и начальство кушать хочет и ждет, когда подчиненные его подкормят...причем регулярно...
Вот так мы и жили. Две одинокие молодые женщины, с маленькими детками и мамами- пенсионерками ,на наших слабых женских руках...
 90-Е были на исходе. Вся страна единым муравейником копошилась на рынках. Каждый зарабатывал кто как и где мог. Кто на бутерброд с икрой, кто просто на хлеб с солью, но голодающих уже не было.

И вот в один промозглый зимний вечер ,видно звезды на небе сложились в какой-то причудливый узор и...
в моей маленькой квартирке, на 9-м этаже раздался звонок.
Проклиная Бенину маму , пришлось вылезать из своего насиженного одеяльно- подушечно логова и бежать к двери. На пороге стояла наша дворничиха- спившаяся молодая девица мужиковатого вида,за её спиной переминался незнакомый мужчинКа с какой-то детской наружностью.
-Лора, это наш новый сосед Евгений Олегович. Ему очень нужен массаж Помогите ему пожалуйста. Он писатель.
Теперь придется немного прояснить и о себе.

   Веришь ли ты,мой дорогой читатель, что всех нас в жизни ведет великая рука ПРОВИДЕНИЯ? Я верю!
Как раз за несколько лет до нашей истории эта самая всемогущая и  волосатая рука привела меня, человека очень далекого от медицины, на массажные курсы . И наверное именно для того, чтоб через какие-то четыре года мы с моей 20-летней соседкой- медсестрой, обслуживали все близ( и не только) лежащие дома - она на предмет всяческих медицинских манипуляций, ну а я по части массажа.            
  Клиентуры было достаточно! Поэтому к хлебу насущному,получаемому от торговли  на рынке днем,присовокуплялся изрядный кусочек масла, зарабатываемый мною еще и вечером- облегчая спинно- шейно-поясничные страдания  платежеспособных страждущих нашего района.

- Он писатель!...
 (???)Наверное в сознании дворничихи это был бетонный аргумент в пользу её нездорового протеже.
Да...,писатель и дворничиха- любопытное сочетание...
- Входите,( пригласила я писателя).... на кухню.
В квартиру мелкими семенящими шажками вкатился мужичок, с фигурой пупса-переростка.
Евгений Царский!- представился субъект , витиевато выкручивая кренделя своими маленькими полуженскими ручками, что должно было означать снятую предо мной широкополую шикарную шляпу!
Мне было холодно и эти "закидоны"меня никак не радовали.

- Давайте по существу. Что будем лечить?
На этот вопрос писатель начал распространяться, что он автор уже 2-х изданных книг и сейчас заканчивает 3-ю...
Стало понятно, что разговор затягивается, Пришлось ставить чайник ...
Примерно через час этого высокопарного монолога картина четко обрисовалась- клиент хочет лечиться "на шару".


Не знаю как у вас, девочки , но по моим многолетним наблюдениям- первое впечатление о человеке- самое верное! Лично у меня всегда так. И оно, это впечатление, тихо, но настойчиво жужжало мне в ухо - гони его к чертовой маме, один гембель с ним наживешь на свою голову!
Но..., как говорится,- любопытство сгубило кошку... Все-же не каждый день писателям спины мнешь! Сговорились на смешной цене. В конце -концов надо же когда-то и карму улучшать добрыми делами!
   Геня( так я стала называть нашего писателя на одесский манер) - очень своеобразная личность...Он не имел ни телевизора , ни радио, чтоб случайно не позаимствовать чужих мыслей и чтоб потом его НЕ ДАЙ БОГ, никто не обвинил в плагиате, впрочем и холодильника у него тоже не было . С детским искренним восторгом он хвастался мне  , что приходя в продуктовый магазин, неизменно представляется одесским известным поэтом , обязательно называя свою царственную фамилию и его обслуживают по высшему разряду (нарезают тонкими ломтиками ровно 150 грамм колбасы на ужин).

О своем творчестве Геня был мнения высочайшего, сравнивая себя не иначе как с Зощенко. Гневно и обвинительно он обличал наше продажное государство в целом и по отдельным его структурам в частности. Все это эмоционально, резко и в стихах (!), привлекая для дополнительной образности и не литературные выражения!
Короче, где-то к середине наших массажно- литературных сеансов я поняла, что у Гени плохо не только со спиной...

Творил Царский преимущественно по ночам, а днем подрабатывал грузчиком на рынке, т.к. образования не имел никакого, кроме школы. Книги же он издавал за  деньги, извлеченные из продажи своей же квартиры, оставленной ему в наследство от мамаши, давно эмигрировавшей на свою  историческую Родину с новым мужем.
 За первую книгу Геня продал свое родовое 3-х комнатное гнездо, поменяв его на 2-х комнатную хрущеву. Соответственно у нас в доме(в однокомнатной) он очутился после выпуска уже второй книги.
  Все тиражи хранились у него дома на самом видном месте и возносили его самолюбие до уровня еще непонятого и неоцененного никем таланта. Количество же книг доходило до потолка! Короче, что сказать?-...не всех война убила!
   Работать с Гениной спиной было непросто. Геня оказался капризным и не переносил даже малейший намек на боль. Зато каждый наш лечебный сеанс непременно сопровождался бесконечными рассуждениями больного о литературе, о смысле жизни, о деградации нашего общества , да и ещё о многих вещах, которые терзали одинокую душу непризнанного писателя. Геня страдал словесной диареей. За три дня он рассказал мне о себе все, что можно и чего нельзя. Оказывается это заплывшее 30 -летнее дарование в свое время удачно совращал старшеклассниц, вешая им на уши то же изделие, что и мне сейчас. Позже он врачевал по какой-то, созданной им же, методе и даже довольно успешно, а еще позже даже гадал. Короче, пока я разминала покалеченную Генину спину , он усердно прорабатывал мои уши...
  Наши лечебные сеансы уже подходили к завершению, а значительного улучшения в состоянии больного так и не наблюдалось. Его молодое ( по паспорту) ,заплывшее жирком и изрядно потрепанное жизнью тело, было плохо приспособлено к физическому труду. Организм требовал капитального ремонта...

  И вот тут черт меня дернул предложить Гене несколько инъекций витаминов, для поддержания общего тонуса. Геня согласился, но пожелал, чтоб уколы в его царственное седалище делала профессиональная медсестра... я вспомнила про Алю!
Как здорово, думала я! Пусть Алька хоть немного подработает и срочно позвонила ей.
Я частенько пилила Альку за ее нереализованную возможность использовать свои медицинские навыки,а проще говоря делать уколы населению. При её мед. образовании она , при желании, могла бы иметь хороший дополнительный заработок к её нищенской зарплате. Пусть, подумала я , Геня будет первым её клиентом..., а там... лиха беда- начало!


На следующий день Аля приступила к "работе". Она приходила к пациенту после меня. На мой вопрос об оплате её труда, Аля уклончиво ответила,что на булку с изюмом  хватит. Ладно, решила я, пусть хоть булками ребенка побалует ...

После всех процедур я провожала Алю домой . Иногда у меня был еще клиент на массаж, тогда Аля ждала меня и мы шли вдоль оживленного шоссе три остановки до её дома и болтали, болтали.. обо всем и ни о чем .Я чувствовала, что я нужна этой слабой женщине и радовалась, что хоть чем-то смогла ей помочь.
  И вот настал последний массаж , к моему величайшему облегчению! Я жду Алю когда она всадит в ж-пу нашему общему клиенту последний витаминный коктейль, чтоб неизменно пройтись с ней перед сном. Алефтина явно задерживалась...      
   Зная Генины таланты заарканить человека в свой словесный блуд,я решила вернуться в его покои вызволить беспомощную  подругу.
 Звоню. За дверью непонятное мычание... На мой громкий призыв дверь открывается и что я вижу....Геня набив рот до неприличия прямо таки давится сдобной булкой ...!!!???

Немая сцена... Я застываю в ужасе! Последнее время я замечала у Али в её полупрозрачном пакете сдобные булочки. Еще мелькнула мысль, что зря она заранее покупает их. На обратном пути нам как раз встречаются несколько будок с ароматной выпечкой... Но мысль мелькнула и ушла. И вот теперь я поняла, для кого эти булки предназначались!!!

- Аля, как ты можешь???Ты пожертвовала ребенком ради кого???Ради чужого коз.. мужика...

- Лора, не возмущайся, мы должны помогать друг другу! У Евгения никого больше нет.Он порядочный человек и сейчас он бедный и больной.Я не могла брать с него деньги...

Аля, я от тебя такого не ожидала! Он продаст сейчас свою квартиру и  просто выкинет тысячи долларов в помойку, чтоб издать очередной свой никому не нужный литературный бред! А о его" порядочности" говорит то, что зная с моих слов , твое материальное положение -он имел совесть нагло жрать твои булки...ты...ты просто дура!

Вот такая вот история...

  В очень скором времени наш нездоровый гений продал свою квартиру и съехал в неизвестном направлении.
Аля еще долго ждала, что он объявится или позвонит. Он и вправду объявился почти год спустя . В своей черной засаленной  шляпе, куцой потертой курточке и ботинках на платформе он выглядел комично,но усердно держал лицо.
  Поедая восьмой бутерброд на моей кухне , он поведал мне, что издал свою 3-ю книгу ( экземпляр которой он конечно же принес мне в дар). Прописан он теперь в небольшом ПГТ,в 30 км от Одессы, в общаге. Но пристроился в каком-то Жеке в центре города, где подживает у дворничихи. Что ж, дворничихи , судя по всему- это его формат!
Об Альке он даже не вспомнил.
  Алефтина же спустя несколько лет спонтанно вышла замуж за американца.
Заграничный рай оказался маленьким двухэтажным домиком, предусмотрительно купленным ее возлюбленным на имя своих детей, в 40 минутах езды до ближайшего супермаркета. На первом этаже хозяин разместил курятник с козлятником.На втором-три комнатенки,все проходные.
За 10 лет жизни в этом раю Аля так и не смогла найти себе работу.Мужа-пенсионера давно сократили с завода и теперь они живут только на его небольшую пенсию . Сын получил образование и уехал работать в другой город. Алька по прежнему ноет, что государство ей ДОЛЖНО... На  сегодняшний день отношения с мужем  окончательно испортились и Алька ждет  удобного момента  переехать жить к своему сыну и сесть  уже на его шею  пожизненно,и теперь уже вместе со своей мамой.
  Свекруха моя до сих пор жива. Не имея объекта для выражения своего вечного недовольства, она переключилась на  любимого сыночка, которому теперь и делает вынос мозга регулярно.  Дай Боже ей здоровья до ста лет!!!

  Ну а я? Я тоже не нашла заветного мешочка. На моей дорожке были рассыпаны лишь немного золотых монеток из того  мешка и я годами старательно собирала их все до одной. Уже давно я рассталась со своей холодной однокомнатной квартиркой на 9-м этаже,поменяв её на двушку в старом фонде. Выучила сына и даже купила ему его первую (б/ушную) машину.

Теперь бы неплохо устроить и личную жизнь, но... чувствую, что здесь история с "золотым мешочком" повторяется...

lora shishkina.