Ветераны. Владимир Заславский

Страница Памяти Великой Войны
Прошла Война. Зажили раны.
Настали мирные года.
Уходят наши ветераны.
И вот беда-то! Навсегда!

На днях зашёл ко мне в гости мой друг - ветеран Великой Отечественной Войны, бывший лётчик-истребитель, Николай Соломин, совершивший за всю войну 364 боевых вылета и сбивший шестнадцать вражеских самолётов.  Мы разговорились. Как всегда, вспомнили далёкие военные годы, помянули погибших и, конечно же, ветеранов, которых уже нет среди нас.
- Скажи, Сергей, - обратился он – как ты думаешь, почему нашу молодёжь совершенно не интересуют события тех военных лет. Вот иногда, когда я пытаюсь что-то рассказать своим внукам, то ловлю себя на мысли, что им это неинтересно. Слушают как-то вполуха. Так обидно иногда бывает. Ведь наше поколение скоро уйдёт. И такое впечатление, что о нас вообще забудут. Вряд ли станут рассказывать детям, а тем более внукам, о боевом прошлом своих дедов и прадедов. Почему?

-Ты знаешь, Коля, я ведь долго искал ответ на этот вопрос. И как ни странно, нашёл. Вот давай вспомним нашу довоенную молодость. Много мы тогда знали о подвигах наших отцов и дедов в Первой Мировой Войне? Не знаю как тебе, а мне о деде и прадеде, родители ничего не рассказывали. Говорили, что дед погиб на Первой Мировой. И всё. В художественных произведениях об этой войне тоже мало что найдёшь.

На слуху были лишь легендарные личности Чапаев, Будённый, Щорс, Брусилов,… да и то, первые трое, в основном по Гражданской войне. А из числа простых офицеров, а тем более солдат, я, например, не помню ни одного имени. Никаких памятников и мемориалов им не строили. И мы ведь жили и не вдумывались в причину такой несправедливости по отношению к целому поколению. А ларчик просто открывался. Война та шла под знаменем "За Царя и Отечество". Разве могла Советская власть позволить ветеранам той войны озвучить такой лозунг? Конечно, нет. Вот и сделали так, чтобы народ забыл про ту войну. А длилась она между прочим те же четыре года что и Великая Отечественная.   

Теперь вернёмся к ней. Под каким лозунгом воевал народ? – "За Родину! За Сталина!" Родина-то была – Советская. А эти два слова "Советский" и  "Сталин" – стали в сегодняшней России именами нарицательными. Поэтому, я не удивляюсь, что внуки твои слушают о Великой Отечественной Войне вполуха. Ты не обижайся на них за это. Такова "се ля ви" как говорят французы. А в странах Балтии уже давно нет праздника "День Победы," потому что правительства этих стран хотят чтобы народ поскорее забыл за какую власть воевали их отцы и деды.

Вот такая встреча произошла у меня с другом накануне Дня Победы.