Головная боль

Виктор Зейский
    Хочу рассказать о головной боли, которая является профессиональной болезнью преподавателей (про других мне просто не известно). Как она называется, я толком не знаю, но предполагаю, что - МИГРЕНЬ. Именно так мне называли её люди, к которым я обращался за помощью в надежде укротить её, окаянную. Кроме предполагаемого наименования болезни, больше ничего существенного я о ней не услышал. Как оказалось - и медицина о ней тоже имеет слишком туманное представление. А если честно, то - никакого, даже туманного, ибо их рекомендации по её лечению практически оказывались бесполезны.
    Сейчас об этой непонятной головной боли я говорю в прошедшем времени, так как испытал её на себе последний раз ещё сорок лет назад. С тех пор она, эта непонятная головная болячка, больше не напоминала о себе ни разу! Я сказал "непонятная", имея в виду кого угодно, но только не себя: я - то, как раз, понял, от чего она возникает, и, следовательно, успешно от неё избавился, совершенно не прибегая к химии.
    Итак, я, после окончания университета, по воле случая, оказался институтским преподавателем. Еще будучи студентом, я не предполагал о такой чести, и потому учился особо не напрягаясь: опытные люди говорили, что окунувшись в производственную деятельность, придётся забыть всё, чему учили нас в "Альма матер", и учиться придётся заново, но теперь уже на рабочем месте (забегая вперёд, могу подтвердить сей вывод). <
    Но я оказался в институте, а значит, некие предметы я должен знать досконально. Пришлось навёрстывать упущенное, а на это уходит много времени сидения за столом.
    Сначала я жил в коммунальной квартире с двумя соседями. Одна пожилая соседка, работала в школе учителем, и часто, особенно по ночам, громко стонала, явно - от боли. Я однажды поинтересовался, и она обречённо поведала мне, что уже лет двадцать мучают невыносимые головные боли. Перепробовала всё, что рекомендовали ей врачи или другие знатоки этой болезни, но так ничего радикального не нашла. И мне предрекла такую же участь.
    Через четыре года я получил двухкомнатную квартиру в новом доме, построенном специально для преподавателей института (к тому времени у меня уже были жена и дочь). Соседкой через стенку оказалась молодая преподаватель, моя коллега. И она тоже, как оказалось, страдала этой же непонятной головной болью, о чём я догадался, слыша её и стоны, и крики.
    Я предположил, что эта боль "привилегия" женщин", и меня она никоим образом не коснётся, тем более что я спортсмен (метание копья) и даже неоднократный чемпион города в этом виде.
    Когда появился первый звоночек в виде не сильной головной боли, я не придал ему значения: ну мало ли от чего может болеть слегка голова? Короче, боль стала появляться примерно раз в месяц и с каждым разом всё сильнее. Потом она стала появляться раза два в месяц и уже пришлось иногда просить заведующую учебной частью находить мне подмену, ибо был не в кондиции, испытывая головную боль. Ни кричать, ни даже стонать, как это делают женщины, я не мог, но и готовиться к занятиям тоже был не в состоянии.
    Мучился я так года два, причём, периодичность возникновения боли дошла до двух раз в неделю.
    Я заметил две особенности этой боли. Во-первых, она длится полусутки: если начинается вечером, то к утру исчезнет, и я, хотя и не выспавшись, могу пойти на занятия. Если начинается утром, то всё: на работу идти не смогу и надо просить подмену; только к вечеру она утихнет и к занятиям придётся готовиться ночью. Вторая особенность этой боли: при запрокидывании головы назад боль, как бы, откатывается назад, в затылочную часть и слегка ослабевает; но это ненадолго: на минутку - другую.
    Исходной точкой, от которой я начал свои рассуждения - это положение головы, сидящего за столом человека, во время многочасовой подготовки, то есть, чтения спецлитературы и написания конспектов лекций. Голова слишком долго находится в положении, близком к горизонтальному, и давление на лобную часть мозга в течение многих часов выше, чем, если бы она, голова, находилась в вертикальном положении - это очевидно (дальнейшие рассуждения я опускаю, ибо, не являясь специалистом, несомненно, стану объектом их критики). Вывод: необходимо обеспечить голове вертикальное положение во время работы.
    Поразмыслил я над этой проблемой и в итоге пришёл к некоему заключению, следствием которого стало некое сооружение: симбиоз кресла (с деревянными подлокотниками) и мольберта (если бы кресло имело классические мягкие подлокотники, то "сооружение" имело бы другую конструкцию).
    Это "сооружение" позволило мне сидеть в кресле, прижавшись спиной к спинке кресла, имея перед собой почти вертикально расположенную доску, на которой укреплял тетрадь. Позже мне представилась возможность приобрести чертёжный кульман - приспособился и к нему.
    Боль сразу не исчезла, но стала уменьшаться, а время между приступами стало увеличиваться.
    В итоге, через полгода я подошёл к тому уровню, к той интенсивности болезни, с которой всё началось года два назад, то есть, заметная, но не докучавшая мне боль, с неопределённой периодичностью. Вскоре я забыл о той боли, и она до сих пор тоже не вспоминает обо мне, тьфу, тьфу, тьфу... Пришлось отказаться от долгого лежания на животе (я любил так спать, читать, загорать); перешёл на спину - отрицательные последствия не обнаружились.
    Исходя из указанного постулата, каждый, кто решится на борьбу с этой профессиональной болезнью, может сам придумать спецконструкцию, исходя из своих возможностей и смекалки.
    Возможно, специалисты сочтут мои рассуждения не профессиональными, но важно, что они привели к нужному результату.
    Хочу сразу предупредить, что работать за вертикально расположенным "столом" неудобно, но страх перед болью заставил смириться с этим недостатком, а потом и не замечать его. Чтобы тетрадь держалась на вертикальной доске, я прижимал её  обыкновенными широкими бельевыми (или портняжными?) резинками.
    Вот ознакомил я вас со своим методом лечения некой головной боли (твёрдо уверен, что я не единственная её жертва) и закралось в моё сознание, некое сомнение, вызванное одним воспоминанием. А вспомнил я вот о чём. Из института я уволился и ушёл на завод, обменяв свою двухкомнатную квартиру на трёхкомнатную совершенно без доплаты (были же времена!) и тоже в новом доме. Через какое-то время появились ... клопы. Целых два года я безуспешно с ними боролся с помощью "Дихлофоса"
    Но однажды приехала ко мне в гости моя мать и сразу же вывела их. Как? Мне показалось тогда - оригинально: она смазала места обитания клопов рыбьим жиром (предварительно я ликвидировал их своим способом), что-то, при этом, нашептывая. С тех пор мы их в нашей квартире никогда не видели.
    Я с энтузиазмом, при каждом подходящем случае, стал пропагандировать этот способ борьбы с домашними кровососами, пока однажды, при попытке очередного рекламирования, не был осажен одной из предыдущих жертв моей рекламы. Она, с заметным раздражением, резко сказала мне: "Да бросьте, … я сделала, как вы рекомендовали и всё впустую". Я был сконфужен и с тех пор, памятуя о таком разном исходе одной и той же кампании на разных объектах, я больше никогда не делился ни с кем своими знаниями по выведению клопов.
    Этот случай с клопами научил меня осторожности, и я допускаю, что, избавивший меня от головной боли способ, может не сработать для другого человека. Но кому-то должен помочь? Предполагаю, что к подобного рода головной боли склонны не все, как не все склонны к раку. Поэтому, если кто-то скажет: "Фигня всё это - я (или мама), всю жизнь так работала и ничегошиньки"!, я отвечу: "Радуйтесь - Вам повезло"!
    Хочу, чтобы меня правильно поняли те люди, для кого, изложенное мною здесь, не является новостью: я не претендую на исключительность и вполне допускаю, что кто-то тоже своим умом дошёл до такого способа укрощения непонятной (а возможно, уже и понятной?) головной боли, но в силу каких-то обстоятельств не может (или не желает) обнародовать свой опыт.
P.S. Уже 10 лет работаю за компьютером - головной боли нет. Значит, положение головы при работе на ПК вполне номинальное.