Кладезь народной мудрости

Яольга
Поколения людей не перестают обращаться к русским сказкам и находят в них мудрость народа в виде символов и закодированной информации. Образ жизни, обычаи, вековая культура, отношения в семье, связь поколений, в них есть все.
Ребенок, слушающий бабушкин ласковый голос, сидящий тихо, как мышка, на самом деле в это время учится любить, учится отношению между мужчиной и женщиной, учится гордиться своим происхождением. Он учится жизни.
Итак, сказка «Царевна – лягушка».
«Жили – были» - слова, с которых начинается почти каждая сказка, похожи на описание целой жизни, на рассказ об эволюции мира и творца, жизни вашей души. Чудесное буквосочетание «ли – ли» очень благозвучно для русского человека. Разве мы не умиляемся, слыша, как гуЛИт младенец? На языке ребенка это вполне реальное обращение к маме. Она в свою очередь наклоняется к своему малышу и отвечает ему: «Гу – ли – ли». Это не просто набор звуков, это общение. Они прекрасно понимают друг друга. Ребенок повторяет движения матери и у него выражение лица делается такое же, как у мамы.
«Было у царя три сына». О, это магическое число три! В Китае считалось, что «тройка» - это энергия ян, т.е. мужская. Символ святости, законченности, гармонии, устойчивости, самодостаточности, адаптивности. Триада – единство трех лиц. Если в молодой семье рождается первенец, она приобретает устойчивость. Они не просто мальчик и девочка, они молодая семья.
Стрела. «Вышли братья на широкий двор и выпустили свои стрелы». У славян пустить стрелу в небо – это колдовское занятие, это гадание. Но ведь царь – отец этого и добивался от своих сыновей. Стрела -  это еще и мужской символ целеустремленности и упорства. Он хотел, чтобы сыновья испытали судьбу и выбрали жен для продолжения царского рода. Пусть они совершат мужской обрядовый поступок. «У старшего сына стрела упала на боярский двор, да в боярский терем». Все правильно. В государстве совершенно необходим правящий класс, составляющий элиту общества. Бояре да дворяне. «У среднего брата – на купеческий двор, да в купеческий терем». Полноценная власть опирается на деловых людей, купцов – предпринимателей. Ну, кто же откажется от таких сватов?  Но для царя, оказывается, не достаточно иметь таких полезных родственников. Он хочет привнести в свой род, в свое царство – государство духовное начало.
Третий сын. Такая доля выпадает последнему сыну. Третий мальчик по – своему уникален. Почти во всех русских сказках он – дурак. Слово «дурак» имеет слог «ра», что означает «солнце». Древние люди поклонялись богу Солнца, «Ара — Ра» жАРкому и ЯРкому. ДуРАк – это человек, живущий по РАзуму, идущий к солнцу, то есть к Богу. Ученые определяют ум, как интеллект, как тактику мышления. Но есть разум, который кроме этого предполагает еще и интуицию, и составляет стратегию мышления. Иван – дурак прекрасно владеет интуицией. Он хорошо знает, что и когда нужно делать, чтобы достичь цели.
В нашем случае последний сын – Иван – царевич. Иван долго искал свою стрелу, одержимый идеей завершить свое гадание и обрести жену. А в результате обрел духовную составляющую для всего царского рода.
Лягушка. Спросите любую девочку: «Хочешь ли ты быть Царевной – лягушкой»? И она ответит: «Только Царевной»! А ведь в Древней Греции лягушка была символом женщины, женской плодовитости, символом жизни в самых ярких ее проявлениях, символом очищения. Считалось, что лягушка помогает роженицам. Иногда ее изображение имели шаманы на своих бубнах. Когда она превращается из головастика в лягушку, то проходит своего рода круг эволюции живого существа, по сути, круг эволюции природы. Вот что такое лягушка. Она трудяга и умница.
«Умеют ли ваши жены»? Своеобразный мини экзамен устроил царь – отец, старейшина рода своим невесткам. Но ведь в славянских семьях так и было. Старики смотрели не на красоту девушек, входящих в семью, а на их общее развитие, на их добродетели. Старшие невестки явно проигрывали страшненькой серенькой лягушечке.
Она скинула лягушечью кожу и на время превратилась в невероятную красавицу. Женщина, собираясь на званый вечер с мужем, сильно преображается. Она удивительно раскрыла свою душу в танце. Все собравшиеся не могли налюбоваться пластичным очарованием движений. Перечитайте еще раз сцену на царском пиру, и вы согласитесь.
Возвратившись домой, женщина планировала погрузиться в трудовые будни и снова стать лягушкой.
Иван - царевич. Однако, Иван  - царевич рассудил по - своему. Он не захотел, чтобы его жена сняла с себя красивые наряды и продолжала работать над собой. Он надеялся на вечный праздник. Иван – царевич сжег лягушечью кожу потому, что хотел невозможного. Он хотел изменить свою жену в один миг. Ему не нравился ее внешний вид, он был не готов полюбить ее такой. Это заблуждение о том, что один человек может изменить другого очень живуче. Такое убеждение имеют духовно незрелые люди. Иваны – царевичи не могут разглядеть позитива в своих половинах, и рискуют потерять их навсегда. Такие мужчины  создают проблемы в быту для себя и близких, и нуждаются в мудром руководстве.
Старый дедушка. Наши предки представляли бога в виде старого человека с длинной седой бородой и длинными седыми волосами, их еще называли космы. Через эти космы он связан с космосом. Стариков очень уважали, считали основоположниками рода. Дед, деус, значит свет. Помните, в старославянской азбуке Д – добро, Е – есмь, есть. «Я есть добро». Иными словами Иван – царевич встретил Бога, и он указал юноше путь.
Баба – яга. Ни один сказочный лес не обходится без этого персонажа. В последнее время выдвигают много версий о происхождении слова, но у нас имеется своя.
Славянские племена боялись набегов татар – кочевников, среди которых особой жестокостью выделялся отряд под предводительством женщины. Она скакала на лошади, владела оружием наравне с мужчинами. Отряд под руководством такой бабы уводил славян в рабский плен, т.е. в иго. Мы предполагаем, что ее прозвище было «баба – иго». А современное  «баба – яга» сложилось гораздо позже. Народная молва поместила ее в разряд злых волшебниц. У нее, как известно, костяная нога (наказание от ее рода за невыполнение своего предназначения), горб (сексуальная неудовлетворенность). Ее избушка «на курьих ножках». Иными словами, она превратилась в «нелюдь» и ее душа в сплошной ужас. Однако, у Бабы – яги все – таки женская натура, и она смягчилась от комплиментов Ивана. Практически во всех русских – народных сказках Баба – яга «сдает» Кощея, припомнив ему старые обиды. Злопамятная.
Дремучий лес. Видит наш герой Кощеев дуб. «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл». Свалить такой дуб, казалось, не возможно. Но семейное древо Кощея было не крепким, и хозяин тайги выдернул его легко.
Медведь – существо сильное, бесстрашное, любящее жизнь. В Сибири есть поверье, что душа людей – шаманов оборачивалась медведем. Он, как лунное божество, спущенное с небес на землю для помощи людям.
Заяц – у славян символизирует похоть, любвеобильность, готовую перейти в половую распущенность. Помните, «плодятся, как кролики». Заяц имеет ведьмовскую кошачью природу. Так же, как и черный кот перебегает дорогу и водится с нечистой силой. Заяц заманивает охотника в лес, путает следы и приводит человека к лешему.
Утка - самая безмозглая птица на всем дворе. Жирная и прожорливая, всегда бессмысленно крякает. Сразу приходит на ум «птичье общество», которое описал Г.Х. Андерсен. Буква «У» является чуть ли ни самой несчастливой в алфавите. С нее начинаются многие  отрицательные слова: убежать, украсть, умереть, ужас.
Щука – символизирует обращение к праЩУрам, к предкам. Чтобы набираться мудрости и учиться на чужих ошибках.
Кощей – это мужчина, имеющий большие недостатки в жизни. Причем эти проблемы ни какие–то древние, а самые современные. Судите сами. Жизнь Кощея зависит от иглы.
Игла – очень противоречивый символ. Суть в том, что игла может быть оберегом от зла и самим злом. Все зависит от того, чем ее наполнить. Существует мнение, что в народном выражении «Куда иголочка, туда и ниточка», «иголочка» это мужчина. А мы предположим наоборот, «иголочка» это женщина. Куда она направит мужа, в руках у которого «ниточка», нить жизни, таково и будет жизненное полотно семьи и рода. Жизнь Кощея зависит от иглы, иными словами от женщины, в нашем случае от Василисы. Но ведь у Кощея есть только одна игла, а нить бытия он утратил. Значит, вышивать полотно жизни нечем. Его ведет красивая и умная Василиса, а он так и не стал настоящим мужчиной. Его имя означает «кости», у него нет души, и своему роду он не несет ничего.
«Сказка ложь, да в ней намек…» или что получится, если правильно истолковать все символы в сказке? Предлагаем рассуждать вместе.
Для того чтобы человек превратился из Кощея в настоящего мужчину, ему нужно умерить свою страсть к деньгам (ларец), отпустить похоть (заяц), избавиться от глупости и чревоугодия (утка), обратиться за помощью к предкам (щука). Нужно наполнить свою иглу, т.е. свою женщину добром, нужно заставить ее поверить в его хорошие намерения и не терять нить жизни. Нельзя забывать, что его обитель находится в тонкой скорлупе яйца, крохотной копии мироздания и вселенной. Конечно, такой хрупкий мир нужно охранять, «как зеницу ока». Кощей может стать мужчиной только в одном случае. Если он захочет сам. Никто его не сможет заставить это сделать. Даже Василиса.
Если мужчина молод, смел и отважен (узнаете? — Конечно, Иван – царевич) он должен стать главой семьи, рода и всего царства – государства, полученного в наследство от старого царя. Ему нужно пройти испытания и посадить с собой на трон женщину, которая будет превозносить род. Ему нужны все его подвиги даже не для Василисы, а для него самого. Такой тип мужчины, как Иван – царевич слишком прост и инфантилен. Он сам себе выдумывает препятствия в жизни и сам же их преодолевает, проявляя при этом смекалку, бесстрашие и широту души. А ведь если хорошо подумать, то можно было обойтись и без подвигов. Бедному Иванушке явно нужно повзрослеть. Однако, он не идет против рода, он женится на лягушке, т.е. на духовном начале, преодолев гордыню. Он стойко переносит насмешки братьев и в результате оказывается первым. Такому мужчине нужно научиться за внешней мишурой, видеть душу своих близких, своей жены. Полюбить ее в образе лягушки, и тогда она сама скинет шкуру и превратится в красавицу. Ничто так не украшает женщину, как любовь и внимание. Не следует применять никакого насилия, ее не нужно заставлять. Она сделает это сама.
А что же для женщин? Не жить ради красоты внешней, красота и молодость проходят, но остается духовность. Нужно помнить, что красота зависит от восприятия окружающих, и, в общем, от моды. 90 – 60 – 90 хотите? Нет? И правильно! Женщине не следует бояться лягушечьей кожи. «Ну что он в ней нашел? Ведь не на что глянуть! Лягушка – лягушкой!» - злой шепот завистниц слышен через века. Василиса в одном случае Прекрасная, в другом – Премудрая, но это один персонаж. Она хорошая хозяйка, хорошая жена, умеет отлично ладить с мужем. Именно она достойна продолжить царский род.
И уже совершенно недопустима потеря женственности и превращение в Бабу – ягу. Это означает смерть женщины, как личности.
Дорогие читатели! Согласны ли вы со мной? Пишите. Поспорим!
Паула.