Ежик и боцманская смекалка

Лев Ефремов
      

         С одной стороны, вроде нет ничего общего у боцмана с ежом, а с другой…
Живет в Керчи в своем домике с садом капитан. Вышел на пенсию, наслаждается заслуженным отдыхом. Дети  живут и работают в других городах. В доме с ним только жена и черный кот.  Кота шестнадцать лет назад во время стоянки судна в Италии  принесли на борт матросы. Кот за  время рейса прижился в каюте капитана, стал своим. При смене капитанов, вновь прибыв-
ший капитан, заявил:
        - Вы мне тут никаких котов не оставляйте. Я их терпеть не могу.
        Пришлось забирать кота с собой. Так и живет он у капитана уже шестнадцать лет, почти член семьи. Умный, все понимает, только  человеческим языком не говорит.
       За время работы, да и возраст дает себя знать, накопились у капитана всевозможные болячки. Проблемы с сосудами, с суставами и т.д. Во время очередного лечения  суставов в больнице №2, в перерыве между процедурами, гуляет он по больничному саду и видит – перед ним на дорогу выбегает маленький ежонок, сантиметров 10 – 12 длиной, и садится на дороге. По этой дороге иногда проезжают автомашины и могут ежа задавить. Берет капитан ежа и относит в траву. Еж из травы опять бежит на дорогу. Капитан опять относит его в траву, еж опять вылезает на дорогу. И так несколько раз. 
        - Вот появилась еще одна забота. Что с ним делать? Ведь задавит его машина.  Думает капитан, и решил забрать его к себе в сад.
        Принес его домой. Жена беспокоится, как бы его коты не сожрали. Помимо своего, в сад еще чужие коты наведываются.
        Сделали ему домик из коробки, в коробке проделали маленький лаз,
чтобы коты не смогли забраться. Начали кормить молоком из блюдечка и кошачьим кормом на дощечке. На ночь тоже оставляли перед его домиком молоко и корм. Утром блюдечко и дощечка были пустыми. Кто съел? Еж или коты – не понять.

        Сидят днем в саду за столом капитан с женой, обедают. Кот Василий сидит на крыльце и ждет, может и ему что-нибудь перепадет. Хвост с крыльца свесил  и от волнения им виляет. Ежик под столом бегает и вдруг подбегает к крыльцу, подпрыгивает и хватает зубами кота за хвост. Василий не ожидал от ежа такой наглости, подпрыгнул, зашипел и отошел подальше от этого нахала. В дальнейшем стал обходить ежа стороной. Жене капитана стало понятно, что за ежа можно не беспокоиться. Несмотря на маленький рост он и крупному врагу может дать  отпор. Капитан же вспомнил случай, который  произошел во время стоянки его судна  в Александрии/Египет/, когда он еще не был капитаном.
        Летом 1975 года дизельэлектроход «Ангаргэс» выгружал генеральный груз в порту Александрия. Отношения между СССР и Египтом начали ухудшаться и это сказывалось на взаимоотношениях экипажа судна с местным населением, в частности с грузчиками, которые выгружали груз с судна. Грузчики тащили с судна все, что под руку попадалось. Свинчивали бронзовые пробки с мерительных трубок на палубе, гайки с пожарных шлангов, резали канаты и т.д. Местные умельцы из бронзы делали «золотые» изделия, из нержавейки – «серебряные». Все у них шло в дело.
       Стоит на палубе грузчик, с тобой разговаривает, а сам в это время пяткой пробку выворачивает. Все палубное имущество числится за старпомом, но тот по акту все передает боцману. И получается, что имущество тащут у боцмана, с него, естественно, и спрос. Пытался боцман бороться с воришками криком, угрозами, один раз даже схватил за грудки и замахнулся для удара. Такой шум грузчики подняли, пригрозили боцмана прирезать, а воровать продолжили. Думал боцман, думал, как же с ними бороться и придумал. Выручила, как всегда, боцманская смекалка. Не всякого опытного матроса назначают на должность боцмана. И вот, что он придумал.
       Рейсы у судна длинные, несколько месяцев вдали от родных берегов.Большинство членов экипажа судна, кроме старшего комсостава, составляет молодежь. В свободное от работ и вахт время моряки любят заниматься спортом. Кто в настольный теннис играет, кто с гирями занимается. На шлюпочной палубе сделали деревянный помост для занятия гирями. Там же в
ящике хранились гири, гантели. Причем двухпудовые гири и пудовые имели одинаковый размер и даже покрашены были в один цвет – боцман и красил.
      Утренняя смена грузчиков начинала  работу в 0800. До начала смены боцман вынес и поставил перед судовой надстройкой на палубу две двухпудовые гири, а сам вместе с вахтенным штурманом наблюдал за последующей ситуацией из рулевой рубки.
      Понимается на борт смена грузчиков, проходят мимо гирь и один из грузчиков решил попробовать поднять гирю, а может решил проверить.Нельзя ли ее украсть? Еле оторвал от палубы, другой попробовал поднять,третий. Поднять поднимают, но видят, что очень тяжелая. Спустились в трюм, начали выгрузку судна.
      Боцман, увидев, что грузчиков на палубе нет, убирает двухпудовые гири в судовую надстройку и на их место ставит однопудовые гири.
      Вылезают грузчики из трюма, идут на обед, боцман перед ними берет обе гири,
поднимается палубой выше и на их глазах начинает играть этими гирями. То их подкинет и поймает, то берет обе в одну руку и выжимает, то левой рукой, то правой. Грузчики все это видят, между собой энергично обсуждают, подкрепляя слова жестами.
      После их ухода боцман опять меняет гири. Ставит на палубу двухпудовые. Грузчики возвращаются с обеда, опять пробуют поднимать гири, убеждаются, что они тяжелые. Авторитет боцмана у грузчиков сразу же поднялся.Перестали воровать, начали с ним разговаривать с уважением.
      И люди и животные понимают, что, если не хватает физических сил для поднятия авторитета перед врагом, то на помощь  приходит смекалка.