1940 год, Париж, Франция

Любовь Кирсанова
http://www.proza.ru/2013/08/16/346

В оккупированной немцами Франции, люди внимательно и с волнением следили за событиями в далёком Сталинграде.
Когда битва закончилась полным разгромом фашистов, они ликовали, обнимались и поздравляли друг друга. Среди них были венгерские антифашисты Миклош Ковач и его жена Ирэн.

                *****
               
В мае 1940-го года, оказавшись во Франции, они не предполагали, что надолго задержатся в этой стране. Начиналось всё, как в сказке. Молодые, красивые, влюблённые Ирэн и Миклош были счастливы и полны надежд.

Франция, в которую они приехали сразу после свадьбы, встретила их гостеприимно - доброжелательные, улыбающиеся французы, цветущие каштаны, тёплый воздух, наполненный ароматом многочисленных цветов. Сказка закончилось очень быстро, так как через несколько дней началась война.

10-го мая 1940 года немцы перешли границу Голландии и Бельгии и в краткие сроки захватили их, разбив при этом пришедшие на помощь французские войска и Британский экспедиционный корпус. Затем немецкие войска пересекли бельгийско-французскую границу.

- Ирэн, пора уезжать, - сказал Миклош и, стараясь быть спокойным, добавил:
- Нам необходимо пойти в специальное бюро, где выдают пропуска иностранцам.

Когда Миклош и Ирэн добрались до бюро, оказалось, что таких, как они - огромное количество. Человек пятьсот, не меньше, чуть ли не с дракой пытались добраться до ополоумевшей от натиска огромного количества людей девицы в окошке. Пропуск им удалось получить только через несколько дней.

Поезда ходили без расписания, везде были огромные толпы людей. Прошёл слух, что легче уехать из соседнего маленького городка, до которого можно добраться на попутных машинах.

Ирэн со страхом смотрела на эти огромные толпы измученных людей:
- Миклош, дорогой, давай никуда не поедем.
- Нет, Ирэн, поедем на попутной машине, а потом на поезде, не волнуйся, всё будет хорошо, - ответил Миклош уверенным голосом, хотя в душе сомневался.

Несколько машин выехали из Парижа на Орлеанское шоссе, но потом жандармы направили всех на объездную дорогу.
Там Ирэн и Миклош увидели бесконечную вереницу грязных машин, тяжелых повозок, грузовиков, набитых чумазыми от пыли, изможденными людьми.

Сотни людей шли пешком, многие с детьми на плечах. Оказалось, что это беженцы из Голландии и  Бельгии. Они были в пути уже несколько дней. А ещё было немало солдат, пробивавшихся в одиночку или по двое-трое, - пыльных, усталых, голодных...

Ирэн смотрела на всё это с ужасом и ещё раз попросила мужа:
- Дорогой, давай никуда не поедем.
Миклош молчал, он вспоминал 1936 год, Мадрид, Испанию и понимал, что обязан уберечь Ирэн от войны.

Однако всё решилось само собой - поезда уже не ходили. Ирэн и Миклош остались во Франции.

(Фото из интернета. Парад немецких войск на Елисейских полях в Париже)

http://www.proza.ru/2014/01/13/458