Истории из Евпатории - 9. Поступок чистюли

Полковник Андрей Сапронов
    Город – это всегда торговля. Собственно, города всегда и возникали на перекрестках торговых путей. Но есть вещи поважнее прибыли. В южном городе, например, самое главное не торговля, а чистота. Она гарантирует безопасную  санитарно - эпидемиологическую обстановку. Особенно это важно летом. Когда жара и большое скопление людей. А то будет, как с Древним Римом, который сначала утонул в нечистотах, а потом вымер во вспыхнувшей от этого эпидемии после того, как император Тит Флавий Веспасиан  ввел плату за пользование общественными туалетами. Поучительная история. Весьма актуальная во все времена для городов Юга. Хотя чистота, гигиена и санитария безусловно важны во всех местах компактного проживания людей. Но на Юге – особенно.
    В Евпатории в целом санитарно-гигиеническая обстановка под контролем. Городские службы справляются. Хотя ясно, что летом – в наплыв отдыхающих – количество производимого мусора, который в жару требуется незамедлительно вывозить, резко возрастает. Урны на бойких местах переполнены уже с утра и таковыми остаются до глубокой ночи, но мусорные контейнеры, всегда расположенные на достаточном расстоянии от жилых строений, бесперебойно опустошают мусоровозы, оснащенные подъемными механизмами,
     В замечательной развивающей детской книжке о транспорте, которую я купил сынишке здесь, в Евпатории, мусоровозы, подметальные, поливальные и снегоуборочные машины описаны в главе с опять – таки замечательным названием: Машины – чистюли. Очень правильное и понятное детишкам название. Вызывает позитивное отношение к прозаичной технике городского хозяйства.  После изучения этой книжки мой двухлетний сын, завидев на улице мусоровоз, непременно уважительно говорит, показывая на него пальцем: Чистюля!
    Однажды утром, двигаясь по своему привычному маршруту, водитель одной из «чистюль»  подъехал к перекрестку в месте, где улица Шевченко пересекает безымянный проезд. Перекресток расположен довольно близко к пляжам, то есть лежит на пути многочисленных курортников и поэтому как сам перекресток, так и прилегающие к нему участки улицы Шевченко и безымянного проезда кишат торговыми точками. Одна палатка расположена на газоне буквально впритык к перекрестку. В палатке полки и вертикальные подставки буквально ломятся от товара – всевозможных сувениров, пляжных принадлежностей, детских игрушек и т.п. Но больше всего в этой палатки меховых и фетровых изделий. Товар, прямо скажем, не летний. Видимо, берут плохо.
      Продавщица этой палатки решила, наверное, «показать товар лицом» и выставила большой стеллаж с овечьими шкурами прямо на проезжей части перед палаткой.  Тут - то к перекрестку и подъехал мусоровоз – чистюля.
    Однако вписаться в поворот при таком препятствии внушительных габаритов чистюля никак не мог. Водитель остановился в метре перед «меховым» стеллажом, высунулся из окошка кабины и вежливо попросил продавщицу освободить проезд. Но та и ухом не повела.
    Выдержке водителя чистюли можно было позавидовать. Надо полагать, что труд этого человека не из самых легких. Как и зарплата – не самая высокая. В торговле, наверняка заработки побольше. Но он, видимо, предан своему делу. Ведь город должен быть чистым.
Водитель заглушил мотор, вылез из кабины, подошел к сидящей на стуле продавщице и стал ей терпеливо объяснять, что он едет по установленному маршруту в соответствии с графиком и не может произвольно менять ни то, ни другое. Ему необходимо проехать через перекресток.    
    Выслушав его, продавщица лениво отмахнулась: Еще чего! Ничего убирать не буду, раньше нужно было за мусором ехать!
    Водитель чистюли буквально опешил от такой наглости и недоуменно спросил нахалку - торговку: А как же мне проехать?
    Та подчеркнуто презрительно смерила «мусорщика» взглядом и процедила: А как хочешь, так и проезжай – твое дело!
    Водитель понял, что разговаривать с этой торговкой о необходимости поддерживать чистоту в городе бесполезно. Для нее ведь прибыль превыше всего. Он постоял минутку в раздумье, что-то взвешивая, затем решительно махнул рукой, надвинул поглубже кепку, как перед атакой и направился к кабине. Лицо его стало суровым, а взгляд жестким. Сев за руль чистюли,  он завел мотор.
    Мусоровоз с места рванул в поворот и снес стеллаж с мехами как танк вражескую баррикаду. Проехав прямо по ажурной этажерке и разлетевшимся с нее шкурам, чистюля прибавил газу, победно просигналил и понесся наверстывать график – ведь город должен быть чистым!
    Мой двухлетний сынишка, внимательно наблюдавший всю эту сцену, восторженно смотрел ему вслед, пока он не скрылся из виду. Затем показал пальцем в ту сторону, куда умчался мусоровоз и  уважительно произнес: Чистюля!

Евпатория 18.08.13