Рыбный день

Павел Черкашин
Шестого июня из глубокого утреннего сна Александра беспощадно вырвал звонок служебного мобильника.
– Михайловский, – сиплым спросонья голосом представился он, нажав на кнопку ответа и мельком бросив взгляд на часы: шесть ноль пять.
– Александр Андреевич, это дежурный Сочнев.
– Слушаю вас.
– Начальник управления срочно вызывает. Собирайтесь.
– Принял. А что стряслось?
– Товарищ майор, мне ещё пятерых с постели подрывать! Некогда разъяснять. На месте всё узнаете. Машина за вами уже выехала. Отбой.
– Отбой, – машинально повторил Александр коротким гудкам телефона и взглянул за окно. Летнее солнце уже набирало силы для предстоящего долгого дня, но город ещё спал.


Почти тремя часами ранее на другом конце города над экраном ноутбука навис, перечитывая только что набранный текст, главный редактор независимого информационного агентства «Чебак.fm» Тарас Печёнкин. Зевнув от недосыпа, он, наконец, удовлетворённо откинулся в кресле, осклабился и с хищным предвкушением потёр ладони. Глаза блогера так и блестели чертовщинкой.
– Вот это будет бомба! Настоящая инфо-бомба! – злорадно пробормотал он и тут же принялся мечтательно прогнозировать вал посещений, кипение комментариев и неудержимый рост рейтинга своего электронного ресурса.
Дело оставалось за малым. Главред кликнул мышкой и перешёл на сайт информационного агентства.
«ЧЕБАК.FM. ПЛАВАЕМ ШУСТРО» – поприветствовала его главная страница портала с эмблемой в виде силуэта рыбы, отдалённо оправдывающего своё название. Переключившись в меню администратора, Печёнкин скопировал материал, отметил необходимые теги-приманки, выждал, пока 03:59 в углу сменилось на 04:00 и нажал на кнопку «Публиковать».


К половине седьмого утра в приёмной начальника Главного управления МЧС России по области Виктора Непылаева собрались все заместители и начальники самостоятельных отделов.
– Ну что, все в сборе? – уточнил, выглянув из кабинета руководителя, первый заместитель начальника.
– Все, – ответил за коллег начальник управления кадров.
– Начальника пресс-службы не вижу.
– Я тоже здесь, – подтвердил Михайловский, выглянув из-за внушительной фигуры начальника управления госпожнадзора.
– Хорошо. Заходим.
Пока офицеры деловито рассаживались по местам, Виктор Константинович торопливо докурил и затушил сигарету и без предисловий обратился к начальнику пресс-службы.
– Александр Андреевич, всё ли в порядке в информационном поле региона по нашей епархии?
– Судя по всему уже нет, товарищ полковник, – после секундного замешательства нашёлся с ответом Михайловский.
– Верно. Уже нет. Но «судя по всему» причины вам ещё не известны. Как и большинству присутствующих, – начальник Главного управления пытливо обвёл офицеров взглядом. – Что ж, это легко исправить. Прочтите вот это, – и Виктор Константинович передал подчинённым небольшую стопку листов с распечатанным текстом под кричащим заголовком:

6 июня, 04:00
ДНИ ГОРОДА СОЧТЕНЫ!
СУДЬБА АТЛАНТИДЫ ВНОВЬ ПОВТОРЯЕТСЯ!
КОМУ НА РУКУ ЗАГОВОР МОЛЧАНИЯ? – угольно зияли буквы.
Все непроизвольно углубились в чтение.


Распечатка с рыбовидным логотипом сообщала:
«Из проверенных, но пожелавших остаться анонимными, источников независимому информационному агентству «Чебак.fm» стало известно, что вся область находится на грани геологической катастрофы. Активное, прогрессирующее выкачивание из недр минеральной воды привело к образованию громадных пустот.
По компетентному мнению геологоразведчиков, коллапс неизбежен! Идёт масштабное проседание пластов земли. Увы, сейчас это не всегда удаётся вовремя отследить, так как в разгаре паводок и значительные территории залиты талыми водами. Но и на незатопленных участках уже имеются случаи провалов грунта на глубину до 100-150 метров. Местные жители в панике, главы муниципальных образований в растерянности и в шоке.
Буквально вчера вечером житель деревни Ивановка провалился вместе с телегой и лошадью в образовавшуюся под ним пустоту. Чрезвычайное происшествие произошло на глазах у ошеломлённых соседей. Докричаться до односельчанина так и не смогли.
Учёные прогнозируют неблагоприятное развитие ситуации в ближайшие дни вплоть до землетрясений. Угроза возникла и для областного центра. Необходима срочная эвакуация населения и культурных ценностей. Напрашивается резонный вопрос: почему молчит и бездействует региональное управление МЧС?
Ответ на поверхности – нет правительственной отмашки. Областные власти как воды в рот набрали. Хотя своих родных и близких они уже заблаговременно вывезли несколькими чартерными рейсами. Наблюдательные жители городской окраины не могли не заметить, как четыре дня назад поздним вечером вне всякого расписания из аэропорта вылетели с минутным интервалом семь авиалайнеров.
Мы попробовали обратиться за комментарием в пресс-службу губернатора, но, к сожалению, кроме вежливого голоса автоответчика, ничего вразумительного не услышали.
Тем временем на федеральных трассах километровые пробки. Автообозы с горожанами пытаются выбраться из местной апокалиптической кухни в сторону ближайших гор.
Ситуация настолько напряжённая, что даже мародёры опасаются тратить драгоценное для спасения жизни время на грабёж опустевших квартир. Более сотни жителей города настолько близко, как личную трагедию, восприняли известие о надвигающейся геокатастрофе, что их пришлось срочно госпитализировать в кардиологический центр с острым сердечным приступом.
Не повторит ли завтра областной центр судьбу Атлантиды и Китеж-града?..
Мы будем следить за развитием событий.

Служба новостей Чебак.fm.»


– Бред какой-то! – первым нарушил тишину начальник управления гражданской защиты населения.
И сразу как прорвало:
– Точно – бред!
– Во! Сивой кобылы!
– Совсем журналисты с катушек съехали!
– Полная дурь!
– Может, это шутка такая?
– Хороша шутка!
– Издевательство, а не шутка!
– А вы что думаете, Михайловский? – прервал бурные восклицания замов Непылаев.
– Это газетная утка, Виктор Константинович.
– Как газетная? Это же в Интернете размещено. Сайт «Чебак эф эм» какой-то.
– Суть та же, товарищ полковник. Преднамеренно ложная информация под соусом кажущегося правдоподобия. К тому же известно, что чем больше и невероятнее соврёшь, тем вероятнее и больше поверят.
Начальник юридического отдела при этих словах коротко хохотнул и согласно закивал.
– Так-то оно так… – задумчиво произнёс Непылаев и следом возмущённо добавил:
– Но уж так-то зачем? Нагло!.. Мужика ещё какого-то из Ивановки вместе с лошадью и соседями приплели, мародёров до кучи.
– А зачем в Сеть новые вирусы то и дело запускают? – парировал Михайловский. – Так и тут. Какая-то корысть, видимо, есть.
– Ясно, – резюмировал начальник. – И что же это за «чебак» такой воду мутит? Кто там, в агентстве этом независимом у руля, известно?
– Известно. Тарас Печёнкин. Блогер. Но у нас он для освещения деятельности МЧС не аккредитован.
– Почему?
– Независим. И неблагонадёжен. Даже среди своих.
– Яа-а-сно, – выразительно протянул Виктор Константинович и с тоскливой нотой в голосе в рифму добавил:
– А теперь Печёнкин с утра сидит в печёнках.
– И нас в молчаливом бездействии обвиняет, – поддакнул первый зам.
– Какие будут соображения по сложившейся ситуации? – обратился глава управления ко всем присутствующим. – Через два-три часа эта утка запросто может превратиться в бомбу. Так что думаем быстро.
Спустя несколько минут мозгового штурма алгоритм действий на возможные варианты развития событий был выстроен. Непылаев раздал необходимые указания и распустил участников экстренной планёрки. Попросил задержаться только Михайловского.


– Расскажи-ка мне, Андреич, об этом сайте и его чебаководе, – в доверительной беседе с глазу на глаз начальник перешёл на «ты». – Чего нам можно ожидать? А то государственный праздник на носу, а нам тотальную эвакуацию тут пророчат.
– Да что особо говорить… Редактору я оценку уже дал, и далеко не одинок в таком мнении. А сам сайт новый, только завоёвывает ещё медиа-поле и своих посетителей. И тут, как говорится, все средства хороши. Скорее всего, и у нынешней утки ноги именно отсюда растут.
– Как считаешь, много на эту утку клюнет?
– Прочитают, вероятно, многие. Уж больно заголовок «вкусный». А выльется ли это в панику – это сложно просчитать. Статейка, конечно, абсурдная, но… – развёл руками Михайловский. – Сейчас многое от нашей оперативности зависит. Пока рабочий день не наступил.
– Что ж, действуй. И держи меня в курсе.
– Есть! Кстати, во второй половине дня будьте готовы к пресс-конференции. На всякий случай.
– Добро.
– Разрешите идти?
– Иди.


Оказавшись в своём кабинете Александр первым делом включил компьютер, зашёл на «Чебак.fm» и скопировал статью на рабочий стол. Затем набрал мобильный номер директора новостного отдела областной телерадиокомпании.
– Женя, привет!
– Привет!
– Не разбудил?
– Бреюсь уже.
– Ты ведь Печёнкина знаешь?
– Ха! Лучше б не знать! Попортил он мне кровушки и нервов.
Далее Александр кратко, но красочно рассказал о новом опусе рыбного главреда и чем это всё потенциально грозит.
– Вот барбос! – ругнулся в трубку излюбленным словечком Евгений. – Ничего, мы ему не позволим нас из родного города выселить!
– Ясное дело! Слушай, Жень, ты как-то раз обмолвился, что у тебя младший брат в программах лихо шарит, так?
– Сёмка? Ха! Растёт, хакер! Только в восьмой перешёл, а по примочкам разным ас просто! И ведь никто не учил барбоса.
– У меня тут одна идея с его участием нарисовалась.
– Заинтриговал.
– Ты, давай, поторопись на работу, а я сейчас пресс-релиз руководству в резерв накатаю и к вам в телекомпанию подъеду.
– Лады. До встречи.


– Ну, что за идея, дружище? – пожимая в приветствии руку, нетерпеливо спросил Евгений подъехавшего Александра. – Как чебачьего барбоса прищучить собираешься?
– Чем героически бороться с грядущими последствиями, разумнее ликвидировать проблему в зачатке, так?
– Так.
– Идея у меня, по сути, проста, но без твоего юного компьютерного гения нам не обойтись.
– Это я усёк. Рассказывай дальше, не томи!
– Ты печёнковский меморандум апокалипсиса уже прочитал?
– Ну.
– Цепляет?
– Sapienti sat.
– А если кто-нибудь не очень sapienti?
– Хм, мда… А идея-то твоя всё же в чём?
– Надо, Жень, кожуру обманного правдоподобия с материала счистить. В шутку всё обернуть.
– Это хорошо бы. Но как?
– Сёма поможет. Я уверен.
– Кажется, я уже догадываюсь. – расплылся в заговорщицкой улыбке Евгений. – Ему это только позволь! Сейчас звякну этому чудо-барбосу, чтобы не убежал куда-нибудь из дому.
– Давай.
– Да, кстати, – вспомнил после предупредительного звонка брату Евгений, – я эту крякающую портянку коллегам на ознакомление по электронке скинул с инструкцией по полному игнору темы.
– Думаешь, надо было?
– А как же. А чего ты испугался?
– А вдруг, наоборот, сдетонирует?
– Не-е, тут без вариантов. Во-первых, все наши ведущие СМИ-шники одним разом в теме будут. Отпадёт дух соревновательности в её освещении. Во-вторых, массовой рассылкой я предотвратил прямой заход на сайт-первоисточник, а значит, кастрировал Печёнкину рейтинг посещаемости. Ну и, в-третьих, таким способом я подстраховал нас на тот случай, если этот вероломный барбос догадался запулить ребятам аналогичную рассылку, только наоборот: с каким-нибудь аппетитным анонсом-наживкой и адресом ссылки на страницу своего чешуйчатого детища.
– Ладно. Почти успокоил. Ну что, поехали?
– Поехали.


Тринадцатилетний каникуляр встретил визитёров с серьёзным видом. По всему чувствовалось, что паренёк цену своим способностям знает. Выслушав задумку Александра, он деловито отправил гостей на кухню пить чай, чтобы не стояли над душой.
– А ты, брат, точно справишься? – с некоторой опаской в голосе поинтересовался Евгений. – Не подведёшь под монастырь?
– Жека, я тебя умоляю! – комично воскликнул Сёмка, театральным жестом воздев руки. – Я же в любом случае демо-версию вам сперва покажу.
– Понял. Уже ретируемся.
Каких-то полчаса спустя Сёмка крикнул из комнаты ожидающим заказчикам:
– Готово!
Александр и Евгений буквально прильнули к монитору. Перед их глазами как и прежде чернел знакомый заголовок. Чернел и не пропадал.
– И что?.. – обескураженно выдохнули оба. – В чём подвох?
– А вы крутаните мышкой на конец статьи, – подсказал хакер-самоучка довольным голосом.
Текст до последнего абзаца легко убежал вверх.
– Алле-оп! – подобно цирковому дрессировщику громко воскликнул Сёмка.
И в тот же момент из финальной точки статьи с хихиканьем выросла цветная мультяшная рыбка (чебак чебаком!) с клоунским колпаком на макушке. Она презабавно махнула хвостиком и смешно раскрыла рот, из которого выдулся пузырь с незамысловатым текстом внутри: «Вот и сказочке конец! Прочитавшим – леденец!»
Взрыв хохота потряс комнату!
– Да ты у меня, братец, ещё и поэт! – выдавил сквозь смех Евгений.
– По-моему, самое то! – весело кивнул Александр. – Утка-бомба обезврежена!
– Пока ещё нет, – остудил радостный пыл Сёмка. – Это «демка». Но раз всех всё устраивает, то я хоть сейчас готов запустить нашу дружелюбную рыбку на вражескую территорию.
– Здорово! – восхищённо покачал головой Александр, но тут же встревожился. – А вдруг рыбку нашу удалить смогут? Противник-то у нас тоже не дурак.
– Это вряд ли, – с удовлетворением протянул Сёмка. – Он до пенсии мой пароль отгадывать будет.
– Ну, ты голова! А какой пароль-то?
Сёмка хитро стрельнул глазами на Александра:
– Столицы Мадагаскара и Гондураса. Причём набранные слитно русскими буквами в английской раскладке. Двадцать четыре знака. Не хухры-мухры!
– Не хило. Тут ЦРУ и то бы вспотело сто раз.
– Так я что? Запускаю?
– Запускай!


Ближе к одиннадцати дня Александр вернулся в Главное управление и постучался к начальнику.
– Разрешите?
– А, Михайловский. Проходи. Что-то ни слуху, ни духу от тебя. А у меня тут телефоны звонят-надрываются.
– Странно. А кто звонит? Зачем надрывается? – в шутку прикинулся непонимающим Александр, сохраняя при этом вполне серьёзный вид.
– Замы звонят. Все же на ушах стоят, к худшему готовятся. Что тут странного, по-твоему?
– Так ведь всё худшее позади, Виктор Константинович. Я уже всё уладил. Армагеддон отменяется.
Полковник долгим немигающим взглядом уставился на своего пресс-атташе.
– Не понял, майор. Если это шутка, то неудачная.
– Вы на «Чебак.fm» давно заходили?
– Всё шутишь? И не думал уходить.
– И ничего не заметили? – интригующе улыбнулся Михайловский.
– Нет, – начальник непонимающе перевёл взгляд на экран и посмотрел более пристально. – А что я в этом безобразии ещё должен заметить?
– Хм… Ах, да! Вы же наверняка не перезапускали страницу. Обновите её.
Непылаев кликнул мышкой, бегло скользнул утомлённым взглядом по пресловутым абзацам и… брови его неудержимо взлетели вверх, а губы непроизвольно вытянулись в трубочку изумления. Под раздавшееся из динамиков заразительное хихиканье он шумно выдохнул, откинулся в кресле, буквально расцвёл и, наконец, дал волю смеху.
– Крррасиво сработано! – наконец смог выговорить он. – Кра-си-во. Значит, Армагеддон отменяется, говоришь?
– Отменяется, товарищ полковник. Пресс-конференция, кстати, тоже. За ненадобностью.
– Слава Богу! – ещё улыбаясь, но с заметной усталостью в голосе ответил Виктор Константинович, растирая большими пальцами рук седые виски. – И так с утра вымотался вконец. Даже какой сегодня день не помню.
– Четверг.
– Да, верно. Рыбный день.
– Что?
– Четверг – рыбный день, говорю.
– В смысле?
– Ах, ну да, ты, наверно, и не помнишь… В советское время на многих предприятиях общепита традиция такая была: по четвергам всегда рыбный день устраивали. Все блюда готовили из рыбы.
– Точно. Припоминаю. Смутно, правда. А я подумал сначала, что вы нашу эпопею так окрестили.
– Какую?
– Сегодняшнюю. С «Чебаком.fm» и мультяшной рыбкой.
– Мда, вот совпаденьице… Ладно, иди, спаситель города. Родина тебя не забудет. А мне ещё отбой по службам объявить надо, пока телефон окончательно не расплавился.


В эти же самые минуты в своей квартире очнулся ото сна Печёнкин. Сгорая от любопытства, он мгновенно вскочил с дивана и в одних трусах сразу метнулся к компьютеру.
– Давай! Давай! Давай! – торопил он безучастную шкалу загрузки, нервно барабаня пальцами по столешнице. С таким же успехом главред независимого информагентства мог бы поторапливать движение луны по ночному небу. Наконец техника соблаговолила допустить человека к работе.
– Так-так-так… Уже восемьдесят четыре читателя. Нормалёк! Процесс пошёл. То ли ещё будет! – алчно забормотал он, взглянув на строку статистики посещений материала в углу экрана. – Чудненько! А что там у нас с комментариями?
Печёнкин прокрутил мышкой текст и с вытаращенными глазами остолбенел. Ещё один, эксклюзивный только для администратора сайта, сюрприз от Сёмки дождался своего звёздного часа.
Из финальной точки статьи под зловещий скрежет звуковых колонок вырос на всю высоту экрана ядовито-зелёный анимационный монстр Халк. На рельефном обнажённом торсе громилы красовалась крупная татуировка-надпись «НЕ БАЛУЙ, ПАДЛА!», а пудовый кулак недвусмысленно грозил в сторону оцепеневшего у монитора «аффтара».
– Что за хрень! – возмущённо и растерянно смог проронить Печёнкин после затянувшейся немой сцены и машинально навёл курсор на супергероя. Кликнул.
В ту же секунду Халк взбугрил до предела мускулы, рот на его свирепом лице ещё больше оскалился и сквозь стиснутые зубы, с хищным рыком в динамиках, поверх текста выдавился прозрачный пузырь с многообещающей гневной репликой: «Ещё раз кликнешь по мне – обнулю всю статистику!»
Печёнкин затравленно взвыл.


Вернувшись на рабочее место, Александр поглядел на часы. Приближалось время обеда. Желудок, словно подтверждая это, продолжительно заурчал.
– Где бы мне сегодня перекусить? – спросил он вслух самого себя. Поперебирал в памяти ближайшие забегаловки и кисло поморщился. Не то, всё не то… И вдруг встрепенулся, вынул мобильник, нашёл нужный номер и нажал кнопку вызова:
– Жень, в ресторан мне компанию не составишь?.. Ну и что «дороговато», я думаю, мы с тобой это сегодня стопудово заслужили!.. Что я буду? Рыбу. Сёмгу… Почему-почему – четверг сегодня, рыбный день… Ну всё, замётано! Через полчаса жду в «Шульце». Отбой.


9–11 июня 2013 года
Ханты-Мансийск


Рисунки Александры Шестаковой