Жук да комар Как научить малыша говорить

Заряна Нина Некрасовы
(Отрывок их этой книги)

Малыши, постагающие азы родной речи, часто путают звуки, например, Ж и З.
Назойливые замечания и поправки воспринимают как передразнивание, и вряд ли такой расклад понравится малышу. Потренироваться и даже исправить речевые ошибки без назиданий и приставаний помогут игры, подобные этой.
 
Самый простой вариант – «превращаетесь» в насекомых.

                Совет: Перед тем, как начать игру
1) Поговорите с ребёнком о том, как жужжит жук («жжжж») и пищит комар («зззззз»). Пожужжите и попищите.
2) Договоритесь, что «мы с тобой  - маленькие комарики. Полетели! (ззззззззз). «Мы с тобой – два жука. Полетели! (жжжжжж) и «полетайте» по комнате.
3) Когда разница будет усвоена (а нужный звук получаться), усложните игру: «Ты будешь комариком, я буду жуком». Летаете и «звучите» вы – жуку, он - комары соответственно. Потом поменяйтесь ролями.
4) Объясните своему малышу, почему звуки/слова произносить надо правильно и не ошибаться. Вот вам проста сказка – для речевой тренировки.

СКАЗКА
                ЖУК ДО КОМАР
Жили – были жук и комар.
Встретились они на лесной полянке. Жук говорит:
- Надоело мне летать и громко жужжать, хочу как ты, комар, говорить тоненько, тихо.
- А мне, - говорит комар, - пищать да звенеть надоело. Давай поменяемся.
И поменялись: комар научился жужжать (как, покажи!), а жук – звенеть, как комарик.
(Предложите ребёнку это изобразить).

 Прилетел комар к своему домику, говорит:
- Жжжж, пустите меня!
А другие комары ему отвечают:
- Нет, не пустим, ты, жук, большой, в нашем домике не поместишься.
Так и не пустили комара, полетел он на лесную полянку обратно.

Прилетел, смотрит: сидит на поляне жук, лапки поджал, крылышки спрятал.
- Ты чего, жук, такой грустный? - спрашивает комарик.
- А то, - отвечает жук, - что другие жуки надо мной смеются: «Ты не жук, - говорят, - ты пищишь, как комарик, вот и лети к комарам на болото».

Задумались жук и комар: «Что же нам делать?».
(Как ты думаешь, малыш, что делать комару и жуку?).

Думали они, думали и придумали! «Давай,- говорят, - обратно меняться».
Поменялись обратно.
(Как, малыш, они поменялись? Как жук жужжит-разговаривает? Как разговаривает комарик?).

- Как хорошо, - сказали они, - разговаривать правильно!
- До свиданья, комар!
- До свидания, жук!
 Помахали друг другу лапками и радостно полетели, жук – к своим жукам, комарик –  к комарикам.

                ***
Сказки, подобные этой, вы легко сможете придумать и сами.
А мы (для вашего удобства) перечислим правила  хорошей сказки - игры
Чтоб тренировки такие - «театральные» сказки - нравились малышу -
\/  Играйте недолго (5-15 минут). Заканчивайте игру до того, как малыш потерял к ней интерес (если интерес держится дольше, конечно, можно ещё поиграть).
\/ Начинайте с простых сюжетов и постепенно расширяйте свой театральный репертуар
\/ Поручайте такую роль малышу, с которой он сможет справиться. (Если, например, не получается у него звук «р» - сначала надо его освоить, и только потом «превращаться» в собачку, которая громко рычит). То же самое – с новенькими словами.
\/ Малыши любят повторы – воспользуйтесь этим. Смело играйте в одну и ту же сказку столько раз, сколько захочется ребенку.
\/ Детям нравятся сказочки с продолжением. Значит, вы можете привычную сказку продолжать и усложнять по мере необходимости.
\/ Устраивайте представления для старших членов семьи (со зрителями и аплодисментами!): это вдохновит детку на новые подвиги, речевые и театральные.
               ***
Задать вопрос или узнать о книге у автора - http://nina-zaryana.livejournal.com/ (писать в комментарии или в личное сообщение)