Невыдуманные судьбы Лидии Мотря

Виктор Панько
 НЕВЫДУМАННЫЕ СУДЬБЫ ЛИДИИ МОТРЯ

                1.МЫ СИЛЬНЫ ЛЮБОВЬЮ

    Лидия Константиновна Мотря начала писать стихи  в годы юности, будучи учащейся Рышканской средней школы №1, когда посещала там литературный кружок. В них она пыталась выразить своё отношение к людям и к миру, и в этом ей помогали впечатлительная душа и прекрасная зрительная память.
   Затем последовали десятилетия накопления жизненного опыта, осмысление его. Причём, опыта не только личного, собственного, но и многих, многих других людей, судьбы которых оставили свои следы в её памяти.
   Перед её глазами за тридцать с лишним лет работы в Рышканском суде, и, особенно, в районном Бюро записей актов гражданского состояния, прошли сотни и тысячи самых разных людей с их судьбами, радостями и горестями. И наступил момент, когда сердце и память подсказали ей, что она должна вернуться к своим увлечениям литературным творчеством и начать писать, и, в первую очередь, привести в порядок свои записи разных лет.
   Первые же страницы её прозы, посвященные воспоминаниям о матери, Вере Брашовяну, не могут оставить читателя безразличным. Я подготовил их для публикации в альманахе «Наши Роднички» и давал их читать нескольким людям, в том числе имеющим литературный опыт. Мало кто из них мог сдержать слёзы, вызванные нахлынувшими эмоциями.
   И вот настала пора представить читателю первую книгу Лидии Константиновны. Конечно, с точки зрения устоявшихся стереотипов и канонов она покажется необычной. Тут есть и проза, и стихи, причём стихи на двух языках. Одни из них - более удачны, другие – не столь совершенны, но и те, и другие, на мой взгляд, - интересны.
   Интересны по той простой причине, что раскрывают мысли и чувства много пережившего и перечувствовавшего человека. А, если подумать, то жизнь каждого из нас и есть большой многотомный роман. Только  одни из нас могут изложить его на бумаге или на компьютере, а другие сделать это не догадываются. Лидия Мотря почувствовала необходимость и потребность быть среди первых, оставить эти свои размышления в письменном виде, на память людям. И даже если круг этих людей будет не столь большим, как хотелось бы, разве это так важно?
    Конечно, читатель сам сможет  иметь своё мнение о том или ином произведении, помещённом в этом небольшом сборнике. Но для того, чтобы это мнение было объективным, хотелось бы, чтобы об авторе знали как можно больше. Поэтому мы поместили в конце книги в виде приложения мой невыдуманный рассказ о семье Мотря, опубликованный ранее в журнале «Наше Поколение».

          2.ЛИДИЯ ДАРИТ МИРУ ДОБРО

        Вторая книга Лидии Константиновны Мотря «Невыдуманные судьбы» целиком посвящена воспоминаниям. Она написана исключительно прозой и только на одном языке (в отличие от первой, куда были включены, кроме прозы. также и стихотворения разных лет на румынском и русском языках). Эти воспоминания основаны на реальных фактах и событиях происшедших на протяжении многих лет в судьбе автора, её семьи, ёе ближайшего и более отдалённого окружения.
     В современной русскоязычной литературе Республики Молдова происходят творческие процессы, характерные для мировой литературы, и отношение к мемуарным, очерковым и документальным книгам – неоднозначное.
     Одни писатели считают такие произведения  несколько отдалёнными от «истинной» художественной литературы. Они мотивируют эту свою точку зрения тем, что специфика жанра не обязательно  предполагает использование в мемуарах всего арсенала средств литературно-художественного выражения. Кроме того, мемуарист связан по рукам и ногам обязанностями быть точным, максимально реалистичным, и не имеет возможности, как в «настоящей художественной» литературе отвлекаться на разного рода фантазии, подобно Свифту, Гоголю или Достоевскому. И поэтому, считают они, если в произведениях этих жанров и проскальзывает что-либо «литературное», то это все зависит только от личных способностей к творчеству самого писателя, от его стиля.
        Другие литераторы, даже соглашаясь с мнениями первых, придают очерковым жанрам в литературе очень большое значение.
Позволю себе процитировать выдержку из обзорной статьи члена Союза писателей России, главного редактора журнала «Наше Поколение» Георгия Александровича Каюрова «Очерк сегодня», помещённой в хрестоматии современной русской литературы для филологических факультетов и лицеев, изданной в Кишинёве в 2012 году.
      Он на странице 345 пишет: 
     «Поддерживая очерковое направление в современном литературном процессе, мы закладываем мощную основу в национальную литературу, закладываем её традиции. Авторы-очеркисты становятся модераторами литературных направлений для создания исконно народной литературы…. …Именно очерковая литература способна ставить смелые эксперименты, выдвигать новые формы, новое содержание и касаться тех тем, которые в традиционной литературе считаются табуированными. Очерковое направление способно показать связь литературы и народной жизни во всей широте охвата и тематическом многообразии. Именно посредством очеркового жанра можно заложить основы и традиции в литературу».
      Лидия Мотря не является профессиональным писателем и никогда не собиралась им стать. Склонность к литературному творчеству дремала в её душе многие годы и десятилетия, ярко проявившаяся когда-то давно, ещё в школьные годы, но впавшая тогда, не имея на то достаточных и необходимых условий роста, в глубокий транс.
      Но её подсознание не дремало и все эти годы в нём шло накопление мыслей и обострение чувств. Её ум и сердце стали напоминать собой огромную губку или мощный пылесос, впитывающие в себя всё человеческое и всё человечное.
А вот тут-то все окружающие условия были на её стороне: она всегда была в самой гуще событий, в самом водовороте людских непростых, а во многих случаях трагичных,  судеб. Работая судебным исполнителем, народным заседателем районного суда, затем 30 лет – инспектором районного бюро актов гражданского состояния, сколько увидела она людей, со сколькими переговорила, скольким дала советы!? Никто теперь точную цифру не назовёт, и никто этого не знает. Но очень многие знают, из тех людей, кто с нею знаком, что безразличной к чужим судьбам за все эти годы она не была никогда.
     Подсознание, кроме того, подсказало ей вести время от времени дневниковые записи и остановило её, когда она собиралась их уничтожить при выходе на пенсию за, как ей казалось, ненадобностью..
    В результате – появилась её первая книга «Мы сильны любовью». В ней она поместила воспоминания о своей матери – Вере Брашовяну, умершей при родах в 25-летнем возрасте, и о своих переживаниях, а также стихи разных лет на разные темы.
Вот, что пишет, ознакомившись с этой книгой, жительница города Рышкань С.Осипова:
     «Я с большим интересом прочитала стихи и прозу «Мы сильны любовью» Лидии Мотря. Её произведение затрагивает до глубины души, и его невозможно читать без слёз, ведь оно очищает душу. Автор делится с читателем своим нелёгким жизненным опытом. Жизненный путь Лидии Константиновны можно назвать героизмом. Чувствуется: это – необычный человек, переживший многое и не сломавшийся при различных обстоятельствах жизни. Но, несмотря ни на что, автор дарит любовь, сердечность, душевность, благородство своим близким и читателям.
    Думаю, у Лидии Мотря будет много почитателей её литературного таланта, и они с нетерпением будут ждать её произведений.
     Я желаю Лидии Константиновне успехов в литературном творчестве, множества произведений, которых так не хватает в наше сложное время, ведь в них автор вкладывает всю свою благородную душу.
      С уважением и любовью Светлана Осипова».
  «Это и есть наш окружающий мир!».
      Такими словами начинает свой отклик о книге «Мы сильны любовью» учительница русского языка Рышканской молдавской гимназии имени Георгия Рышкана Наталья Романюк. И продолжает:
      «… Лидия Константиновна Мотря пользуется у нас большим авторитетом и уважением, её знают, как чуткую, добрую, поэтому я думаю, что именно такие люди, как она, могут писать стихи и прозу, читая которые ты видишь именно такого человека, как Лидия. Её стихи полны жизни. В них – и горе, и беда, и радость, и весь смысл жизни каждого из нас. Читаю, щемит сердце, и вспоминаю некоторые сюжеты из моей жизни.Я так понимаю, что эта книга и есть часть романа, или будет отдельный роман. Пишите побольше в своём романе о жизни, о любви, пусть герои пройдут все этапы жизненных ступеней! Спасибо!».
      А вот мнение жительницы города Рышкань Татьяны Череватой:
     «Книга «Мы сильны любовью» написана искренне, душевно и с любовью. Когда читала её, у меня как будто в сердце что-то ёкнуло.
 потому что вспомнились и мои жизненные ситуации. Я тоже в раннем возрасте потеряла мать и отца, и меня воспитали две мои старшие сестры.
    Л.К.Мотря всё высказывала из своей души, написала и о детях, и о внуках, и обращалась ко всем читателям. Видно, что она прошла жизнь с Верой, Надеждой и Любовью. Поделилась своим счастьем и горем. Я благодарна ей за откровенность, которую она выразила в этой книге. Надеюсь увидеть и прочесть продолжение».
   Подобные хорошие отзывы о первой книге написали жительницы Рышкан Татьяна Мандалак, Алина Оника, библиотекарь Елена Заболотник, житель села Нихорень Анатол Георгица, жительница города Дрокия Зинаида Диаконица, ветеран педагогического труда Евгений Петрович Кучерик, студентка одного из учебных заведений  Румынии  Арина Кожокару,
      Оставляя в стороне вопросы, касающиеся достоинств или недостатков «литературности» авторского стиля, судить о которых каждый читатель предлагаемой сегодня книги сможет самостоятельно, отмечу множество пожеланий читателей, знакомых с её первой книгой, увидеть продолжение «ненаписанного романа». Именно благодаря этим настойчивым пожеланиям и появилась вторая книга.
       Что же касается «литературности», «талантливости» и «художественного мастерства» Лидии Мотря, хочу привести несколько отрывков, которые могут дать некоторое представление об её стиле и творческом почерке.
     «На улице после дождя воздух дрожал от густоты и запахов цветов. Глубоко в небе чуть-чуть поблёскивали светлячками звёзды, и какие-то голоса были слышны от соседних домов, собралась молодёжь и о чём-то говорили долго. Лишь глубокой ночью будто всё в селе замерло, слышен только лай собак и треск сухих веток».   
                ("Данул")               
И далее: "Осенью, когда сухие листья падали на землю, но ещё выдавались тёплые и даже жаркие дни, так хотелось полежать на этой листве, положив голову на мощные, покрытые мхом, корни большого дерева. Знакомый, так волнующий нас сельский запах, по которому соскучилась, сопровождал меня везде".
    А вот отрывок из другой главы,впечатления о Грузии:
    "Ночью в горах мы часто смотрели на большую луну. Мне, когда я была подростком, говорили, что на ней виден пастух со стадом белых коз, но я так и не смогла разглядеть их. А в Грузии, глядя на холодный диск луны, я увидела очертания скалистых гор. Но они какие-то для меня чужие. Луна напоминала большой закопчённый круг горного сыра. С каким удовольствием я погрызла бы ломтик, острый, пропахший дымом, да ещё с горячей маминой мамалыгой!..
   … Я видела кладбище, которое, казалось, всё – из белого, где много зелени. Будто из земли выходили эти могучие белые, серые камни, обтёсанные и художественно оформленные, молчаливые и суровые.
У памятников стояли табуретки-столики с вином и закуской, на одном даже горела свеча.
     Я знала, вспомнила, что и у нас существует такой обычай – приносить еду на кладбище, выпивку, чтобы обряд был ближе к умершим. Правильно это или нет – но это делали наши деды и прадеды, и дошли эти обряды и до наших дней. От этого обряда, от того, что я увидела на кладбище, мне стало так страшно…
     Пели сверчки, свет луны белил и без того белые надгробья, и от этого чёрные тени казались ещё чернее и лежали на земле, как тяжёлые, неподвижные глыбы".
                «Месяц в горах»

    От Лидии Мотря – прирождённого художника, хорошо чувствующего природу, можно было ожидать подобных картинок, и думается, что с обретением литературного опыта она достигнет значительных высот творческого мастерства.
И я могу только гордиться тем, что у меня есть такая возможность - быть свидетелем и, в некоторой степени, способствовать этому росту.