«ЖЕНСКАЯ ТЕМА» В ТВОРЧЕСТВЕ ИРИНЫ ХРИСТЮК
1.СТИХИ ИРИНЫ НЕ ДЛЯ ПОСТОРОННИХ ГЛАЗ
Первое, что приходит в голову, когда начинаешь знакомиться с творчеством Ирины Дмитриевны Христюк , - «такое сочинить невозможно, такое – только пережить».
Ее мысли и чувства, выраженные в коротких стихотворениях, не предназначались для широкой публики и не были созданы стремлением покорить мир отточенными рифмами, сочным звучанием строк и разного рода ухищрениями формы. На протяжении длительного времени эти бесхитростные, не всегда рифмованные четверостишия, выражающие глубоко личные переживания, касающиеся только ее самой, ее семьи, ее родных и близких, ее понимания дружбы, верности, любви, долга и веры, помогали ей бороться с болью, о которой пишет она не раз, с горечью разлук, помогали ярче чувствовать радость встреч, красоту и гармонию окружающего мира, который неповторим , и который она до бесконечности любит.
Пришлось долго убеждать ее в том, что публикация этих ее размышлений , раздумий об обыденных вещах может быть интересной читателям как раз тем, что в них отразилось то, что называется женской душой.
Может быть, впервые в нашей современной русскоязычной литературе Молдовы так естественно высвечивается тема женского восприятия мира, восприятия любви, разлуки, семейных взаимоотношений, долга. И не с позиций общемирового масштаба, а с позиций того круга , который немцы когда-то определяли для женщины тремя словами «Kuche, Kirche,Knabe» , то есть «кухня, церковь, дети». И мы видим, читая сборник Ирины Христюк, что этот крошечный мир, этот мир повседневной, обыденной и ничем не примечательной, на первый взгляд, жизни – огромен, трагичен и прекрасен.
Перед нами страница за страницей, штришок за штришком, вырисовывается портрет простой женщины, относящейся без особых притязаний к окружающему, полюбившей раз и навсегда своего мужа, своих родственников, отдающей тепло своей души сыну, внуку, остро чувствующей красоту природы и душевную чистоту человека.
«Я похожа на летний вечер»,- пишет она. «Что уже и не день, но еще и не ночь: Тишина и покой, аромат цветов и духов безупречен, Тают заботы и уходят хлопоты прочь, Позади тяжести дня, Впереди – радость ночи и вечность, И этот отрезок – я сама, Легкая, красивая, с надеждой на любви бесконечность».
Читатель найдет в этом сборнике стихи-молитвы, обращенные к Всевышнему с просьбами о помощи в преодолении тягот жизни, одиночества и сердечной боли:
«Дай сил мне, Господи, восстановиться,
Дай мудрости, быть может, измениться,
Терпенья дай тяжелый крест нести,
Еще молю: «За все меня прости»».
Мысли о красоте природы, о счастье любви, человеческого общения, дружбы:
«Меркнет все на земле
Пред большою любовью,
Благодарна Творцу и судьбе:
Не разминулись с тобою».
Размышления о том, как приходит одиночество:
«Изменится всех тон,
Замолчит телефон,
Позабудут друзья,
За спиной – трескотня,
Заулыбаются недруги,
Возрадуются бездари…».
Радость по поводу первой годовщины внука:
«Детство вернулось в наш дом
Смехом и шумом наполнился он,
Книжки, игрушки, тетрадки –
Есть красота в таком беспорядке…».
Не могут оставить читателя безразличным строки, посвященные умершим одноклассникам:
«Мне часто снятся по ночам
Не ваши лица, руки и глаза,
Мне снятся ваши голоса,
Летящие во тьме издалека,
То вдруг, о помощи взывая,
В ночи с постели поднимают,
То, журчащие , словно ручей,
Они вдруг затухают,
Как десятки зажженных свечей».
Трогательны пожелания сыну:
«Необязательно слыть красивым,
И сильным можешь ты не быть,
Постарайся быть счастливым,
А счастье – это просто Жить».
Невозможно без волнения читать посвящение двум ее старшим братьям -Вите и Ванюше:
«Если вам трудно –
Мне труднее вдвойне,
Если вам больно –
Мне вдвойне больней,
Потому что за каждого из вас двоих
Мое сердце отдельно болит.
А если случится беда
У кого-то из вас, мои братья, -
Только б была жива!
Только была б жива!
Добегу,
долечу,
доползу я.
Силы последние соберу,
Слезы с лица смахну,
Я вас обниму,
заслоню,
обогрею,
спасу!»
И, особенно сильно звучат последние строки этого стихотворения:
«Хочу, чтоб знали вы отныне:
Если не станет меня…
Пусть тянутся к синему небу, к вершине,
Две розы, две желтые розы от вас
Сестре вашей младшей – Ирине».
Ирина Дмитриевна Христюк – член Союза Творческой Интеллигенции Молдовы, принимает активное участие в работе Глоденского филиала СТИМ как его секретарь и библиотекарь, интересуется состоянием современной поэзии на русском языке в Молдове.
Будем надеяться, что из-под ее пера выйдет еще не один сборник стихов. Уже - предназначенных для посторонних глаз.
2.УВИДЕТЬ МИРА КРАСОТУ
Вторая книга стихотворений Ирины Дмитриевны Христюк продолжает «женскую» тему, затронутую ею в первой книге « С любовью к Вам».Это – написанный в своеобразной манере дневник чуткого и восприимчивого сердца, стремящегося к красоте в разных ее проявлениях, к добру и счастью – к гармонии.
Возможно, не каждый читатель согласится с точкой зрения автора стихов, согласно которой стремление к гармонии с самим собой, миром, судьбой и душой можно бы считать целью и смыслом жизни человека. «О какой гармонии вы говорите? – воскликнет кое-кто. – Посмотрите вокруг. Где вы видите гармонию? В бесконечных войнах и кровопролитных конфликтах? В птичьем или свином гриппе? В телевизионных боевиках? В наркомании и пьянстве? Неужели же это – гармония? Это – ирония, а не гармония ».
Может быть, такой читатель и прав. Гармонии нужно добиваться не только внутри каждого из нас, но и «снаружи» – в обществе, во взаимоотношениях между людьми и разного рода структурами и объединениями людей. А эти взаимоотношения, к большому сожалению, далеко не всегда честны и красивы.
Но, как известно, объять необъятное – невозможно, да и незачем. Поэтому, я думаю, мы не будем выставлять автору претензии за то , что она не отразила в своей книге такие человеческие качества, как глупость, царящая у нас на каждом шагу, себялюбие, заносчивость и целый букет других наших с вами особенностей.. Она просто попыталась, и это ей удалось, привлечь наше внимание к тому непреложному факту, что красота, добро и счастье существуют, и вот они, тут, рядом, вокруг нас, и даже ( неужели же это возможно ?!!) – в нас с вами самих ! Их, эту красоту, это добро и это счастье, не так просто разглядеть и не так просто понять, потому что мир противоречив: в нем есть солнце и тень, любовь и ненависть, весна и осень, вопреки и ради, мысль и слово, добро и зло, встречи и разлуки. Осознать это через свой поиск гармонии, посредством своего жизненного опыта, своих ощущений и переживаний, своих радостей и горестей, через свое мировоззрение и миропонимание приходится каждому из нас самостоятельно, и , вероятно, мы это и делаем ежедневно, сознавая это и нет. Ирина Дмитриевна Христюк отразила этот поиск в своих стихах.
Картинки природы, размышления о вечности, о любви и других человеческих чувствах, о родном и близком, стремление проникнуть в тонкости воздействия на наши чувства прекрасных форм, линий, красок, запахов и звуков окружающего мира - содержание ее стихотворений. Все то, что нас окружает – имеет глубокий смысл и готово разбудить дремлющие чувства: звездное небо, лист вишни, сиреневый куст, запах белой акации, янтарная гроздь винограда
Не только мы стремимся к звездам,
Но звезды тоже к нам летят,
И этот миг красы Бог создал,
А мы назвали –«звездопад».
Душа замирает
От такой красоты
И ввысь улетает
В океан доброты…
«Звездопад»
Звезды сияют сквозь листья и ветви,
Нежные, яркие – галактики дети.
Полные тайн звезды предутренние,
Слово невесты они целомудренные.
«Звезды»
Размышления о символике бабьего лета, осеннего вечера, наступающего дня, ведущей вдаль дороги, белого тумана, цветущей акации навевают нам ощущение красоты и легкой грусти:
Низины и долы покрыл океан –
Молочный и свежий, холодный туман.
Краса неземная так манит к себе
Взлететь вместе с пташкой поближе к тебе,
По гребням белесым твоим погулять,
Родных и любимых сюда всех позвать,
Росистой водицы вдоволь напиться,
Земле и Христу за все поклониться.
(«Белый туман»)
Запах акации белой –
И грустно душе,
И возраст мой зрелый…
И свеча моей жизни
Догорает уже…
(«Запах белой акации»)
В целом ряде своих стихотворений Ирина, размышляющая о смысле человеческого существования, о любви и счастье, ( явление совершенно новое и необычное в современной русскоязычной поэзии в Молдове) обращается , в поисках гармонии, к Богу.:
Здесь нет плохих воспоминаний,
И в прошлом я искать готова лада,
Приобретая столько духа знаний,
Служить Тебе, о, Боже, буду рада.
(«Здесь нет плохих воспоминаний»)
Учусь мгновенья счастья
И мига радости ловить,
Добро, тепло и страсти
Души родной ценить.
Учусь почаще быть счастливой,
Когда печали в сердце столь,
Учусь тобою быть любимой,
Безумную превозмогая боль.
Науку познаю прощать,
Что никогда бы раньше не простила,
Учусь почаще я молчать
И просто губы в кровь кусать,
Когда так много хочется сказать.
(«Учусь»)
Найдем мы у нее и интересные наблюдения, сравнения и метафоры:
Материнское горе –
Бескрайнее поле,
Где цветы не растут,
И соловьи не поют.
Только – полынь
Да дикие розы,
И жизнь не в жизнь –
Горькие слезы.
(«Материнское горе»)
Бывают люди
Без единой морщинки,
Похожи на куклы,
А души их – льдинки.
(«Бывают люди»)
Осенний вечер прекрасен и задумчив,
Все ниже наплывают чернеющие тучи,
Земля, нагревшись за день, к вечеру остыла,
Устала от хлопот, уснув, про все забыла.
Луна взошла, и свет ее таинственный
Упал на сад и осветил росу.
И в целом мире он сейчас – единственный
Со мною видит мира красоту.
(«Осенний вечер»)
Думается , что, прочитав эту книгу, мы получим некий импульс к тому, чтобы и самим попытаться увидеть «мира красоту» и сделать какой-нибудь шажок к постижению гармонии внутри и снаружи нас.
3. И ЧТО ВЗВОЛНУЕТ СЕРДЦЕ НАМ…
Предлагаемая читателям книга Ирины Дмитриевны Христюк «Моя боль и любовь» продолжает, а в некоторых случаях детализирует и углубляет, размышления автора на так называемые «женские» темы, затронутые в первых двух сборниках стихотворений: «С любовью к Вам…» и «В поисках гармонии с миром, душой и судьбой».
Особенность этой, третьей, - в том, что содержащиеся здесь мысли и чувства были сформированы в экстремальной для автора обстановке. Весь этот год она провела у постели тяжелобольного, медленно угасающего горячо любимого ею брата – Ивана Дмитриевича Мариуца, майора в отставке, получившего, видимо, когда-то во время службы в армии, чрезвычайно высокую дозу радиоактивного облучения, которая и сыграла свою зловещую роль в жизни этого высокообразованного, культурного и доброжелательного человека и его семьи.
Ирина была для него весь этот год и собеседницей, и сестрой, и сиделкой, и утешительницей. Он и умер у нее на руках. Это не могло не сказаться на общей тональности стихотворений.
Много внимания Ирина Дмитриевна уделяет в этой книге, как и в двух прежних, чувствам, переживаниям и мыслям, связанным с верой в Бога, человеческими взаимоотношениями, проблемами нравственности, морали, красоты, добра и зла.
Естественны в контексте сказанного выше мотивы тоски и печали, связанные с уходом близкого человека, которые стали открытием человеческого в человеке:
Так день за днем:
Одно и то же,
И мысли все - о нем.
Дай сил все вынести, о, Боже!
(«День за днем»)
Или:
Наедине со зловещей ночной тишиной.
Наедине с болью твоей и мукой моей.
Небо ночное затянуто черною мглой,
Как радость моя - черной вуалью людской.
(«Наедине»)
На эту же тему:
Осенняя даль золотая -
Дорога печальна без края,
А в сердце - тоска, пустота,
Немая вокруг тишина.
(«Дороги»)
В жизни много преград и неприятностей, но надо определиться и выбрать свой путь, на котором их преодолевать, считает Ирина:
Господь и Совесть - правила мои,
По ним сверяю я дела свои,
А удается или нет - увы!
Не мне судить - Вершителю судьбы.
(«Со стороны»)
Есть размышления философского плана:
Подумай: на каких весах
Добро и зло измерить?
Любовь и вечный страх
Какой длиной отмерить?
(«Мера»)
Есть строки, передающие грустные размышления о женской судьбе:
Не торопитесь женщину обидеть,
Слезой печальной ее не упивайтесь,
Старайтесь в ней любимую увидеть,
Себя - такого - лучше постесняйтесь.
(«Не торопитесь женщину обидеть»)
Или:
Боль мою засыпает
Мокрый мартовский снег,
Просто кружит, не знает:
Женский кончается век.
(«Боль»)
А вот слова, адресованные мужу:
Каждый раз я, тебя проводив,
Одиночеству дверь приоткрыв,
Заклинаю, молясь всем святым:
"Поскорей возвращайся живым"...
(«Возвращайся»)
Но есть и другая - пронзительно-яркая и выразительная нота, нота радости и любви к жизни:
Ты приехал! Ты приехал! -
Рад сирени голый куст,
Мокрый, черный лист ореха,
Дом, что без тебя так пуст.
(«Ты приехал»)
А вот еще:
От белого нежного пуха
Счастливое личико внука -
Алмазы на веках, ресницах,
И глаза начинают светиться...
(«Снег»)
Эти и другие стихотворения вводят нас в мир особый, для многих неизвестный и требующий осмысления, как, например, это, заключительное произведение сборника:
Я унесу навек с собой
Зарю, умытую росой,
Земное золото – листву
И щебетанье птиц в саду,
Кусочек неба в облаках
С цветастой радугой в руках
И воздуха хрустального глоток –
На травах лета всех настойку,
Земли последний тот комок –
Любви моей последней зорьку…
Лишь в памяти твоей мятежной
Собой хочу остаться – нежной…
(«Я унесу навек с собой»)
Думается, что переживания, чувства, размышления и сомнения, отраженные в этой книге, найдут своего внимательного и доброжелательного читателя.
4.ЗАТРОНУВ ТРЕПЕТНЫЕ СТРУНЫ…
Пятая книга Ирины Дмитриевны Христюк «Осенние мелодии» продолжает, и в некоторой степени развивает, тематику предыдущих её книг «С любовью к Вам», «В поисках гармонии с миром, судьбой и душой», «Моя боль и любовь», «Солнышко моё», изданных в 2009-2012 годах. Читатель найдет в ней размышления об основных нравственных ценностях и о человеческих чувствах, о вере, надежде, любви, о радости жизни и о разочаровании.
Мир поэзии – мир особенный, и воспринимается он каждым из нас по-разному, в зависимости от нашего воспитания, от способности вникнуть в содержание и смысл образов и идей, высказанных автором, от того, разбудит ли наши чувства то или иное произведение, строка, слово, или оставит нас безучастными.
Психологи утверждают, что человеческое восприятие мира, сам способ его может отличаться у разных людей. У одних – мышление конкретно-образное. Эти люди воспринимают легче и понимают лучше образы в их целостности. У других восприятие базируется на понятиях, заложенных в словах, на значениях этих понятий и на логике их взаимосвязей. Поэтому неудивительно, что одни те же строки или слова, вызывающие у одних людей восхищение, у других становятся причиной недоумения. В качестве примера можно привести строки из модных в последние годы песенок: «Я знаю точно: невозможное – возможно!», «Для тебя – моря и океаны», или – десятилетиями раньше: «С неба звёздочку достану». Одни из нас воспримут эти утверждения как литературно-поэтические достижения, удачные метафоры и гиперболы, а у других эти же строки вызовут желание покрутить пальцем у виска.
Тем не менее, история мировой литературы свидетельствует о том, что к литературному и, в частности, к поэтическому, творчеству необходимо всегда относиться бережно и внимательно. Ярким примером в этом отношении в русской литературе может служить творчество Велимира Хлебникова, не изученное по-настоящему до сих пор.
С другой стороны, мы должны себе ясно представлять, что каждое литературное произведение должно и обязано являть собой новое слово в литературе. Это новое слово принадлежит автору произведения, является открытием этого автора. И, если в физике или математике мы знаем законы Архимеда, или бином Ньютона, или теорему Пифагора, то в литературе мы ссылаемся на строки Пушкина или Эминеску, Шиллера или Байрона.
Конечно, очень немногие из писателей и поэтов достигают таких высоких вершин мирового уровня, но почему бы не стремиться к этому? Ведь одна только строчка Маяковского о том, что ему ничего не надо «кроме свежевыстиранной сорочки», строчка, вытащенная из «тысяч тонн словесной руды», запоминается надолго, если не навсегда своей глубокой образностью и внутренним смыслом. Как и его же выражение о том, что он будет беречь так, как бережет инвалид сохранившуюся никому не нужную единственную ногу.
Зная о двух способах восприятия действительности и оценки литературных произведений, мы, тем не менее, замечаем, что есть поэтические строки, получающие высокую оценку и у одной, и у другой категории людей.
Ирина Дмитриевна Христюк, как она сама об этом говорит, произведениями своего пятого сборника не стремится к таким высоким планкам. Ей достаточно, если ее строки вызовут резонанс – чуткие колебания души – пусть даже только у нескольких, близких ей по духу, по восприятию и по чувствам, человек. А это - вполне возможно. Потому что первые четыре книги нашли таких людей и у нас в республике, и далеко за её пределами. Сумела она затронуть трепетные струны души у многих читателей предыдущих её книг и своей «женской» темой, и своим видением многоцветного и противоречивого мира, и глубиной своего естественного и чистого чувства.
И всё же следует признать, что пятая книга представляет собой шаг вперед, по сравнению с предыдущими. И по использованию выразительных средств, и по философской глубине разработки темы, и по тщательности работы над словом.
Работы, которая придаёт стиху необходимую естественность.
Вслушаемся в эти строфы, процитированные из её стихотворений:
Я – просто капля в облаках,
Обычный листик в многострунном
Оркестре ветерка в кустах,
Росинка ночью в свете лунном…
(«Твой след»)
Из хоровода звёзд
Вот выпала одна –
Миг света – чаша слёз…
Осталась лишь душа
На небе навсегда…
(«Уронило небо»)
Лунный свет мерцает
Тайной и загадкой,
Грешных нас прощая
За любовь украдкой.
(«Лунный свет»)
У осени – холодное дыханье,
От сырости всю пробирает до костей,
Но красота, и прелесть, и очарованье
Есть у осенних несравненных дней.
(«У осени – холодное дыханье»)
Уходит день, холодный и прощальный,
Уходит тихо, в вечность, навсегда,
И этот миг – закат навек венчальный –
Ступень есть в неизвестность и - тропа.
(«Миг»)
А обнажённый нерв звенит
Строкой изящной или словом,
Бывает - и слезой омыт
Бессонной ночью напряжённой.
Поэты долго не живут,
У них душа – навзрыд, струна,
Судьба строга – зловещий кнут.
И жизни драма – в их сердцах.
(«Поэты умирают рано»)
Пожелаем Ирине Дмитриевне новых достижений и дальнейшего совершенствования на пути творческом.
Ведь не случайно говорится о том, что совершенствование в творчестве не знает границ.
5.СЕРДЕЧНЫЙ ПОДАРОК ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ
«Солнышко моё». Так называется книга, написанная членом Союза писателей Молдовы имени А.С.Пушкина Ириной Дмитриевной Христюк. Она живёт в городе Глодень
Ирина Дмитриевна очень любит своего внука Никиту и потому внимательно наблюдала за тем, как он растет, как понимает окружающих, как относится к родным и близким людям, как постигает мир, какие при этом делает открытия. Она и сама испытывает огромные чувства к своим родным и близким, ко всему, чем мы восхищаемся, что любим и что нам дорого. И поэтому решила поделиться этими чувствами и мыслями с юными читателями и слушателями, а также их папами, мамами, дедушками и бабушками. Потому что те тоже были когда-то маленькими ребятишками, а если они об этом забыли, то сегодня у них есть дети, внуки, а,может быть, и правнуки. Поэтому, подумала Ирина Дмитриевна, и те, и другие могли бы читать и слушать эту книжку с интересом и разглядывать помещенные здесь рисунки учащихся Глоденской школы искусств.
В нашей Республике Молдова очень мало поэтов, пишущих для детей на русском языке – всего несколько человек. Потому, что писать для детей – очень трудно. Ведь каждый ребенок – это самый большой фантазер и самый способный к творчеству человек. Но когда он взрослеет, то он обычно забывает об этих своих способностях, и нужно много усилий, чтобы потом, будучи уже взрослым, восстановить эти способности и погрузиться в привлекательный, многоцветный и интересный мир детства.
Думается, что эта, четвертая по счету, книга стихотворений Ирины Дмитриевны Христюк, являясь сердечным подарком автора, вызовет интерес и у детей, и у взрослых. И, вслед за маленьким Никитой и его бабушкой мы все поучимся доброте, сердечности, благодарности и радости жизни.