Писать

Анна Боднарук
П И С А Т Ь

Что написано пером, того не вытащишь и волом.
Хочешь научиться писать, научись жить.
Произведение, написанное языком инструкций, художественным не является.
Не завершив предыдущую главу, мы не можем перейти в следующую.
У настоящего писателя три слова – узор.
Написанное становится большей реальностью, чем сама реальность.
Чтоб себя увидеть, надо о себе написать.
Думать легко, писать трудно.
То, что написано легко – подходит каждому.
Кто пишет, тот дышит.
Писала я, не зная правил, а ты прочёл и всё исправил.
Каждый пишет, как он дышит.
Чтобы писать хорошую музыку, надо хотя бы в это время, быть счастливым.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Учить без азбуки и без книг – это всё равно, что писать на воде.
Один абзац трудно написать.
На лбу не написано.
Не пером пишут, а умом.
Цифры писать, не кули таскать.
Историю пишут мужчины.
Что написано пером – не вырубишь и топором.
Бумага терпит, перо пишет.
Что написано – не забудется.



Про всё писать – не выдержит бумага…
              В. Высоцкий

«Писать трудно, очень трудно», - жаловался Леонгард Франк (Немецкий писатель)

     «Писать коротко трудно. Иногда мне звонят из редакции: Напишите статью для газеты!. Я отказываюсь: нет времени. «А вы что-нибудь покороче…» А ведь 60 и 100 строк написать труднее, чем 600 или 1000. Я считаю: чем короче люди пишут, тем им больше надо платить…»
         (Говорил  Илья Григорьевич Эренбург, отвечая на вопросы студентов журфака МГУ.          «Комсомольская правда»     Сентябрь 1989 г.)

     Я писала, когда любила, писала, когда страдала… когда проникалась великими идеями освобождения женщины, идеями социализма…
                О. Кобылянская

Писать нужно только о том, что хорошо знаешь или что ясно видишь.
                М. Домбровская

     Легко ли создать письменность?
     Константин и Мефодий решили сразу – буквы в их азбуке должны быть красивыми, а когда человек их пишет, рука его должна ходить легко, без устали. И хотя с тех пор наша азбука развивалась, основа у неё та самая – Константина Философа и Мефодия. Потому наши буквы очень красивые.
     В славянских языках были звуки, которых нет в греческом и латыни. Например – «Щ». Для таких звуков Константин с Мефодием создали специальные буквы.
     Они стояли друг против друга с длинными палками и выписывали ими на песке различные буквы. Стирали их, писали новые.
     Придумать новую азбуку трудно, но можно. Ещё труднее познать законы, по которым язык живёт. Те самые падежи, спряжения глаголов, отделить существительные от прилагательных и сказуемых. Понять, что в языке – предлог, а что приставка.
     Тогда, больше тысячи лет назад, мы, люди, ещё не очень развили науку о языке. И познать законы славянского языка мог только образованнейший учёный. Таким и был Константин Философ.
     А без этого книгу писать невозможно. Если бы каждый писал слова так, как их слышит, а не по правилам, то другой мог бы понять всё наоборот.
                В. Воскобойников  «Два святых лика»

     - Есть только один Бог, - прервал её Илия. – А своя письменность есть у всех цивилизованных народов.
     - Это разные вещи. В детстве я часто бегала на площадь, чтобы посмотреть, как художник делает надписи для торговцев. В своём письме он использовал египетские иероглифы, и это требовало знаний и умения. Древний и могущественный Египет ныне переживает упадок, его язык забыт. Мореплаватели из Тира и Сидома распространяют письменность Библос по всему миру. На глиняных табличках можно изобразить слова и священные обряды и передавать их от народа к народу. Что же станет с миром, если люди легко овладеют священными обрядами и проникнут в тайны мироздания?
     Илия понимал, о чём она говорит. В основе письма Библос лежала очень простая система: достаточно преобразовать египетские символы в звуки, а затем обозначить каждый звук буквой. Расположив эти буквы по порядку, можно создавать всевозможные сочетания звуков и описывать всё, что существует во Вселенной.
     Некоторые из этих звуков были очень трудны для произношения. Эти затруднения были разрешены греками. Они добавили к двадцати пяти буквам Библоса ещё пять букв, которые получили название «гласных». То, что получилось, они наименовали АЛФАВИТОМ. Этим словом стали обозначать новый вид письма.
     Алфавит заметно облегчил торговые связи между странами. Чтобы передать мысль с помощью египетских символов, требовалось немало пространства, умения, а также глубоких познаний. Эта письменность насаждалась в завоёванных странах, но с упадком Египетского царства она утратила своё значение. Тогда как письменность Библос получила широкое распространение в мире и принималась народами независимо от влияния Финикии.
     Способ письма Библос, дополненный греками, пришёлся по нраву купцам многих стран. Как и в древние времена, именно от купцов зависело, что останется в истории, а что исчезнет со смертью того или иного царя. Все указывало на то, что это изобретение переживёт финикийских мореплавателей, царей и их обольстительных цариц, виноделов и мастеров стекольных дел и станет главным средством общения в торговом деле.
     - Значит, Бог не будет жить в словах? – спросила она.
     - Нет, он останется в них, - ответил Илия. – Но каждый человек будет отвечать перед Ним за всё, что напишет.
                Пауло Коэльо «Пятая гора»

     В соседних странах было принято отправлять послания на глиняных табличках или на кусках пергамента. Хотя Египет переживал упадок, именно там люди придумали удобный и лёгкий способ вести записи торговых дел и исторических событий. Люди разрезали на куски стебель растения с берегов Нила и при помощи несложных действий склеивали между собой эти кусочки, в результате чего получались желтоватые полотнища. Купцам Акбара приходилось привозить папирус из Египта, потому что здесь в долине вырастить его было невозможно. Хотя он был недёшев, купцы предпочитали именно его, поскольку, в отличие от глиняных табличек и кожи, лист папируса можно было легко спрятать в карман.
                Пауло Коэльо «Пятая гора»

     …он слышал разговоры женщин: «Греки украли у нас самое важное изобретение». Илья знал, что это не так. Добавив гласные, греки преобразовали алфавит и сделали его доступным всем народам. Кроме того, они назвали собрание пергаментов «БИБЛИЯМИ» в честь города, где изобрели алфавит.
                Пауло Коэльо «Пятая гора»

     …Чтобы писать настоящую художественную прозу и настоящие стихи, нужна, как минимум, хоть маленькая, незначительная, но божья искра. Возможно она заложена в каждом человеке, да не у каждого вспыхивает.
         Сергей Прохоров «Зачем мы пишем, и как мы пишем»

     Перо для мышления – всё равно, что палка для ходьбы. Но как для самой лёгкой походки не требуется палки, так и самое совершенное мышление происходит без пера. И только когда начинаешь стареть, охотно берёшься за палку и за перо.
                А. Шопенгауэр

…А ведь была наивная пора:
В ночи свеча тщедушная мерцала,
И на конце гусиного пера
Вселенная спокойно умещалась…

Движенье дней и тайные грешки,
Дела и думы, что в тиши рождались,
Свободным мановением руки
Неторопливо запечатлевалось.

Ползло перо, старательно скрипя,
Как дедовская старая телега…
И говорилось вроде для себя,
А становилось
                исповедью века.
                В. Белкин

     О войне писать трудно. Особенно тем, кто был непосредственно в окопах, на передовой линии, в пекле смертельного огня. Воскрешая в себе войну, фронтовик вынужден переживать её вновь, а это процесс не только трудный, но и болезненный, для раненых и контуженных на войне в особенности. А кому же охота причинять себе боль по доброй воле?
     Но литература – работа беспощадная, она не ждёт, не уговаривает, она требует от литератора каждоминутного напряжения, нагружает его сердце и память до такого объёма и состояния, что дальше жить… «не разгружаясь, носить в себе «материал» невозможно. И тогда бросает сочинителя за стол сила, ему неподвластная, которая, высокопарно говоря, «направляет его перо».
                В.П. Астафьев «Сквозь время и годы»