Клубника

Юля Бонк
Как и у любого из нас, у меня было много душевных травм. в детстве.  от родителей.  или благодаря им. или через них. в общем - были...
и мелкие, и крупные, и не очень,  таких, какие вроде бы снаружи и мелкие, а внутри – огого какими нарывами пошедшие и потом долгие-долгие годы прорывающиеся. и наоборот – вроде как крупным казалось, а прошло как сквозь сито в воду и без последствий вышло

Были, естественно, и прекрасные, и незабываемые, и радужные моменты, и их было очень и очень много... сказочные просто...  и вот эти прекрасные моменты делали меня счастливой, а травмы саднили... и саднили... и ещё...  и так оно всё и накладовалось друг на друга ... слоями... слоями... и слоями на слои.. и  ещё... и ещё... словно искуснейший «Наполеон»...  или любимый «Медовик»...

*********

У нас сейчас время последней клубники и нынче утром мы с детками специально выбрались на местный рыночек, что бывает раза два в неделю только. туда съезжаются окрестные фермеры, что бы продавать там вкуснейшие собственного изготовления и выращивания продукты и фрукты-овощи, и по близости живущейнарод это всё это очень любит и ценит и там всегда такая большая и радостная тусовка... в общем самое то для чудесного субботнего утра...
Там как раз торгует один обожаемый нами дядечка, у которого клубника мелкая и неимоверно сладкая. Вкуснее клубники  в жизни своей я едала редко... можно сказать – всего пару раз... и вот нынче, на самом излёте уже сезона, нам посчастливилось её снова закупить... часть мы сразу же уничтожили по пути домой, из части испекли божественную просто  королевскую ватрушку с клубникой, ванилью и малиной, а часть ещё ждёт своей очереди, что бы нас завтра утром ещё раз собой осчастливить...)))

Так вот, пока мыли мы клубнику для пирога, вспомнилась мне другая клубничная история из собственного детства...

У бабушки моей номенклатурной, как и у большинства советских людей, был свой сад. Любимые и как только не обихажевыемые  6 длиннющих соток с двухэтажным домиком в одном конце и дощатым туалетом с дыркой в полу и газетками на гвоздике в другом. За домиком этим было озеро,  в котором плавала рыбка и рос камыш... к дереву проволкой был прикручен рукомойник.... и эмалированная раковина сразу же под ним, из которой вода стекала прямо на землю... тропинка ведущая к другим соседям, к колодцу и  туда дальше и дальше... звучно о так  квакающие лягушки и заливисто поющие птицы... мышки и ёжики пробегающие... иногда залетающая погостить цапля... 
там ездили лодки и тина расходилась  под их носом и вёслами весёлыми речными волнами... и были ещё какие-то бурункии островки, водяные лилии, а у некоторых соседей ещё и сарайчики или баньки... там стоял старенький чёрно-белый телевизор с такой же древней  антеннкой, по настроению то ловящей что-то, а то и нет...  пара кроватей и продавленных топчанов.... обоих из времён позапрошлого десятилетия...  плитка от газового баллона, и газ регулярно и всегда не вовремя кончался...  комары и мухи в обильных количествах... запахи природы, цветов, растущих и зреющих ягод и овощей...  грядки.... иногда даже и керосиновая лампа....  соседи... задушевные беседы...  лоттопо вечерам....   
В общем рай среднероссийской полосы для взрослых, и маята и скукотища для восьмилетней меня.....

Свои шесть соток бабушка обихаживала вовсю. Уже с зимы заготавливала стаканчики для рассады на подоконние, доставала ведомо и неведомо откуда отборнейшие семена загадочных растений для посевов и пластиковые хулахупы  и прочнейшие полиэтиленовые пакеты для теплиц.  машинами закупала навоз и чернозём, исправно платила садоводческие взносы, закатывала сотнями банок всякие соленья и варенья и  и в сезон не давала расслабиться не только себе самой, но и обоим своим сыновьям и действующим невесткам, регулярно вызывая всех на полевые работы – выдрать, выкорчевать, вскопать, вывызти урожай и иногда и себя самоё...

И вот как-то раз мы с ней вдвоём были в ссылке на даче уже недели две как, а мне уже  прямо с вечера первого  дня невероятно хотелось  домой, назад в уют и загазованность города, и под мамино крыло, и на любимый диван с книжкой и бутербродом, и родные кошки-собаки и запахи летних тополей и их пуха, и  бензина и мороженного...
 
И тут приехал папа
Папа благоухал центром событий и  сигаретами, духом свободы и книгами, какими-то городскими новостями и чем-то ещё таким душусжимающе привольным, что аж сердце заходилось...  и он, точно так же, как и я, хотел поскорей навострить лыжи и свалить с этой чёртовой дачи хоть к чёрту на кулички, а лучше всего назад в город, и чем поскорее, тем лучше...  и так оно и было для него - пара дней-вечеров, и всё.... и понятно было, что вот сейчас закончатся выходные и он уедет, а мне ещё тут куковать и куковать,  и я радовалась его присутствию рядом как незнаю кто, хотя ничего особенного мы вроде бывместе  и не делали... так  - изредка перекидывались парой слов , кушали рядом, смотрели телек, ну и я иногда тёрлась рядом с ним, когда он курил и уплывал за какие-то свои далэкие горизонты... и всё в даль...  в даль... и ещё дальше... и  вот так по чуть-чуть, по чуть-чуть мы становились с ним слегка поближе друг к друг... и ещё поближе... а может мне это только казалось... скорее всего...

Тем не менее для меня  те выходные промелькнули намного быстрее чем обычно, и слишком быстро пришёл ранний вечер воскресенья, когда папа со вздохом счастливого облегчения начал руки-в-ноги собираться назад, в город...  А я загрустила... 
Бабушка  посматривала на меня и на  всё происходящее эдак проницательно и с пониманием и потом подозвала мелкую меня и попросила пойти пособирать в корзинку  клубнику с грядок...  свежую-свежую... я нога за ногу поплелась, ибо от папы отрываться было совсем неохота, но на грядках вроде как повеселела и даже со щенячьим  азартом стала охотится на особо крупные ягоды. Чем большего размера встречалась мне клубника, тем больше я радовалась и скоро корзинка наполнилась алыми красавицами отличнейших размеров...
я, уже довольная как слон, хотела рвануть  назад, но тут увидела под дальним-дальним кустиком что-то  такое, что просто «дыхание в зобу от счастья спёрло» ... там лежала  просто грооомаднейшая клубника размером с половинку моего кулака.... ОГОГОГО...  по началу счастью своему поверить было не возможно, и я помотала головой, но клубничища была всё ещё там... ну и конечно же, тут же она была сорвана, , зажата в кулачке и бережно понесена по направлению к бабушке и дому....
Я бежала и задыхалась от счастья,  и тут навстречу попался идущий по дорожке в сторону мою папа... кинувшись к нему и  в восторге что-то нечленораздельно выкрикивая в воздух и тыкая  кулачком с ягодой вверх я затормозила у самого его живота и открыла ладошку...

«Папа, ВооооТ!!!»- счастливое сопение
«Дай!!»  - сверху почти с двух метров в таком приказном тоне, что внутри всё вдруг осело и сжалось...
«Бабушка просила ей принести...» - удивлённо
«ДАЙ!!!» - серая сталь в голосе
«А как же... бабушка....» - в замешательстве
«ДАЙ, я тебе сказал!!»- удар хлыстом
«Нет. Это – Бабушке.» - и я сжала кулак и опустила его вниз

И тогда папа сделал то, во что поверить я тогда не смогла.... да и потом тоже – с трудом...  Он схватил мою руку своими обеими и стал давить и пытаться разжать пальцы. В начале понадеялось, что это шутка...  и из меня, в надежде, что ошибаюсь, полился  детский смех...  но кулак  не разжалася... А папа всё давил и давил.. смех - громче и отчаянее...  и разжимал и разжимал.... клубника уже сминалась... а вместе с ней и я.... смех перешёл во всхлипывания... потом в слёзы... папа всё давил... и давил... и давил... пыхтел уже и всё давил....

А потом силы оставили меня и кулак разжался - истерзанная и будто окровавленная алая полураздавленная клубника выпала из ослабевших пальцев в папины руки, а из меня  ручьями многими полился жуткий поток рыданий... сквозь него ещё различила, что папа победоносно взял ту бывшую красавицу и с ухмылкой поглядывая вокруг засунул себе в рот. Ну  а потом развернулся и пошёл дальше...  куда-то по своим делам....

Я побежала назад к бабушке,  и,  захлёбываясь в горечи и всхлипах, кинулась в её объятия... и всё несвязно пыталась объяснить, что же произошло...  произошло... произошло...
Не знаю уж, что из того бабушка поняла, о чём догадалась, а что просто почувствовала, но когда папа вернулся в дом, то сразу к ответу призвали и его...

Что было дальше – точно не помню... но оказалось, что клубника эта предназначалась маме...
я этого не знала ... знал ли папа – тоже не знаю... но когда он её у меня вырывал , было ощущение, что то ли он на охоте себя ощущает, то ли с врагом каким-то борется, то ли ещё что... наверное - знал.... знал...

А потом папа уехал. я не пошла его провожать, и даже и не просилась...  и он тоже - не просил...

А мы с бабушкой снова остались на даче....

Камыши... Комары...  Вечера... Лягушки... Травяные чаи с яблочком.... Соседи... Ккеросиновая лампа... Застольные беседы... Лотто... 

И саднящая душа....
И слой за слоем... слой за слоем...
Новый слой...


юля
17:08:2013