Дресс-код. Рассказ

Алексей Песоцкий
Дресс-код

Ну, наконец-то! Моя первая работа в офисе. Я – менеджер по персоналу. Даже точнее менеджер по обучению персонала. Правда, что это такое я пока не знаю, но наверняка это что-то классное, особенное и любимое… За плечами 5 лет университета. Я еще и психолог. Правда, кем потом работать психологу, в университете не сказали, забыли. Наверняка психолог должен работать менеджером по обучению персонала. Логично ведь? Собирает людей и, например, учит их тестировать по Люшеру, рассказывает про акцентуации характера и о том, как помогать людям…Разве не так?

Мой непосредственный руководитель, - Ольга, директор по персоналу. Представляете… Ольга! Не Ольга Владимировна, а Ольга!!! Идем с ней по офису, заходим в разные кабинеты, знакомимся. Ольга рассказывает мне о различных  корпоративных правилах, рекомендациях, традициях, офисе… «Это столовая – здесь едят. Это переговорка – здесь можно тренинги проводить. Это туалет – здесь…не курят. Это курилка», - и т.п.  Так все интересно и привлекательно!  «Режим работы, - говорит Ольга, - с 09:00 до 18:00. Это означает, что в 09:00 ты должен не в офис войти, а сидеть уже у включенного компьютера». А в 18:00 я должен не компьютер выключить, а уже из офиса выйти, догадываюсь я. «Проходя по коридорам офиса, - продолжает Ольга, - нужно обязательно со всеми здороваться, даже если ты не знаешь этих сотрудников. Первичное общение с незнакомыми людьми происходит на «Вы». Выглядеть нужно опрятно. Употреблять спиртные напитки на рабочем месте запрещено»….Интересно, это я произвожу впечатление дебила, что мне все это рассказывают или это обязательная процедура для всех новых сотрудников? Даже не знаю что лучше. Если дело во мне, то я хотя бы могу постараться сделать лицо посерьезней и умнее. А если эта информация обязательна для всех новичков, то умным лицом здесь уже не поможешь…Однако Ольга неугомонна и продолжает: «Но после 16:00, при отмечании памятных событий, таких как День рождения, свадьба и др., алкоголь употреблять можно, но конечно же в меру». Вот так! Интересно, нужно ли после 16:00 продолжать со всеми здороваться и обращаться на «Вы»? Начальница продолжала делиться ценной информацией. «В нашей компании существует Дресс-код. Мужчины должны ходить в брюках и однотонных рубашках, иметь аккуратную стрижку и опрятный внешний вид. Не должно быть пирсинга и видимых татуировок. В пятницу допускается приход сотрудников в нормальных не рваных джинсах и не однотонных рубашках. Но это только по пятницам!» Поскольку смысл данных правил Ольга не поясняла, а сам я этот смысл не видел, старался просто запоминать их. Правда, постоянно отвлекался на глубочайший вырез на Ольгиной блузке, едва скрывавший неопределенно большой размер груди. Уверен, что столь впечатляющая деталь….внешнего вида, заслуживает отдельного параграфа в своде корпоративных правил! Что-то типа: «… По пятницам женщины обязаны быть женщинами и носить соответствующую одежду… А мужчины обязаны быть мужчинами… И вообще, по пятницам допускается быть почти живым человеком, несмотря на то, что вы находитесь на работе в офисе…» А Ольга все говорила и говорила… А я все отвлекался и отвлекался…

По мере продолжения повествования Ольгой корпоративных правил и норм поведения, мое воодушевление, возбуждение и мотивация к работе слегка снизились. И не потому, что правила мне не понравились. Это ни при чем. Я устроился в данную компанию и это мой выбор, принимать или не принимать данные нормы. Если я принимаю решение работать в этой компании, значит автоматически принимаю, соглашаюсь или нахожусь в компромиссе с бОльшей частью правил. Если мне данные правила неприемлемы, значит я не буду работать в этой компании. Смущали не сами правила и нормы, сколько противоречия этих правил самим себе, исключения, бессмысленность и, самое главное, подавление жизненности инструкциями….Если все правила, со всеми исключениями из них, которые мне озвучила Ольга действительно работают и применимы, то это плохой знак и нужно отсюда бежать… А куда бежать? Есть ли компании с другими правилами? Или такая бессмысленность происходит везде?

Спустя много лет мне стало понятно, что главенствующее различие в корпоративных культурах заключается не в различии правил, норм, инструкций, процедур, бизнес-процессов и т.п. С правилами, как раз, все просто. Подходят тебе, работаешь. Не подходят, не работаешь. Более того,  многие правила, процедуры и функции в разных компаниях выглядят и называются одинаково, - дресс-код, режим работы, информационная и прочая безопасность, система грейдирования, функциональные обязанности, KPIs и прочее. Главенствующее различие в том, что одни компании понимают для чего вводятся те или иные процедуры, как они внедряются и что будет в результате. А другие компании этого не понимают. Главенствующее различие - в уровне осознанности своих процессов, правил, процедур! Безусловно, чистых типов не бывает. Не бывает человека или компании, которые все про себя осознают. Здесь важна тенденция! «Осознающие» компании создают правила, которые, также, понятны и принимаются сотрудниками. А в «не осознающих» компаниях за каждым странным и плохо работающим правилом,  обычно стоит чувство тревоги либо веяние модным тенденциям.  Например, кто-нибудь может объяснить мне, для чего в некоторых компаниях блокируют развлекательные и почтовые интернет - ресурсы? Предполагаю, что чувство тревоги перед сном пришло к собственнику, HR-специалисту, IT-специалисту, специалисту службы безопасности (выберите правильный ответ или предложите свой вариант) и шепнуло ему: «Представляешь сколько рабочего времени сотрудники могут потратить читая анекдоты, блоги, социальные сети, и почту? Кстати, о почте. Представляешь сколько бесценной конфиденциальной информации сотрудники могут переслать кому-то? Нужно все это заблокировать!» Заблокировали… Теперь сотрудники тратят в два раза больше времени на посещение закрытых сайтов через смартфоны. Ну и ничего кроме повышения неудовлетворенности и понижения мотивации у сотрудников данное решение не вызовет.
Да! Еще одно важное отличие в корпоративных культурах. Есть компании, которые поддерживают жизнь. Жизнь в компании, жизнь в людях, жизнь в процессах, жизнь в задачах…В таких организациях сотрудники – люди. Им позволено чувствовать, иметь свою точку зрения, ошибаться, уважать, любить… А есть компании, которые всячески стараются эту жизнь погасить. В этих компаниях функция превалирует над человеком. Человек – это функция, винтик. Безусловно в этих организациях есть высшая раса, которой позволено жить. Но жить тоже в определенных рамках, «по - инженерному», для того чтобы управлять остальными людьми – винтиками.
В этой классификации нет хорошего и плохого варианта. Не всем людям подойдет «осознающая и живая» организация. Потому что в этой организации люди принимают на себя ответственность,  здесь важно быть инициативным, здесь нужно, и это самое сложное, быть живым! Очень многие люди предпочитают работать в организациях второго типа, мало-осознающего и со слабой жизненностью. Здесь как-то попроще будет…
По каким основаниям выбирать свое место в жизни, - личное дело каждого. Я свой выбор сделал… Нет, пожалуй, вру… Делаю свой выбор каждый раз. А уж занесет ли меня при следующем выборе в живое и осознанное или мертвое и неосознанное, одному Богу известно…

Наша экскурсия по офису подходила к концу. «А в этом кабинете, - говорит Ольга, открывая дверь, - работают программисты». Неожиданно из кабинета к нам выбежал эрдельтерьер… Не понял! Сегодня ж пятница! Почему не в джинсах?!!
Этот пес подарил мне надежду на успешное процветание этой компании и комфортное развитие меня как специалиста внутри данной организации. Спасибо тебе, Рэдик!

16 августа, 2013 г.
Алексей Песоцкий.