Вершины, которые мы выбираем

Ангелина Кныш
В стародавние времена горы и пустыни были местами духовных подвигов.
На горе Синай Моисей получил от Бога каменные скрижали с Божьими заповедями. На вершине горы Фавор трое учеников Христа стали свидетелями Его чудесного преображения. Знаменитая Нагорная проповедь была произнесена Господом на горе Блаженств. Многочисленные монастыри, в том числе поражающие воображение греческие Метеоры, были построены на крутых уступах скал и вершинах гор.

В пустынях долгое время жил и набирался мудрости Иоанн Креститель, подвизались многие другие святые. Сорок дней постился и молился в пустыне Иисус Христос, там же Он претерпел и успешно преодолел бесовские искушения.

Казалось, Сам Бог избрал эти места для Своего наиболее частого посещения. Величие, безмолвие, разлитая в пронзительно чистом воздухе вечность захватывают дух.
 
В наше время в горы и пустыни идут за подвигами другого рода. Высочайшие вершины гор модно «покорять», а в пустынях устраивают гонки на автомобилях. При этом людей не останавливает довольно высокая смертность на этих мероприятиях.

О том, что тот или иной альпинист погиб при восхождении, пишут часто. Реже пишут о том, что трупы погибших почти всегда остаются в горах, ими усеяны известные маршруты. Это связано с тем, что эвакуация тел из таких мест чрезвычайно дорога, а зачастую просто невозможна.

Гибнут и в пустынях. Совсем недавно во время тренировки в самой жаркой пустыне мира Руб-эль-Хали (ОАЭ) погиб известный украинский гонщик. Его автомобиль занесло песком, своевременной помощи дождаться не удалось, и человек погиб мучительной смертью от обезвоживания. Температура песка в конце июня достигала 80 градусов по Цельсию. При этом всего в нескольких сотнях метров от него находился оазис, о котором он не знал.

Что движет этими людьми? Пошли бы они на такие подвиги, если бы им суждено было остаться неизвестными широкой общественности? Если да, то какой в этом смысл? Тешиться в старости былыми достижениями? Это равноценно воспоминаниям инвалида-колясочника о том, как он когда-то на одном дыхании взбегал на девятый этаж.

Нет, этим людям нужно совсем другое. Они жаждут удовлетворения своего тщеславия, ждут почитания и восхищения публики. Той публики, у которой моментально появятся новые кумиры, стоит споткнуться кумиру сегодняшнему. А споткнуться придется в любом случае – если не от  несчастного случая и болезни, то от старости. Так устроен мир.

Есть такое известное выражение «зарыть талант в землю». Его происхождение связано с евангельской притчей, которую рассказал Христос своим ученикам.
 
Отправляясь в чужую страну, хозяин позвал своих слуг и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов (вес серебра), другому два, а третьему – один, каждому по его силе. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Точно так же получивший два таланта добавил к ним еще два. А получивший один талант пошел и закопал его в землю.

Возвратившись, хозяин потребовал отчета. Выслушав первого, принесшего дополнительно пять талантов, он сказал: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Так же он сказал и второму слуге, принесшему дополнительно два таланта. А выслушав третьего слугу, который вернул ему талант без принесенной пользы, хозяин распорядился «негодного раба выбросить во тьму внешнюю» (Мф. 25, 14-30).

Под приобретенным богатством, о котором здесь идет речь, подразумевается не богатство в денежном выражении (ростовщичество церковь осуждает), а добрые дела, направленные на помощь ближним, прославление Господа, искоренение своих грехов. Например, имеющий талант к живописи, должен прославить своими картинами Бога, а физически сильный человек – почаще помогать более слабым окружающим.
 
Тот, кто не делает таких добрых дел, имея данные Богом от рождения талант и способности, будет отвергнут Богом.

Покорители гор и пустынь – это люди, несомненно, талантливые и целеустремленные, с железной волей. Направив свои способности не на удовлетворение греха тщеславия, а на благие цели, в том числе духовное совершенствование, они добились бы многого.

Но они предпочли «зарыть талант в землю». Не задумываясь  о разнице между покорителями материальных и духовных вершин: первые заканчивают свой земной путь на спаде былых побед, в немощи и забытьи, а вторые – на пике своего духовных достижений, которые обязательно будут оценены по достоинству. Как в притче о талантах.