Глава 30. Сергиев Посад

Анастасия Игнашева
ЧАСТЬ 1. Мемуарная.

     В СССР, как известно, "секса не было". И не только его. "Не было" ещё очень многих вещей. Точнее - было всё, но советская власть по-страусиному очень любила делать вид, что этого нет. Например - не было религии и верующих. Хотя на самом деле - они были. И много. Это, впрочем, присказка. Сказка, как обычно, - впереди.

      В Лавре я была впервые в 15, или в 16 лет. Ещё в советские времена. Сергиев Посад тогда назывался Загорск. Почему - не знаю. Не спрашивайте. На территории Лавры, кроме, собственно, монастыря был ещё и краеведческий музей. Очень интересный. Поездка нарисовалась случайно. У нас с братом была общая подруга - его одноклассница, к тому же мы и жили по соседству - на одной лестничной площадке. Жили мы тогда в военном городке под Москвой. Отец Ленки был прапорщик-связист. Причём - какой-то непростой прапорщик. Помню, что у него был на лобовом стекле его старенького "Запора" какой-то термоядерный пропуск, позволявший проезжать где угодно. А Подмосковье было буквально нашпиговано всякими военными объектами и запретными зонами, как шмат сала - чесноком. И вот он ехал инспектировать что-то там в Загорске по своим военно-связистским делам, а нас - Ленку и меня с братом - просто брал с собой. "Чтобы посмотрели". Только вставать надо было в 6 утра. Но это было летом, так что не страшно. Летом, почему-то вскакиваешь сама с первыми петухами. А зимой никакой пушкой не поднимешь. Что в школу, что на работу.
Итак, поездка. Утром мы с Ленкой и Ленкиной мамой - тётей Верой - стояли на КПП нашего городка. Подъехал тентованный грузовик, в каком обычно солдат возят и мы полезли в кузов. Там уже сидел какой-то солдатик, который сразу же предложил нам подстелить бушлат на лавку вдоль борта, но мы легкомысленно отказались. И пожалели, ибо трясло в кузве немилосердно и нас швыряло и мотало как мешки с картошкой по всему кузову. К тому же - дорогу видно не было. Можно было смотреть только назад, что было "не айс", как сейчас говорят. А водитель гнал во весь дух. Разговаривать тоже было опасно - из-за боязни прикусить язык. Солдатик поведал только, что бывали случаи, когда люди вылетали из кузова на дорогу. Был он, судя по причёске и по особым образом выгнутой бляхе ремня - "старик" и считал дни до дембеля.
В Загорске нас вытряхнули напротив монастыря, дядя Олег - Ленкин отец, настрого приказал ждать их здесь же и укатил. У нас было 3, или 3,5 часа времени.
Помню, что поразило - обилие верующих. Люди шли в обитель непрерывной чередой. Родители с детьми, бабушки и дедушки с внуками. Что для нас с братом, выросших в безбожно-коммунистической семье - родители - ярые коммунисты, оба секретари парторганизаций на работе - было неслыханно и странно.
Возле ворот Лавры стоял "пионерский патруль". Его предназначение было - не пускать в монастырь детей школьного возраста. Ибо это было "религиозной пропагандой". Но получалось плохо. Развёрнутые от главных ворот верующие с детьми поворачивали и входили на территорию Лавры через небольшую калитку за углом, где патруля не было. Нас никакой патруль остановить не пытался, наверное, потому что мы были не похожи на верующих, к тому же - были старше этих патрулят.
В Лавре служба шла сразу в нескольких храмах и общий поток верующих распадался на несколько ручейков. Среди вполне русских паломников густо замешивались иностранные туристы, которые нам, выросшим за "железным занавесом", казались чем-то вроде инопланетян. Эх, сказал бы мне кто, что я, спустя каких-то 30 лет буду в гордом одиночестве и совершенно свободно разгуливать по Стокгольму - не поверила бы! Какой-то немчик в канареечной маечке приставал к юной паломнице:
- Шпрехен зи дойч?
Та смотрела на него с ужасом, как на немецко-фашистского захватчика и вынужденно улыбалась. Любопытства ради зашла в одну из церквей. Без платка и в брюках. И никто не остановил, не одёрнул. Сейчас бы на меня коршунами слетелась толпа "церковных бабушек" - бывших в своё время райкомовско-обкомовских работниц))) Толпа оттёрла меня от брата с Ленкой и я шаталась по Лавре одна. Запомнилась, почему-то девочка - ровесница брата с Ленкой, на голове её, как косынка, был повязан пионерский галстук. Что ж - применение креативное. Девочка держала просфору и крестилась на иконы.
Зашла в иконную лавку. Помню - поразила икона Божьей Матери - Утоли моя печали. Стоила она на те, советские деньги - всего 20 копеек! До сих пор жалею, что не взяла её. Про иконы не говорят "купила". Всегда - "взяла", или "выменяла". Но мама-парторг настрого наказала нам, чтоб "никаких крестиков, свечей, икон - никакой "богородицы"! Да и возьми я образ - куда б я его дела? Сейчас у меня есть этот образ - брат привёз.
Потом толпа снова принесла меня к брату и Ленке. И мы пошли в музей. За отдельную плату - нам, школьникам, буквально за 10 копеек - пускали на башню. Долго кружили по очень узкой и крутой лестнице. Вид оттуда был совершенно потрясающий! Ленка была с фотоаппаратом и она фотографировала и вид, и нас с братом на фоне вида. Только фотографии не получились, а жаль.

У стен Лавры, снаружи, тоже кипела жизнь. Обычно, выпуская нас " в свет", мама выдавала нам с братом по рублю "на разгул". Рубль для нас был большие деньги. Там, у стен Лавры раскинулось что-то вроде блошиного рынка. Торговали мороженным, пирожками с мясом и с вареньем и прочими нехитрыми советскими яствами. Отдельно стояли ларьки с сувенирами. Разбитной дяденька лихо вырезал из чёрной бумаги профили-силуэты всех желающих. Я захотела, чтобы и меня так же вырезали, но братец решительно ухватил меня за рукав и потащил прочь.
- Делать тебе нечего! - сварливо сказал он. До сих пор жалею, что не послала его тогда.

Обратно, почему-то ехали дольше. Но веселее. Про какие-то мелькнувшие по дороге развалины, я сказала, просто так, для прикола, что это - бывший особняк графини Потоцкой. Почему графини? Не знаю. Солдатик удивился:
- Она что - в таком скворечнике жила?
- Нет. Это в войну дом разрушили, а это - то, что осталось. Почему я так сказала? При чём здесь какая-то графиня Потоцкая?

Так что то, что я затеваю сейчас - это, в какой-то степени - поездка за воспоминаниями. А не только паломничество.