О детях и щенках

Александр Кобзев
Педагогика наоборот, или о детях и щенках


— Почему ты куришь?

Это не возмущение взрослого, который видит покушение на его “исключительно-взрослые права” со стороны мальчишки. Это — своего рода научный интерес.

— Хочу казаться взрослым.

Нет, он сказал не так. Но смысл был именно таким: салага, у которого за душой ничего нет, лезет вон из кожи, чтобы как-то выпендриться.


В девятом классе я увлёкся радиоэлектроникой, пытался основательно изучить теорию, пробовал кое-что конструировать. Но по достижении определённого уровня сложности я начал понимать, что ничего не понимаю. Несмотря на мои способности, это оказалось мне не по уму. Так я оставил занятие радиоэлектроникой — попросту опустились руки.

Много лет спустя я случайно познакомился с пареньком-десятиклассником. Кроме всего прочего заговорили об электротехнике. Из разговора я понял, что этот школьник и в теории разбирается, и телевизор может отремонтировать, и даже сконструировать любой хитрый прибор.

При каждой случайной встрече я всегда с восхищением смотрел на этого паренька и думал: вот передо мною потрясающий зрелый мужчина, увлечённый полезным, творческим и интересным делом. Я перед ним — слабак! И теперь, много лет спустя, я вспоминаю ту случайную встречу и своё ощущение радости, встречая на улице этого уже взрослого мужчину. Великан, думаю я про него всегда.

Не раз я встречал детей, которые увлекались серьёзными науками, учились достойному делу у родителей, по-настоящему зарабатывали деньги.

Но, видя подростка (вернее — недоростка) с сигаретой, мне так и хочется сказать: “щенок недоделанный”.


— Мал ещё курить! — так обычно реагируют взрослые, когда видят салагу, украдкой посасывающего окурок.

Думаете, какой будет результат от этих слов? Несчастный подросток вдруг раскается и больше никогда не возьмёт сигарету в рот?

Наоборот! Он возмутится тем, что его считают маленьким, и своим куцым умишкой сделает хитрое умозаключение: если курение — привилегия и атрибут взрослых, а я — несомненно взрослый (по крайней мере, хочу таковым казаться), то курить я непременно буду!

И несчастный будет смолить бычок из помойки, говорить “взрослые” слова и воображать, какой он старый.

В этой фразе — «мал ещё курить…» — куча ошибок.

Первая. Внушаем убеждение, что курение — атрибут взрослости, зрелости, самостоятельности. А салаге (не ребёнку, а именно щенку-салаге) ох как хочется, минуя детство, сразу стать большим дядечкой (тётенькой) или старичком (старушкой). Здесь неявно звучит утверждение: чтобы быть взрослым курить можно, и даже нужно.

Вторая. Здесь присутствует прямая провокация на бунт: подросток всё равно так или иначе будет бунтовать. А взрослые подсказывают ему конкретные формы протеста: курение, алкоголь, наркотики. Вместо того, чтобы бунтовать против косности и пошлости созидательным трудом и творческой активностью.

Уважаемые папы и мамы! Вы сами провоцируете своих подростков на курение. Вы сами создаёте вокруг сигарет, матов, алкоголя, блуда ореол “взрослости”. У подростков всегда есть желание повысить свою самооценку и утвердиться в своей среде. Неважно, каким способом. И курение — это именно такой примитивный и самый лёгкий способ самоутвердиться.

Ребёнок всеми силами хочет казаться взрослым. Что для этого нужно? Курить! Потому что атрибут взрослости — это курение плюс ещё пара пороков; именно это родители внушают своим детям! Поэтому он будет добиваться права на курение. Родители, подумайте о том, что вы сами создаёте вокруг курения ореол мужественности, взрослости, самостоятельности, независимости. А нужно бы наоборот — наклеить на курение ярлыки несамостоятельности, инфантильности, слабости, позора.


Даже внешне благополучные дети во все времена курили, воровали, мечтали о гаремах и вселенском могуществе. И простыми запрещениями или увещаниями типа “вырастешь — тогда курить будешь” ничего добьёшься. Поэтому просто ругать — малоэффективно, даже бесполезно.

Почему бы чаду не сказать: «Я думал, что ты уже достаточно зрелый и самостоятельный мужчина. А ты — поддался на какие-то позорные детские игрушки. Курить простительно только неразумному тупому салаге. Это несмышлёнышу простительно гадить в свои лёгкие. А ты кажешься уже достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения. Мне кажется, ты уже достаточно серьёзный мужчина, чтобы подчинить детские инстинкты своей воле. Покурил, понял, какая это гадость? Теперь пора оставлять детские привычки — ковырять в носу, кушать козюли и курить!» (Правда, если отец при этом сам курит, то ему стоит честно признаться себе, что курение не достойно мужчины, и уже вместе с сыном избавляться от этой гадости!)


Я думаю, если большинство родителей будет говорить своим чадам примерно так, если будут развенчивать эти странные пристрастия, то ореол взрослости вокруг некоторых “детских” привычек исчезнет, и пусть не все, то хотя бы несколько подростков никогда не возьмут сигарету в рот. А вместе с ними и некоторые взрослые подумают о том, как бы побыстрее бросить эту гадость.

Кстати, тоже самое можно сказать о большинстве других “взрослых / детских” пристрастий:

— Зачем без спроса взял? Это неразумный ребёнок не понимает, что чужое брать нельзя.

— Ты зачем говоришь такие грязные слова? Это двухлетнему малышу простителен словесный понос, а ты уже взрослый! (На мальчишек весьма сильно действует, особенно в присутствии девочек. Сам проверял, только слово понос (диарея) иногда заменял более грубым словом.)

— Зачем девочек обижаешь? Настоящий мужчина с уважением относится к девочкам и женщинам и защищает их.

Надо лишать порок ореола романтики и низводить его до уровня постыдной детской болезни, как, например, гельминтоз или вшивость. Зато возвышать труд, творчество, целеустремлённость.

Курения дОлжно стыдиться, как стыдятся энуреза. А говорить о страшных болезнях бесполезно. Все об этом знают — и курят. Лучше ненароком познакомить ребёнка с человеком, больным эмфиземой или раком лёгких (любимые болезни курильщиков). Очень полезное будет знакомство.

Быть может, вы думаете, что автор статьи — этакий стерильный прилежный мальчик? Я курил немало, и к тому же самые крепкие сигареты минимум по пачке в день. Мне стоило большого труда избавиться от этой гадости. Ещё долго после этого я с тоской думал о том, что потерял в жизни нечто самое родное и неотъемлемое (так это и есть так называемая психологическая и наркотическая зависимость). Зато теперь я уже два десятка лет живу и радуюсь. Лишь познав табачное рабство, могу сказать: я знаю, что такое свобода.

Прошу прощения за грубоватый тон. Но речь шла не о цветах и не о классической музыке.

P.S. Затруднился выбрать жанр. А пусть будет литература для детей:))
Разве я не прав?