Са-Баг-Эл

Лейла Сабзали
Еще одна глава из книжки "Откровения сакрального Гобустана"



«Энлиль взошел на гору и огляделся; Вниз посмотрел: там воды морем разлились. Вверх посмотрел: гора душистых кедров там. Он вверх повез зерно, что на горе он в землю бросил. То семя, из которого богатый урожай взойдет зерна и хлеба на горе».(перевод З. Ситчина)



В шумерских откровениях часто встречается словосочетание - «Дуль-Куг», что шумерологами трактуется как – «пристанище богов», «сияющий холм»(«kug» с шумерского - «светлый», «сияющий», "священный").
 В шумерской поэме - «Овца и Зерно» из диалога двух божественных братьев – Эла(в др транскр - "Ал", Эн-лил) и Эа(Эн-ки) становится ясным, что «Дуль-куг» - летающая «гора Небес и Земли», и что живут на ней «небесные воины». О месторасположении этой горы в тех же текстах сообщается, что «Дуль-куг» находится на побережье Абсу, неподалеку от центра Энки - Эриду.


В юго-западной части бакинской бухты, в 400 метрах от берега, на небольшом скалистом мысе с незапамятных времен расположилось древнее укрепленное сооружение циклопической кладки. На протяжении многих веков оно было полностью погружено под воду и относительно недавно подобно «невидимому граду Китежу» стало восставать со дна морского. Правда, сегодня оно практически разрушено, а вот когда-то….


В исторических источниках времен античности и средневековья это сооружение называют по-разному - «Суалты шехср»(подводный город), «Байыл Дашлары»(баиловские камни), «Байыл гесри» («Баиловский замок»), «Гем-рукхана»( вместилище духов). А еще - «Ханегях», «Шахри Саба», «Шахри Нау» итд и т п. Нужно сказать, что замок этот показывался над водой и в начале 18 столетия, когда происходило существенное понижение уровня Каспия. И именно тогда оно было запечатлено художниками, с него были сделаны зарисовки, по которым мы и можем сегодня судить о его внешнем облике.


Возведено укрепленное сооружение замка, как уже говорилось, на небольшой скале. В плане оно представляет собой неправильный многоугольник с необычно вытянутой с севера - на юг конфигурацией, по-видимому, отражающей очертания холма. Длина сооружения – 180 метров, ширина в узкой части - 40 метров. Фундамент сооружения, похоже, базируется на дополнительной насыпи и каменных платформах.


Обнесено сооружение каменным зубчатым ограждением, двухметровыми по толщине стенами, по своему архитектурному решению напоминающими крепостные стены «Ичари шэхэр»(древний «внутренний город», историческая часть Баку). Швы каменной кладки сооружения настолько узки, что между камнями невозможно протиснуть даже лезвие ножа. Ширина входных ворот в замок - 1м 25 см. Три угла ограждения этого сооружения закреплены круглыми в плане башнями. Вдоль ограждения расположено одиннадцать полуцилиндрических каменных башен, видимо служивших в качестве контрфорсов для закрепления стыков стен. Стыки в углах ограждения замка соединены металлическими штырями, залиты оловом, а поверх олова залиты раствором извести, сохранившем высокую прочность и сегодня. Надо сказать, что подобные строительные приемы характерны еще для одного сооружения на территории древнего Азербайджана – крепости - «Дар-бенд»(ныне территории Российского Дагестана). С наружней стороны ограждения, по периметру нижней его части за кладку стены выступают несколько крупных закруглённых каменных плит с круглыми сквозными отверстиями, возможно, служившими для швартовки морских транспортных средств( наподобие описанных выше гобустанских круглых камней вделанных в стену, с отверстиями для коновязи).


Сооружение это, по мнению архитектора и историка прошлого века - Д. Ахундова, выполнено в архитектурных традициях абшеронского зодчества, с применением местных инженерно-строительных приемов. Но, что интересно, архитектурное решение этого сооружения имеет и некоторые черты схожести с древними строениями Месопотамии и, по мнению Д.Ахундова, решено под влиянием месопотамской архитектуры.


Композиционно сооружение представляет собой ступенчатую терассу. В середине западной его стены расположена четырёхугольная в плане башня, размерами - 15х 9.6 метров(по низу), представляющая собой трехступенчатый зиккурат на стилобате. К сожалению, верхняя часть сооружения сегодня практически вся разрушена, и сохранилась лишь нижняя его часть, достигающая местами до 2 метров в высоту. По бокам к центральной башне, судя по остаткам, примыкали две наружние крутые одномаршевые лестницы(6 м длиной и 2м шириной по сохранившейся части их основания) без лестничного марша посредине. Что и оличает это строение от аналогичных месопотамских сооружений (Урского зиккурата).


При подводном изучении этого сооружения на территории его были обнаружены и отдельные каменные архитектурные детали, среди которых - фрагменты декоративных арок и сталактитообразные декорирующие элементы грубой обработки. Обнаружен был и фрагмент ствола круглой колонны, что в принципе, не характерно для архитектуры Азербайджана времен античности и средневековья. Колонная архитектура в те времена, как известно, была присуща культурам древних - Месопотамии, Египта и Греции.


Помимо этой башни в замке имеются еще три круглые башни, имеющие внутренние помещения небольших размеров. Небольшое внутреннее помещение имеется и в северо-западной - одиннадцатой по счету башне. Судя по остаткам фундамента, башня включала в себя внутреннее помещение в виде правильного круга. Из наружнего помещения во - внутреннее вел плотно закрывающийся вход. Во внутреннем помещении в толще башенной стены была обнаружена глубокая цилиндрическая ниша. Две угловые башни перед южным входом сообщались ходами с внутренними помещениями строения, откуда лестница вела и к помещениям верхнего этажа.


В результате исследований, которые проводились здесь в разное время( в 40-х и 70 –х годах прошлого столетия) были обнаружены и фундаменты еще 9 помещений, примыкающих к крепостным стенам, в двух из которых были обнаружены очаги. Расположены помещения так, что в центре их образовывался внутренний двор. В районе этих помещений, между небольшими «двухкомнатными» комплексами и двумя большими комнатами, у самого подножия стен были обнаружены проходящие через толщу кладки стены сквозные стоки в виде небольших лотков обложеных каменными плитами.


Исследователями этого сооружения в 70-х годах были энтузиасты-археологи - Виктор Квачидзе, О. Исмизаде, Геннадий Агаев, Михаил Карелин, Владимир Каргополов. Надо сказать, что проводить исследовательские работы здесь было весьма непросто по причине того, что неподалеку от замка расположен выход городских коллекторов. И хоть исследователи и погружались тогда на дно в водолазном снаряжении, все же подолгу оставаться под водой даже в этом снаряжении было невозможно. И, тем не менее, во время подводных исследований ими было обнаружено много интересных находок - остатки глиняного газопровода хорошего обжига, обломки гончарных труб различных диаметров, составлявших разветвленную сеть коммуникаций сооружения. Было обнаружено и небольшое количество предметов - фрагменты посуды из поливной расписной черной и красной керамики, целые сосуды поливной белой керамики, небольшие скульптурные изображения животных, которые археологами и искусствоведами были отнесены к культуре древней Греции(?). И несколько медных монет времен ширван-шаха - Кершасба (1203/4-24).


Но самой значительной находкой в этих исследованиях явились каменные плиты с рельефными изображениями и надписями. Об этих плитах еще в 1852 г упоминал К. Ф. Спасский-Автономов, в 1861 г. - А. Иванинцев, а в 1875 г. - Б. Дорн.


Большая часть плит была обнаружена в южной части замка, в одном из его помещений. На сегодняшний день со дна морского поднято около 700 плит, часть из которых выставлена в музее Дворца Ширваншахов. Размеры их – 50-70 см в длину, 25 - 50 см в ширину, и 15-25 см в толщину. Разный масштаб плит, различный характер рисунков и манера их исполнения говорят о том, что камни изготавливались в разные исторические периоды. И коллекция этих плит, судя по всему, пополнялась на протяжении довольно длительного исторического промежутка. Некоторыми учеными высказывались предположения, что этими плитами была «оторочена» верхняя часть крепостных стен замка. Возможно, что это так и было? Только, думается, что плиты, скорее всего, не были вделаны в стены, а выставлялись по их периметру.


Надписи на камнях сделаны арабской вязью, и большая их часть(из расшифрованных) писана на персидском языке - официальном языке империи персов, в состав которой какое-то время входил и Азербайджан. Некоторые надписи на камнях содержат арабское – «Бисмиллах» - «Во имя Аллаха». Арабской вязью на этих территориях стали писать с VII века нэ, со времен арабской экспансии на территориях Персии и Азербайджана.


Некоторые из плит отражают династическую генеалогию ширванских шахов, с указанием времени правления каждого из них. В генеалогической таблице имена правителей расположены под барельефными изображениями человеческих ликов, животных, птиц, зодиакальных животных и фантастических существ. На некоторых из плит изображены коронованные персоны, возможно, цари? Очень интересно барельефное изображение крылатого льва с повёрнутой в-анфас головой, на человеческом лике которого узнаваемы черты столь характерные для монголоидной расы. Хоть и доподлинно известно, что крылатый лев был когда-то геральдическим символом Сасанидской Персии(?). Надо сказать, что все барельефные изображения по стилю исполнения напоминают древние гобустанские барельефы.


Судя по датам, обозначенным на этих камнях, как например, – «632 год хиджры», соответствующем 1234—1235 гг нэ, плиты были доставлены на территорию замка уже после освобождения этих земель от арабского владычества. И тем не менее, тексты на них были писаны арабской вязью. Думается, что только в связи с какой-то уж очень большой значимостью этого места тексты писались арабской вязью, а возможно, что кое-где и на арабском языке - духовном языке Корана (большая часть текстов пока не расшифрована).


Необходимо отметить, что делать изображения людей и животных в исламе запрещено. И потому, думается, что изображения эти могли быть сделаны в доисламские времена, намного раньше, чем надписи.

Так что же это было за место такое, куда на протяжении долгого времени приносились каменные плиты с памятными священными надписями? Да еще огромная часть их доставлялась из Персии? И что это были за священные лики, которые даже во времена арабского владычества не были уничтожены, а напротив, рядом с ними делались надписи, начинающиеся со слова, - «Бисмиллах»?


Некоторыми из исследователей высказывались предположения, что замок этот был крупнейшим портом с караван-сараем. Хоть думается, что караван-сарай не мог быть тем местом, куда на протяжении длительного исторического периода приносились бы подобные реликвии, писанные на официальном языке того времени и каллиграфическим письмом священного Корана. Да и судя по столь незначительному количеству найденных на территории замка предметов обихода, похоже, что в нем не жили. Или, во всяком случае, не жили подолгу.


И главное, для чего на территории караван-сарая понадобилось строить зиккурат? Да и вообще, столь сложное в инженерном отношении сооружение, подобного которому ни на территориях Азербайджана, ни на территориях Ирана обнаружено не было? Хотя…? Похожее строение стояло когда-то на территории Баку, на месте второй древней бакинской крепости - «Гайтара»( сооружение по результатам раскопок было в свое время реконструировано профессором Д. Ахундовым(рис. прил).


И еще, расшифрованные тексты некоторых камней гласят, что надписи на них были сделаны всего лишь несколько веков назад. Несколько веков надписям, возможно, некоторым камням…. А вот…, сколько веков самому сооружению…? Или – тысячелетий…?

И опять к - шумерам. В шумерских хрониках есть интереснейший текст, где повествуется о том, что по прибытию на Землю бога Энлиля для него был выстроен Э-кур (дом-гора) неподалеку от культового центра Энки - Эриду. Центр Энлиля был назван Ниппур. В честь этого события шумерским автором позже была написана ода. Вот строки из этой оды:



«Светлый и темный дом Небес и Земли,

Построен для «гир» он,

Э.КУР, тот Дом Богов с вершиной острой,

Для пересеченья Земли и Неба он был оснащен.

Дом, что внутри сияет красным Светом Неба,

Лучом дрожащим мощным, бьющим далеко,

От сияния его трепещет плоть.

Ужасный зиккурат, гора всех выше гор,

- Великое и гордое творение твое,

И людям не постичь всех тайн его».

А вот описание предназначения замка, -

«…Дом Оснащения, Дом Вечности высокий:

Стоит он на камнях, (что стоят) в воде;

В окружности он глиной выложен.

Дом - части сплетены его искусною рукой;

Тот дом, чей верный гул Великих-

Что-Вращаются-и-Видят на покой спускает...

Дом для высоких Шемов великий знак;

Гора, с которой ввысь возносится Уту.

(Дом), куда войти не может смертный...

Ану его восславил».



Еще:


«Энлиль, Богов селения наметив на земле,

Ниппур построил ты, излюбленный твой город,

тот град Земли святой, твой чистый град….

Ты Дур-Ан-Ки(букв. «стоит между землей и небом», иными словами - связующее звено(прим авт.)

установил в средине мира четырех углов».



А это описание внутренней части строения, основание которого - «что трепетом объято»;

«Сияющий зеленым тусклым светом вход,

Закрывающийся и открывающийся, как рот;

Порог «словно пасть дракона, в ожидании открытый»;

(Входы в комнаты) «как острия клинка,

Что держит всех врагов на расстояньи».

Внутреннее помещение - «как вульва»,

Ее хранят клинки, снующие и день, и ночь;

Ее «излияние»- то, что исходит из нее наружу –

«Подобно льву, на которого напасть страшатся все».


И еще:


«Свод ее как радуга, здесь тьма кончается;

Завесой страха окутана она;

В ней стены как когти грифа хищного, готовые сомкнуться».

Там, вверху галереи, «вход в вершину Горы»;

«Врагу не открывается он;

Только Тем, кто живет, только им открывается он».

«Засов, задвижка и замок... скользящие вместе,

Наводящие страх» закрывают вход в верхнюю комнату,

Откуда Экур «охватывает Небеса и Землю, протягивает сеть».



Некоторое время в этом доме служила одна из шумерских богинь – Нинхурсаг, вот описание того, что там происходило:



«И в этот день Хозяйка сама правдивые молвит слова;

Богиня Гир, Великая Чистая Дева, себя восхваляет:

«Я Госпожа; Ану положил мне судьбу; я дочь Ану.

Великую судьбу Энлил мне дал; я его сестра-принцесса.

В руки мои боги отдали связи Неба-Земли, что гир направляют;

Я - комнат небесных Мать.

Эрешкигаль вверила мне открывание приборов,

Что гир направляют; знак величайший наземный,

Гора, где Утту возносится ввысь, трон мне заменит она.


Как говорится, - без комментариев. Вот такое описание замка Энлиля, который « стоит… на камнях, (что стоят) в воде».


Надо сказать, что Баиловский замок неоднократно подвергался реставрационным работам. Во времена Персидского царства его пытались отреставрировать персы, позже, с арабской экспансией - арабы. Реставрировали его и ширваншахи, и даже имя одного из ширванских зодчих-реставраторов осталось на камнях этого замка. Но, никто в итоге, так до конца реставрацию и не довел. Возможно, помешало внезапное погружение замка в воду? Которое, по мнению азербайжджанских историков, случилось, примерно, в 1306 году нэ. в результате сильнейшего землетрясения, произошедшего на юге Каспия.


Замок этот на протяжении всего времени зороастризма и христианства вплоть до принятия Ислама почитался как святилище - «пир», к которому так же, как и к другим пирам на Абшероне, шли паломники. Интересно, что и арабы с благоговением относились к этому замку, и такое отношение их к языческой святыне кажется более чем странным. Правда, - кто и когда разрушил замок? – доподлинно неизвестно, хоть и высказывались различные предположения. Возможно, что он все же был разрушен в результате землетрясения…?


И еще, - самым древним названием Баиловского замка является название – «Са-Баг-Эл», что в расшифровке с авестийского, древнетюркского и азербайджанского языков означает – «Са»- «место перекрестья четырех дорог», «Баг» - Бог, «Эл» - имя Бога, которое называется в древних шумерских хрониках.


Слово – «Баг» в том же значении употреблялось и в персидском языке, и в санскрите, и в - древнеегипетском (Бак, «Bhaga», «Бага»). Вписано оно и в каменные страницы Бехестунской клинописной надписи( VI в. до н. э.). Слово - «Са» сохранилось и в некоторых кавказских языках, сохранилось оно и в грузинском языке, и на всех этих языках - в значении - «место».


И еще, в некоторых тюркских языках слово - «баг» употребляется в значении – «связь», «узел», «связка»(багламаг- азерб.).
Связь…? «… Дур-Ан-Ки установил в средине мира четырех углов»…?


Вдруг подумалось, - а может вовсе и не реставрировать его тогда пытались персидские шахи, а что-то там искали? Что-то из божественного имущества…? Нашли или – нет? - история об этом умалчивает. А позже замок уйдет под воду, словно древние камни не пожелали, чтобы по территориям замка прогуливался кто-либо из любопытных «смертных».


***

Мифологический «первохолм творения», по сообщениям древнейших источников Шумера, Аккада, Ассирии, Египта, Вавилона, Мидии и.т.д был расположен на Востоке, в месте «Восхода Солнца». Местом «восхода солнца» на протяжении долгого времени в те времена считался Каспий. А страну, расположенную на его побережье, которая для всех народов того населенного мира будет оставаться закрытой вплоть до периода античности, во многих древнейших исторических источниках будут называть – «Страной Восходящего Солнца», «Горой восходящего солнца»(Bakhay.египетск. книга мертвых), «Горой Бога»(Багкур), а еще - «Страной чудес», как она обозначена в документах ассирийского царя Нина(Ададнерари).


В месте «восхода солнца», по древним шумерским источникам, находилась и изначальная Арата. О чудесах, которые происходили на территориях этой загадочной страны, будет рассказываться и в текстах Авесты и в текстах индийских Вед.


Во времена античности греческие историографы назовут эту страну – Каспианой и будут упоминать о многочисленных «закрытых храмовых зонах» на ее территориях, особенно не распространяясь ни о самой стране, ни о ее жителях. И на территории Каспианы со временем возникнет новое государство, самоназванием которого будет – «Кау-Касс-Ал-Ван», что дословно будет означать - «Небесные кАсы и Ваны Ала»(авест). А греки назовут эту страну – Кавказской Албанией, на территории которой еще чуть позднее народ создаст государство – Азербайджан (но обо всем этом – в следующей книге).


Описанные в шумерских откровениях замки древних богов стояли в Эриду или как позже назовут его аккадцы - «Арате». В легендарной стране, которую вот уже два века пытаются отыскать историки и археологи мира, безуспешно локализуя ее в различных точках земли.


Арата - место, где когда-то возник человек и человеческая цивилизация, откуда спустя время после Всемирного потопа, «когда воды обнажат землю», часть шумеров отправится в Месопотамию, в библейскую страну - Сенаар.


Где они создадут свое новое царство, в месте «второго престола».

Уйдут, оставив часть «черноголовых» на земле Араты. Возможно, уйдут, чтобы жить подальше от гибельного влияния шемов и гиров…? Или для того, чтобы «черноголовые» смогли избавиться от страшных воспоминаний о потопе, а может и еще по какой – то причине? Но, так или иначе, уйдут они в место удивительно похожее на Арату, с похожими географическими и климатическими условиями. В теплое Междуречье между Тигром и Евфратом, расположенное неподалеку от залежей нефти. Где вновь отстроенным городам они будут давать старые названия. И на месопотамской земле вновь будут стоять – Нипур, Киш, Лагаш, Ур .… И это будут хорошие времена для этой цивилизации.


Позже начнутся раздоры между богами, и разгорится яростная борьба за власть. И начнет ее тот, кто не имел права на престол, но жаждал власти – бог старшего поколения - Эн-ки. «И брат на брата пойдет», и « небесное воинство» разделится на два лагеря. Чем закончилась та борьба, шумерские тексты умалчивают(еще не все расшифрованы). Зато об этом рассказывают другие священные писания, возникшие в более поздние времена. А цивилизация шумеров внезапно исчезнет, и на смену ей придет цивилизация Человечества.


И еще…, словом - «Сабаэл» в Азербайджане в древности называли бога Ветра – Огненного Духа. Этим же словом, а еще и производными от него - «Сабиль», «Саба» в Азербайджане так же, издревле называют и питьевые источники, построенные в качестве «назира» (пожертвования) в честь Всевышнего Бога.






Примечание:

1. шумерское слово "гир" обозначает летательный аппарат шумерских богов, судя по рисункам на глиняных табличках - космическая ракета.

2. слово - "шем"- также, летательный аппарат, по рисункам напоминающий летающую тарелку, только с более вытянутым куполом.