20. С предложением к Дунаевскому

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Исаак Осипович Дунаевский (1900-1955), композитор, дважды Лауреат Сталинской премии, народный артист РСФСР


Я договорился с Витей Пушкаревым о командировке в Москву, – у меня было, как я считал, очень важное дело. В моем кармане лежали стихи, написанные еще год назад одним из студентов, о Политехническом институте и студентах-политехниках.

Многие студенты писали стихи, правда, хороших было мало. А эти были весьма неплохими, так и виделся в них текст гимна политехников, или марша, или чего-то в этом роде. Они нравились всем, кому я их показывал. В них была любовь к институту, сдержанная гордость, там было чуть студенческой удали, юмора, а вот не было ни излишнего пафоса, ни ура-патриотизма.

Мне очень хотелось, чтобы эти стихи были положены на музыку, и у меня сразу возникла идея, попросить написать музыку к этим стихам знаменитого и любимого мной композитора Исаака Осиповича Дунаевского.

Я понимал, что встретиться с ним будет непросто, но какая-то зацепка у меня была. Мне дали номер телефона его родного брата Семена Осиповича. Он был музыкальным руководителем ансамбля песни и танца Центрального Дома детей железнодорожников, им же и созданного еще в 1935 году. К слову, он руководил им и был дирижером более 40 лет. Я составил письмо Исааку Осиповичу от Комитета комсомола с просьбой написать музыку к этим словам и рассчитывал на содействие Семена Осиповича в организации встречи со знаменитым композитором.

В последних числах июня, сразу после экзаменов я приехал в Москву и остановился у моего двоюродного брата Миши Качана.

Мне удалось встретиться Семеном Осиповичем и поговорить с ним. Интересной была та часть нашего разговора, где он расспрашивал о культурно-массовой работе в Политехническом институте. Попросил меня рассказать обо всем, что мы делали очень подробно. И сам много рассказывал.

Конечно, он не мог никуда пригласить меня, потому что в конце июня уже ничего не функционировало – абсолютно все либо были в отпуске, либо уходили через день-два. Удивительно, что он задержался в Москве, поскольку Детский хор, которым он руководил, уже тоже был на каникулах. А вот главная часть разговора получилась совсем не такой, на какую я рассчитывал. Он отнесся к моей просьбе весьма скептически. 

– Не думаю, что Исаак Осипович возьмется за этот гимн, - сказал он. – у него так много неотложных дел. Он работает с раннего утра до позднего вечера. Я, конечно, расскажу ему о вашей просьбе и попробую передать стихи, но не уверен, что у него будет время даже просто прочесть их.

Я так и не узнал, передал он стихи своему брату или нет, потому что уже в июле 1955 г. Исаак Осипович Дунаевский внезапно скончался.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/16/681